Дифференцированное обучение, как необходимое условие личностно¬-ориентированного образования.
Дифференцированное обучение,
как необходимое условие личностно-ориентированного образования.
Дифференцированное обучение, как необходимое условие личностноориентированного образования
Учебные программы остро ставят перед учителем задачи совершенствования учебного процесса, обеспечение высокого уровня усвоения знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления, воспитание у детей моральных качеств.
Для успешного решения задач , нам необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности их умственного и общего развития, дифференцировать свою работу.
Эта работа кропотливая. Она обычно включает 3 этапа.
Выделение З- х групп учащихся, которые отличаются :
Уровнем работоспособности и темпом работы.
Б) Особенности восприятие, памяти, мышление.
Различным уровнем усвоение материала на данный этап.
Составление или подбор дифференцированных заданий , включающих различные приёмы , помогающие учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым меняется характер дифференцированных заданий.
Так как, мой класс большой , поэтому в 1-м классе я приступила к выделению различных 3 групп :
К 1 (высшему) уровню продуктивности, были отнесены ученики , которые сочетают в себе высокую степень владения умениями. Они легко ориентируются в новых условиях быстро переключаться с одного вида на другой , учебный материал усваивают легко , без особых усилий , в запоминании материала не испытывают трудностей , их речь плавная с богатым словарным запасом , ответы эмоционально окрашены , в учебной деятельности они достигают значительных успехов , благодаря систематическим занятиям.
На уроках работают быстро , уверенно , любят выполнять трудные задания , успевают выполнить довольно большой объём работы.
К 2 (средневысокому) уровню относятся ученики, которые осуществляют глубокий, но часто односторонний анализ картинки , частичное сравнение и частично осмысленное обобщение. Применение знаний на практике не всегда достаточно обосновано. Они могут легко быстро включаться в работу. Однако , устойчивость и концентрированность внимания у них не высокая , наблюдается поспешность стремление к быстрому завершению работы, перескакивают с одного этапа решения на другой, пытаясь одновременно выполнить несколько действий . Они допускают ошибки в вычислениях , но при специальном направлении внимания , они самостоятельно. Находят ошибки. Из-за специфических особенностей познавательных процессов , они не могут учиться на «отлично» . В общественной жизни класса они принимают участие с большой охотой , любят соревнования, эстафеты, конкурсы, быстро завязывают контакты с детьми.
3 ( средне- низший) уровень. Дети поверхностно осуществляют анализ картинок, неправильно определяют существенные и несущественные признаки . Они отличаются меньшим запасом представлений, при выполнении заданий, они хотя и понимают инструкцию, а не могут организовать свою деятельность . Характерной чертой их восприятия является неточность им свойственна бессистемность и непоследовательность в наблюдении. При письме часто не соблюдают разлиновки, пишут небрежно ,
обдумывают написанное после того, как запишут фразу, много зачеркивают, часто решение задачи не осмысливают до конца. Характерные ошибки- пропуски букв, слов, незапоминание отдельных гласных и согласных букв, ошибки на правописание безударных гласных. и непроизносимых согласных. Это свидетельствует о недостаточном владении звуком ,составом слова, в рассуждениях слов. Работоспособность невысокая.
Приёмы индивидуализации на этапе изучения нового материала. У учащихся 3 уровня стараюсь стимулировать интерес учащихся (показ личной зависимости изучаемого, занимательные факты исторические ссылки ), поддерживать внимание при восприятии нового материала (наводящие вопросы , ассоциации о ранее изученном), выбирать рацион, темп обучения регулировать степень трудности содержания нового материала ( выделять главное , делить информацию на части).В ходе беседы со всеми учащимися повторяем необходимый теоретический материал , способы действий, затем организую кратковременную самостоятельную работу, в которой учитывается уровень подготовленности учащихся.
Например, при изучении темы «Умножение многозначного числа на однозначное» в коллективной беседе повторяется состав числа, название компонентов при умножении и сложении , приёмы умножения суммы на число . После этого, учащихся 1 группы выполняют задание по учебнику, а учащихся 3 группы по индивидуальным карточкам. При этом учащихся 2 группы после краткого разбора работают самостоятельно , а с 3 группой стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок прокомментировал свои действия.
