Презентация Развитие чувства цвета в изобразительной деятельности детей 4-го года жизни


Демонстрационный материал к выступлению по теме:РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ Автор работы: воспитатель МБДОУ –Детский сад №52 «Росинка» Ожиганова Анастасия Александровна Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Таким образом, проблема развития чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях. Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Теоретические подходы к вопросу формирования восприятия цвета у дошкольников могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов. В своих исследованиях отечественные психологи опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. Большой вклад в разрешение принципиальных вопросов формирования восприятия цвета, ее сущности, внесли работы Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, И.М.Соловьева, Б.М.Теплова, П.А. Шеварева и других. Целью работы является изучение и эмпирическое решение проблемы развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Объектом нашего исследования является восприятие цвета у детей младшего дошкольного возраста.Предметом исследования является организация педагогических условий по развитию восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Гипотеза исследования - процесс развития восприятия цвета у ребенка младшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении следующих условий: - организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – изобразительной не только на занятиях, но и в другие режимные моменты; - разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала;- активная работа с родителями воспитанников по теме сенсорного развития младших дошкольников. Задачи:- изучить теоретические аспекты развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста;- охарактеризовать изобразительную деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста;- рассмотреть варианты реализвации педагогической деятельности по развитию восприятия цвета в условиях ДОУ;- представить примерное содержание занятий по развитию восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение. Обоснованность и достоверность результатов и выводов работы обеспечиваются методологическим подходом к анализу проблемы, использованием принципов, методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования Экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области. В исследовании принимали участие подгруппа детей 2 младшей группы «А» в количестве 10 человек. Теоретический анализ литературных источников показал, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета важно пользоваться зрительной ориентировкой; осознанное, целенаправленное, восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Цель проведения практического исследования разработать и оценить эффективность педагогических условий по развитию восприятия цвета у младших дошкольников. Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала. Результаты констатирующей диагностики Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика осуществлялась по двум направлениям: - определение уровня развития восприятия цвета,- определение уровня развития знаний о цвете.Для определения уровня развития восприятия цвета применялась методика «Найди цветок для бабочки».Исследование уровня знаний детей о цвете проводилось при помощи беседы с детьми, составленной в соответствии с прогораммой Н.В. Дубровской «Игры с цветом». Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 9 сентября 2014 г. по 22 ноября 2014 г. Цели и задачи формирующего этапа:- развивать цветовосприятие: учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету; соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету; сравнивать предметы и устанавливать тождество по одному из сенсорных признаков; выбирать цвет самостоятельно для передачи особенностей хорошо знакомого предмета.- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»; по словесному заданию находить предметы по цвету; различать 6 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный); учить называть 4 цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий);- воспитывать умение играть без конфликтов (рядом, со 2 полугодия –вместе);- развивать цветоощущение, мелкую моторику рук. По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по использованию изобразительной деятельности в процессе развития восприятия цвета у детей четвертого года жизни) было проведено повторное исследование показателей развития цветовосприятия и знаний о цвете. Результаты контрольной диагностики Сравнительный анализ результатов исследования Решение задач по формированию цветового восприятия осуществлялось через создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды.