Доклад на тему Методика разучивания песни на уроках музыки
Разучивание школьной песни на уроке музыки – дело довольно серьезное, многоплановое, требующее основательной предварительной подготовки. Это и выявление смыслового содержания песни, ее эмоционально – психологической окраски, и постановка учебных и воспитательных задач, и определение сложностей, которые могут появиться при работе над песней, и составление ее исполнительского плана, проработанного тщательным образом.
Молодой учитель, впервые пришедший на урок музыки в школу, сразу сталкивается с большими трудностями, которые связаны с недостаточным развитием музыкальных способностей детей, крайней их неоднородностью. Сюда же можно отнести закрепощенность голосового аппарата, неумение верно интонировать мелодию, проблемы с артикуляцией.
Эти проблемы существуют в каждой школе. И не потому что учителями музыки в школах работают бездарные педагоги, вовсе нет. С учителями-то как раз все в порядке. Дело в том, что при одном часе в неделю, отведенном на музыку, невозможно выполнить задачи, поставленные «Программой по музыке» в полном объеме. Развить и укрепить музыкальные способности учеников, дотянуть их до среднего уровня, улучшить дикцию, отрегулировать певческое дыхание, научить детей петь интонационно верно, связно, выразительно, всесторонне развивать музыкальный слух и память.
Наверное, ни в одном учебном заведении не учат студентов, как впихнуть все вышеперечисленное в один академический час в неделю. Но ведь кроме непосредственно вокальной работы урок музыки предполагает слушание музыки, ее анализ, изучение творчества выдающихся композиторов и т.д.
Короче говоря, ситуация с музыкальным воспитанием в школе требует серьезной реорганизации. Но сегодня мы поговорим не об этом.
Итак, как же разучивать песню на уроке музыки? У каждого музыкального педагога своя технология работы над школьной песней, выработанная в соответствии с музыкальными способностями детей, общим уровнем их развития и прочими условиями. Многие учителя успешно владеют несколькими методиками разучивания песни, которые строятся примерно по такой схеме:Вступительное словоПоказ песни педагогомОбсуждение песни с детьмиКраткий анализ поэтического текстаРазучивание мелодииРабота над художественным исполнением
Давайте разберемся в перечисленных этапах работы над песней более подробно.Во вступительном слове ученикам следует сообщить название песни, ее авторов – композитора и поэта. Буквально несколькими словами охарактеризуйте песню, выделив наиболее важные ее особенности. Очень часто молодые педагоги стараются не «грузить» детей фамилиями авторов. В результате ученики не будут знать кто такие Шаинский, Чичков, Энтин. Несправедливо. Если песня записывается на уроке под диктовку, что часто практикуется учителями, то после названия по логике должны идти фамилии авторов. Показ песни. Очень важный момент. Ведь именно первая встреча школьников с песней станет самой запоминающейся. Впечатления от услышанной впервые песни лягут у ребенка в основу его отношения к произведению. Показ песни должен стать для учителя и учеников концертным номером. Песня исполняется полнозвучно, эмоционально, с четкой дикцией, выразительной мимикой. Естественно, и текст песни и аккомпанемент должны быть выучены наизусть, так как во время показа учитель должен смотреть не в ноты, а в глаза детей, внимательно следить за их эмоциональным откликом на услышанное. Здесь недопустимы ошибки, забывания нотного и поэтического текста. Исполнение песни учителям должно вызвать у детей яркие, запоминающиеся образы. Именно тогда у учеников возникнет желание учить и петь новую песню.Беседа о песне должна быть построена с учетом возраста детей. Не следует употреблять специальных музыковедческих терминов и забираться в музыкально – теоретические дебри. Здесь важно доходчиво разобрать эмоционально – смысловое содержание песни. Было бы неплохо, если дети выразили свое отношение к песне, рассказали о чувствах и мыслях, возникших во время прослушивания.Выразительное чтение поэтического текста песни поможет детям понять смысл сочинения, вникнуть в его образное стихотворное содержание. Читается текст педагогом, а затем учениками негромко, выразительно, с четкой дикцией. Такое выразительное чтение поможет ученикам более глубоко проникнуть в эмоционально – смысловое содержание разучиваемого материала и в дальнейшем более образно и выразительно исполнять песню.
Разучивание школьной песни обычно происходит в несколько этапов: разучивание первого куплета, разучивание припева, разучивание всей песни, закрепление, художественное исполнение. Учитель поет фразу 2 – 3 раза. Дети слушают, стараясь мысленно зафиксировать услышанную мелодию в своей памяти. Затем поют тот же фрагмент вместе с учителем. Твердо заученные фразы соединяются в предложения, предложения – в периоды. Так поэтапно осваивается все произведение.
Итак, мы проследили в общих чертах этапы работы над школьной песней на уроке музыки. Но на этом работа над песней не заканчивается. Впереди еще долгая и тщательная работа над ее художественным исполнением.
Поиск по сайту
Начало формы
Конец формы
Вход на сайт
Войти Регистрация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 с. Верхнеяркеево
Доклад на тему:
«Методика разучивания песни»
Подготовила:
учитель музыки
МБОУ СОШ №4
Абдуллина Н.А.
2015г.