Конспект урока по географии на тему Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК
Тема: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;
- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;
- развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;
- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.
Воспитательные:
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;
- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;
- содействовать физическому воспитанию.
Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, растениеводство, животноводство.
Опорные знания: лесопромышленный комплекс, лесохимия, целлюлозно-бумажная отрасль.
Форма проведения: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Средства обучения: карта лесная промышленность, картины с лесными ландшафтами.
Использованная литература: 1) Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии 9 класс;
2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Организационный момент
– Здравствуйте ребята!
– Садитесь.
Кто сегодня в классе дежурный? Отсутствующие есть?
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня мы на уроке будем изучать тему: «Агропромышленный комплекс». Но до этого вспомним нашу предыдущую тему и ответим на вопросы:
– На какие группы подразделяются леса по характеру использования?
– Правильно, из каких производств состоит лесная промышленность?
– Верно, где ведется заготовка леса?
– Да. Где расположены центры лесопиления?
– Правильно, в каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность?
– Что называют лесопромышленным комплексом?
– Где построены такие комплексы?
– Правильно, в каких базах сконцентрирована лесная промышленность?
– Отлично, молодцы.
II. Изучение нового материала.
– Как уже отмечалось, сегодняшняя наша тема: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с вами рассмотрим состав и значение АПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.
Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК.
По рисунку 53 определите три основных звена АПК и их состав.
В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определенную функцию.
Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.
Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.
Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.
Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления.
– А вы знаете где производят зерноуборочные комбайны?
– Верно, а льноуборочные – в Бежецке (Тверская область) и т.д.
Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составил 50%, в овощеводстве – около 30%, в скотоводстве – 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение минеральных удобрений.
– Что составляет второе, центральное звено АПК?
– Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России;
3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.
– Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено?
– Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние.
Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе ( в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий.
III. Повторение.
– Мы с вами сегодня прошли тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК». И теперь ответим на следующие вопросы:
– Что называют агропромышленным комплексом?
– Правильно, что составляет первое звено АПК?
– Да, где производят зерноуборочные комбайны?
- Верно, что составляет второе звено АПК?
– Из каких направлений состоит сельское хозяйство?
– Что такое мелиорация?
– Правильно, молодцы.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание параграф28, ответить на вопросы на стр. 135.
V. Итог.
Итак, вы теперь знаете что такой агропромышленный комплекс, состав и его значение. На уроке все хорошо поработали. Молодцы!
– До свидания!
– Здравствуйте (встают)
(садятся)
– По характеру использования все леса подразделяются на три группы. К первой группе относятся леса, имеющие природоохранное предназначение. Вторая группа – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые. Третья группа – леса преимущественно эксплуатационного назначения.
– Лесная промышленность состоит из нескольких взаимосвязанных производств: лесозаготовки, лесопиления и деревообработки, лесохимии и целлюлозно-бумажной промышленности.
– Заготовка леса ведется в основном в лесоизбыточных районах: в северной Европе, на Урале, Восточной Сибири, Дальнем Востоке. Она осуществляется вдоль рек и железных дорог, в том числе и специально построенных для этого.
– Лесопиление производят в районах заготовки леса. Многие центры лесопиления расположены на пересечении рек с железными дорогами.
– Целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Карелии, Сибири, на Урале.
– Лесопромышленный комплекс – это объединение всех производств лесной промышленности.
– Такие комплексы построены в Архангельске, Сыктывкаре, Братске, Усть-Илимске.
– Лесная промышленность сконцентрирована в четырех основных базах: в Северо-Европейской, Центральной, Урало-Поволжской и Сибирской базе.
Записывают число и тему.
Записывают определение в тетрадь.
Используя рисунок зарисовывают схему состава АПК.
Слушают.
– Да, в Ростове-на-Дону.
По картам атласа находят центры сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения; производства минеральных удобрений.
– Сельское хозяйство.
Из учебника выписывают отличительные особенности в тетрадь.
– Площадь земель ограничено.
Сравнивают некоторые страны мира по показателям развития АПК.
Записывают определение в тетрадь.
–Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
– Первое звено АПК обеспечивает его машинами, оборудованием, удобрениями, ядохимикатами.
– Зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону.
– Второе и центральное звено – это сельское хозяйство.
– Сельское хозяйство состоит из растениеводства и животноводства.
– Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования.
Записывают.
– До свидания!
1 мин.
10 мин.
22 мин.
10 мин.
1 мин.
1 мин.