Программа по физкультуре Одарённые дети
ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Одарённые дети»
Автор: Телятникова С.А.
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры
и во внеурочной деятельности.
1. Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию физических качеств.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных детей. При этом одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.
Большую роль в выявлении и развитии одаренных детей играет школа. Урочная и внеурочная деятельность в ней должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности: духовной, интеллектуальной, физической. Не следует забывать при этом, что условием полноценного развития человека является развитие двигательных возможностей.
Проблема изучения развития двигательных способностей школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучают «моторную одаренность», как бы независимую от воспитания и обучения,другие изучают «простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни».
Причины столь пристального внимания ученых к развитию физических способностей детей вполне понятны. Организм человека на любом возрастном этапе представляет собой единое целое. Все его физиологические системы: нервная, опорно-двигательная, сердечнососудистая и т. д.- тесно взаимосвязаны, функциональные изменения в одной физиологической системе приводят к изменению деятельности другой. Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование.
Большая роль в развитии физических качеств и спортивного мастерства на уроках и внеклассных занятиях принадлежит учителю физической культуры. На уроках и во внеурочной деятельности мы, педагоги, сегодня широко применяем широко разнообразные методические приемы: вариативное (переменное) упражнение, игровые и соревновательные. Таким путем достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей и обеспечивается связь развития способностей с углубленным техническим и тактическим совершенствованием.
Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, могут одновременно воспринимать сложные действия, отличаются большой организованностью, целенаправленностью, глубиной и точностью мышления. Поэтому в занятиях с ними шире применяю так называемые специализированные средства, методы и приемы: наглядные модели, раскрывающие особенности биомеханики движений, видеозапись, электронные презентации. В работе с учащимися использую все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный. Широко применяю метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической подготовленности.
Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой, поэтому одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа
Традиционные спортивные мероприятия, проводимые в школе, такие как школьная Спартакиада, Дни здоровья, «Веселые старты», Дни туриста, объединяют интересы взрослых и детей. Привлечение родителей и учащихся, как в судействе, так и в качестве участников соревнований осуществляет эту задачу. Массовые спортивные мероприятия позволяют выявить одаренных детей, привить им интерес к занятиям физической культурой и спортом, совершенствовать физические свойства и качества, двигательную активность.
В соревнованиях принимают участие все учащиеся школы. Дети, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, принимают участие в играх в качестве судейской коллегии. На всех этапах соревнований осуществляется контроль за развитием всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Программы соревнований разрабатываются так, что во все дни недели проходят спортивные состязания, учитывается возраст участников.
Участие в соревнованиях решает многие воспитательные задачи: дети приобретают опыт общения, учатся строить взаимоотношения. Желание проявить себя лидером в соревнованиях мотивирует учащихся на овладение новыми умениями и навыками, которые переносятся на другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. Вырабатывается психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, педагога в свой адрес. Таким образом, важным фактором, влияющим на развитие одаренных детей и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
В рамках сочетания урочной и внеурочной деятельности, система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Несомненно одно: только в процессе обучения и воспитания одаренность детей может быть установлена, изучена и получена возможность для ее дальнейшего развития.
План работы
с одаренными детьми по физической культуре
на 2015/2016 учебный год.
№
п/пМероприятия Сроки исполнения Ответственные
1 Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности. Сентябрь Директор
Учителя физической культуры
2 Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности Сентябрь-октябрь Учителя физической культуры
3 Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Сентябрь Директор
Учителя физической культуры
4 Организация и проведение I тура (школьных) соревнований по физической культуре В течение года Учителя физической культуры
5 Подготовка учащихся и команд школы к участию во II туре (районных) соревнований и Олимпиады по физической культуре В течение года Учителя физической культуры
6 Подготовка учащихся и команд школы к участию в III туре (зональных) соревнований В течение года Учителя физической культуры
7 Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися Октябрь Директор
Учителя физической культуры
8 Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися В течение года Директор
Завучи по УР
Завуч по ВР
9 Создание банка данных результатов работы одарённых детей В течение года Учителя физической культуры
10 Организация работы одарённых учащихся В течение года Учителя физической культуры
11 Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей Декабрь Учителя физической культуры
12 Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми В течение года Учителя физической культуры
13 Поощрение и стимулирование одарённых учащихся В течение года Учителя физической культуры