Урок литературного чтения по рассказу В.М.Гаршина Лягушка-путешественница 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе
Рассказ В. Гаршина «Лягушка-путешественница»


Задачи и цели урока:

Формировать умение делить текст на части; выделять признаки (особенности) сказки.
Отрабатывать умения анализировать характер, поступки героев, определять отношение автора к герою.
Развивать навыки выразительного чтения.
Развивать речь, воображение, память, мышление.
Пополнять словарный запас.



Оборудование:

учебник «Литературное чтение», Л.А.Ефросининой, рабочая тетрадь по литературному чтению, тест, презентация урока.

Ход урока:

Организационный момент.
--На уроке литературного чтения нам предстоит выполнить большую работу.
--Когда работа хорошо получается у людей? (Хорошее настроение) Улыбнитесь, пожалуйста, мне очень хочется, чтобы всем вам сопутствовало только хорошее настроение.
2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.
--Как называется произведение, которое начали изучать на прошлом уроке?
--Кто автор? (Открывается 2 слайд)
--Какие сведения из биографии автора вам запомнились?

--К какому литературному жанру относится произведение «Лягушка-путешественница»? (Сказка)
--К какому виду сказок относится?
--Чем сказка отличается от рассказа? (Присутствует волшебство, есть мораль, животным присущи качества человека)

--Какую работу на прошлом уроке мы провели по сказке? (Знакомились со сказкой, делили на части, озаглавливали части.)
--Как вы думаете, какую учебную задачу нам предстоит решить сегодня на уроке? (Чему учит сказка? Какие черты характера лягушки высмеиваются?) Познакомимся с другим способом деления сказки, узнаем новые литературные понятия.
(Открывается 3 слайд)
Проверка домашнего задания.
-- Вы дома читали произведение, готовили чтение по ролям. Думаю, вы отлично справитесь с заданиями, которые я вам предложу.
Виды чтения:
Выборочное чтение отрывков по иллюстрациям к сказке.
( Показ слайдов 4; 5)
Слайд 6. А эту иллюстрацию мы озвучим.
Чтение по ролям (с.95 отрывок читают 3 ученика, с.97 отрывок 3 ученика)
Слайд 7 словарная работа, 8, 9. Чтение отрывков по иллюстрациям.

Решение целей урока.

1). – «Волшебная шкатулка» с вопросами, которые помогут проанализировать сказку.
Почему произведение называется «Лягушка-путешественница»?
Кто такие путешественники?
Как автор описывает жизнь лягушки на болоте?
Почему лягушка захотела лететь с утками на юг?
Как себя чувствовала лягушка во время путешествия? Почему она попросила уток лететь пониже? Как можно назвать её поведение во время полета?
Почему лягушка упала в болото?
Что осуждается в этой сказке?
Какой нравственный урок преподает сказка Гаршина?


--Поговорим о характере нашей героини.
Работа в тетрадях стр.61-62.
--Вписать пропущенные слова. Какие слова говорят о воспитанности и уме лягушки? Подчеркните.
--Как автор говорит о лягушке? Выберите ответ или напишите свой.
--Какие слова передают ироничное отношение к лягушке? Подчеркните. ( Что значит ирония? Осмеяние, насмешка)
--Какие черты характера (положительные, отрицательные) увидели в героине? Выберите из предложенных слов, те которые характеризуют лягушку. Объясните свой выбор. (Даны слова: ленивая, изобретательная, смелая, хвастливая, находчивая, болтливая.)
--Нравится ли вам лягушка? Почему?

3.Анализ сказки.

--На сколько эпизодов разделили сказку? (Слайд 10)
--Как озаглавили 1 эпизод? 1. Жизнь лягушки в болоте.
--Как озаглавили 2 эпизод? 2. Встреча.
--- 3 эпизод? 3. Изобретение лягушки.
---4 эпизод? 4. Полёт.
---5 эпизод? 5. Лягушка упала!

3.--Теперь разделим произведение по другому принципу. Рассмотрим сюжетно-композиционный треугольник.
( Словарная работа. Ученик-консультант работает со словарем: Композициястроение художественного произведения, соотношение его частей, образующих законченное целое. Сюжетсистема событий в художественном произведении, раскрывающая характер действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.)

--В какой части текста происходят события, которые знакомят нас с героиней и местом действия? ( В 1 пункте). Учёные назвали эту часть текста, где происходит знакомство с героями и местом действияэкспозиция.
--Как вы думаете, в какой части текста происходит начало развития событий? (Начинается со слов однажды) (Во 2-й) Учёные назвали эту часть текста, где происходит начало развития событийзавязкой.
--А в какой части текста с героиней происходят развитие событий. (В 3-й, 4-й) Эта часть называетсяразвитием.
--Как вы думаете, в какой части плана находится самое напряженное действие, заставляющее переживать, волноваться? (В5-й части) Ученые назвали эту частькульминацией.
--В какой части плана происходит завершение всех действий в произведении? Эту часть называют--развязкой.

