Конспект урока Решение задач на встречное движение


Математика , 4 класс
Тема. Решение задач на встречное движение.
Цели: Научить решать задачи на встречное движение; составлять и решать обратные задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся решать задачи на встречное движение, читать схематические чертежи к задачам; выполнять письменное умножение двух чисел оканчивающихся нулями; устанавливать аналогии; работать в паре; выполнять задания творческого и поискового характера.
Оборудование: «Математика»; таблица с задачами на движение; карточки с задачами; оценочные листы, иллюстрации.
Ход урока.
I) Организационный момент.
- Откройте тетради, запишите число.
Графический диктант
- Поставьте точку отсчитав от полей 7 клеточек. От этой точки 3 клетки вправо, 1клетка вниз, 2клетки влево, 1клетка вниз, 2клетки вправо, 3клетки вниз, 3клетки влево, 1клетка вверх, 2клетки вправо, 1клетка вверх ,2клетки влево, 3клетки вверх. ( 5 )
- Какое число у вас получилось?
- Я желаю вам сегодня работать только на пять.
II) Актуализация знаний.
- Какие задачи мы решали на прошедших уроках?
– Какие величины используются в задачах на движение?
Работа в паре(карточка)
- Выберите из предложенных наименований единицы измерения скорости.
кг, т, км/ч, см, с, м/с, мин, м/мин, ч, ц, км/с
- Прочитайте их.
Соедините значения скорости с расположенными рядом рисунками предметов.
60 км/ч вертолёт
5 км/ч ракета
8 м/с человек
200км/ч автомобиль
- Знаете ли вы, как называется прибор, с помощью которого измеряют скорость? (спидометр)
- Ребята, а как найти скорость ?
- Как найти время?
- Как найти расстояние?
- Какая самая большая величина в задачах на движение? Каким действием оно находится?
Индивидуальная работа по карточкам
Взаимопроверка и самооценка.
III) Самоопределение к деятельности.

У - Рассмотрите схему (на доске изображение автомобилей движущихся навстречу друг другу)
У -Что вы можете сказать о движении 2 машин? (Они двигаются навстречу друг другу) –Как называется такое движение? (встречное)
У - Какая величина появляется между машинами? (расстояние) – Как обозначается расстояние на чертеже? (отрезком)
У - Что показано стрелками? (скорость движения)
У – Как показано время движения?(отрезками) – Что показывает флажок на чертеже? (Место встречи объектов)
У – Сформулируйте цель урока сегодня (научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться читать чертежи к таким задачам)На доске открывается тема. "Решение задач на встречное движение". Физкультминутка.
IV) Работа по учебнику.
С.16 № 61
-Прочитайте задачу1. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? (скорость и время движения лыжников)
- Что сказано о времени движения лыжников ? (3ч)
- Почему в задаче указано одно время движения?
- Что нужно найти в 1действии? (общую скорость или скорость сближения)
- Что такое скорость сближения? (на сколько километров лыжники сближаются за 1 час)
- Сможем ли мы узнать теперь расстояние?
- Запишите решение задачи самостоятельно. (проверить)
(12 + 14) 3 =78(км)
Дополнительное задание: решить задачу другим способом.
12 3 + 14 3 = 78 (км)
-Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? (скорость каждого лыжника и расстояние)
- Что надо найти? (время)
-Что надо найти 1действии? (общую скорость или скорость сближения)
-Как узнать через какое время лыжники встретятся?
-Запишите решение задачи. 78 : (12 + 14) = 3(ч)
Дополнительное задание: составить аналогичную задачу и решить ее.
-Прочитайте задачу3. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? (расстояние время и скорость одного лыжника)
-Что вы можете сказать о времени движения? (оно общее для обоих лыжников)
-Что мы можем найти, зная это? (общую скорость или скорость сближения)
- Как зная общую скорость или скорость сближения узнать скорость второго лыжника? (из общей скорости вычесть скорость первого лыжника)
-Запишите решение задачи. 78 : 3 – 12 =14(км/ч)
V) Закрепление изученного.
Решение примеров у доски: 15 828 : 4 2 400 х 30
27 981 : 9 450 х 600
VI) Рефлексия
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.
Знаю ли я что такое скорость? Знаю ли я как найти время ?
Знаю ли я как найти скорость? Знаю ли я как найти расстояние ?
Умею ли я решать простые задачи на движение?
Умею ли я решать задачи на встречное движение?
Смогу ли я самостоятельно решить задачи такого типа?
VII) Подведение итогов
-Чему мы учились на уроке?
- Какое задание вам понравилось выполнять?
- Какое показалось трудным?
VIII) Домашнее задание.С. 16 № 62; №64