Тема : «Умножение двузначного числа на однозначное».
Учащиеся 1группы работают по учебнику
2гр выполняет работу по карточкам 24*6=?
Выполни действия. Рассуждай, чтобы умножить двузначное число на однозначное, надо:
Заменить первый множитель .Заменяю 24 Получаю сумму.
Умножить каждые слагаемые на число ....
. Умножаю ,получаю.
Сложить полученные результаты, складываю,получаю
32*4 Рассуждай также , как при решения примера 24*6.
Згруппа
24*6 .Выполняют действия , пользуясь планом.
Замени 24 суммой разрярядных слагаемых.
Каждое число умножить на 2 множителя.
Результаты сложить.
Повторите правило как умножить двузначное число на однозначное.
16*7=?
Рассуждай по плану
Приёмы индивидуализации обучения при закреплении знаний.Стараюсь учащихся 2,3гр спрашивать чаще других, проверять домашнее задание, разрешать пользоваться планом ;разрешать подготовку к ответу у доски с использованием таблиц , плакатов ; активно поощрять первые успехи , обеспечивать благожелательный тон ответа.
Картинный диктантЗдание группам перед картинным диктантам:
-работать самостоятельно;
даю образец записи е-жи , у-жи жи, ши через- и
Кapтинный диктант.
Учащиеся записывают слова :ландыши , рыжики , калоши , ужи и тд.
Задание после диктанта.
Составить рассказ «В лесу».
Составить и записать предложения с этими словами, используя опорные :растут, купил , собирали , живут.
Минуты чистописания Сс , су , са , со , собака.
Соболь обитает в Сибири на Дальнем востоке.
В предложении выделить грамматическую основу , дать характеристику.
В предложении определить род, падеж, склонение имен существительных .
Списать, подчеркнуть существительные,определить падеж.
I Составить 3 предложения , подчеркнуть существительные;
\ Составить 1 предложение с этими словами.
Свободный диктант Упражнение 145.
Коллективно разбираем, вставляем и объясняем пропущенные буквы.
1-2 пользуясь планом , раздели текст на части , запиши по плану.
З-Прочитай упражнение несколько раз , отвечай письменно на конкретные вопросы.
Откуда возвращался охотник?
Что охотник бросил собаке.
Кто вышел на крыльцо сторожки?
Как дальше поступил охотник.
Упр-153.
Списать , выполнить задание.
Списать , выполнить только верхнее задание.
Списать , вставить пропущенные буквы.
Решение задач.
1,2. Решить задачу через 5 мин. Открываю краткую запись
Было -157д.
Посадили 62д и 48д
Осталось?
Тем, кто справился с заданием, решить выражение
1группа составить обратную задачу.
З-Даю карточки с заданием .
Узнай , сколько всего деревьев посадили 2 группы?
У знаем сколько деревьев осталось посадить.
Природоведение.
Слабоуспевающие.
Учащиеся , у которых слабо развита речь, память, мышление, отвечают с планом, записанном в тетради.
При изучении темы «Степи», я дала детям подобрать дополнительный материал о степной зоне Украины. ( Литературу не указывала).
На уроке мы провели пресс. Конференцию.
У доски стояли 5 желающих «ученых».В зале класса сидели «журналисты», которые ученым» задавали вопросы.
«Журналистам» можно пользоваться учебником при постановке вопросов.
Всем детям нравится игра на «засыпку» отгадал загадку- расскажи об отгадке.
На уроках чтения уч-ся 3 группы читают вполголоса , с ними занимаются ученики - консультанты.
Девиз в нашем классе такой «Сделал сам, помоги товарищу».
Почти на 1каждом уроке, мы устраиваем минутки внеклассного чтения, отводим минутку для улыбки , шутки.
Все эти виды работ помогают подтягивать ребят до уровня класса, комфортно чувствовать себя в коллективе.
Если ученик слаб в математике , то стараюсь раскрыть его личные возможности индивидуальные качества, на других уроках или во в не учебной деятельности. Заканчивая своё выступление по данной теме , я ещё раз хочу подчеркнуть – организация дифференцированного обучения и воспитания, как необходимое условие личностно- ориентированного образования.