кульминация (Слайд 11)

развитие
· развязка

экспозиция

завязка


(Слайд 12)
--Для закрепления полученных знаний проведем работу.
Соедините стрелками литературные понятия и их определения.



Экспозиция.

Самое напряженное действие, заставляющее переживать, волноваться.

Завязка.

Завершение всех действий в произведении.

Развитие.
Это введение в сказку. Где и когда происходят события?

Кульминация.

Начало развития действия в сказке. Обычно начинается со слова однажды.

Развязка.

Изменение действий, в которых главный герой попадает в различные ситуации.


--У тех детей, кто не допустил ошибок, должен получиться такой рисунок. (Показ на слайде 12*)
-На следующем уроке мы с вами будем делить по этому принципу сказку Гаршина «Принцесса Аталия».



4. Физминутка.


Работа в группах. (Слайд 13)

1-я группа получает задание: придумать рассказ от лица лягушки.
Например: (Слайд 14)
Ялягушка. Выросла и живу на болоте, питаюсь насекомыми. Люблю дождь, посидеть на кочке и квакать. Но нужно быть осторожней, так как аист или цапля могут меня съесть. Очень мне захотелось побывать на юге, ведь утки говорили, что там так тепло и много мошек. И тогда у меня появилась мысль, что я тоже смогу полететь на юг. Я придумала, что нужно взять прутик, утки возьмут его в клювы, а я прицеплюсь за него. Конечно, очень страшно было вначале, но потом я привыкла к высоте. Так красиво было смотреть на землю с высоты. Но случилось, так что все спрашивали: «Кто такой выдумщик? Кто придумал?» А так хотела, чтобы все, узнали какая я сообразительная! Я закричала от гордости, и мое путешествие закончилось! Хорошо, что я упала в болото, а не на землю, ведь я могла бы разбиться. Долго я ждала уток, но они меня не нашли. Но я им очень благодарна за то, что они для меня сделали!
(Слайд 15)
2- группа получает задание составить рассказ от лица утки.
Яутка. Весной мы прилетаем из теплых стран, чтобы вывести птенцов, научить их летать. Питаемся мы червяками, мелкими рыбками, лягушками. Каждую осень мы улетаем на юг. Путь этот трудный, много сил уходит у нас во время полета. Мы делаем остановки, чтобы отдохнуть, подкрепиться. И вот на одном болоте с нами разговорилась лягушка. Она была очень вежливая и изобретательная. Она придумала, что сможет с нами путешествовать, если прицепиться за прутик, который мы будем держать в клювах. Конечно, нам не очень хотелось нести лишний груз, но она поразила нас своей выдумкой и воспитанностью. Поэтому мы все согласились нести её по очереди. Когда она сорвалась, нам очень жалко было её, мы её искали, но не нашли.


3-я группа: игра «Волшебная кисточка» ( словесное рисование). Перечитайте эпизод на стр. 97 от слов «Утки летели над сжатыми полями до слов, что о ней говорят»
--Представьте что вы художники. Что бы вы нарисовали?
--Какие краски выберите?
--Какое настроение будет выражать рисунок?
--А вот как изобразил художник Исматуллаев И. этот эпизод. (Слайд 16)

4-я группа: Выберите пословицу ту, что подходит к этой сказке. Объясните свой выбор.
Пословицы написаны на листочках:
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Мели, Емеля, твоя неделя.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Всякая сорока от своего языка погибает.

5-я группа: « Рассыпушки»: соберите стихотворение.
Жила была лягушка
Весёлая квакушка.
«Ква-ква»--она кричала,
Лететь на юг мечтала.
Ах, как она хотела!
Жаль, что не долетела!


6. Подведение итогов. (Слайд 17)
Тест:
1. Почему лягушка во время путешествия закричала?
А). Испугалась;
Б). Хотела похвалиться;
В). Закричала от радости.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки?
А). Утки не могли удержать лягушку;
Б). Прутик, на которым держалась лягушка, оказался непрочным;
В). Из-за хвастовства и зазнайства лягушки.
3. Какой недостаток людей осуждается в этой сказке?
А). Зазнайство;
Б). Трусость;
В). Жадность.


Анализ теста. Правильные ответы: 1.Б; 2.В; 3.А.

--Дорисуйте лицо клоуну так, чтобы оно отразило ваше настроение в данный момент. Покажите.
--Что запомнилось на уроке?
--Что показалось наиболее интересным?

(Слайд 18)
Дом.\задание: В рабочей тетради стр. 62 «Проба пера». Выберите один из эпизодов, нарисуйте иллюстрацию.
Выразительное чтение кульминации и развязки.