Разработка внеклассного мероприятия посвященного году литературы в России Гдето-то на 37 параллели
Урок – путешествие: «Где-то на 37 параллели»
Цель: Изучить достоверность географической информации, изложенной в романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» с целью ее возможного использования в качестве географической хрестоматии. Развить интерес к изучению географии, прочтению художественной литературы.
Добрый день матросы, я капитан яхты «Дункан» и рад приветствовать вас на ней. Я приглашаю вас отправиться в 1864 год в Великобританию. Сегодня мы совершим путешествие по южным странам и континентам вместе героями книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и ступим одной ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег южных материков.
Сейчас я вам предлагаю просмотреть видеофильм. (Просмотр видеофильма, Дети капитана Гранта 1 серия – с 20:31 минут до 23:30 минут).
Письмо капитана Гранта
7 июня 1862 трехмачтовое судно «Британия» Глазго
потерпело крушение, гони южнберег два матроса
Капитан Гр достиКонтин пл жесток индброшен этот документ долготы
и 37° 11 минут широты. Окажите им помощь
погибнут
Учащиеся говорят о чем идет речь в письме (О 37 параллели)
- Я думаю, мы не откажем в помощи капитану и отправимся на его поиски.
- Вы мне поможете?
- Ну что, в путь мои отважные моряки.
Изучите содержимое документа и скажите: Где может находиться капитан Грант? (Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия)
Итак, предположительно капитан Грант находится на 37° ю.ш, тогда давайте с вами проложим путь, по которому прошла яхта «Дункан».
Данную работу я вам предлагаю выполнить в командах, итак разделимся на 3 команды. (класс делится на 3 команды)
1 команда отправляется на поиски капитана гранта в Южную Америку, 2 команда – Австралию, 3 команда – Новую Зеландию.
Я вам предлагаю перечень географических объектов, которые вы должны нанести на контурную карту используя атлас и географические координаты, обозначить пунсонами данные объекты и соединить их прямой линией. Какая команда справится с данным заданием быстрее, та и победила.
1 команда
Порт Глазго (55° с.ш. 4° з.д.) – о. Мадейра (32° с.ш. 16° з.д) – Канарские о-ва – о-ва Зеленого Мыса – Магелланов пролив – город Консепсьон (37° ю.ш. 73° з.д.) – мыс Коррьентес (37° ю.ш. 57° з.д.)
2 команда
Мыс Коррьетес (37° ю.ш. 57° з.д.) – о. Тристан-да-Кунья (37° ю.ш. 12° з.д.) – о. Амстердам (37° ю.ш. 77° в.д.)– мыс Катастроф (35° ю.ш. 136° в.д) - мыс Бернулли (37° ю.ш. 137° в.д.) – гора Александра (37° ю.ш. 145° в.д.)– порт Иден (37° ю.ш. 149° в.д.)
3 команда
Порт Иден (37° ю.ш. 149° в.д.) – центральная часть о. Новая Зеландия – о Мария-Тереза (37° ю.ш. 151° з.д.) – бухта Талькауано (53° ю.ш. 70° з.д.) – залив Святого Геогра (52° с.ш. 4° з.д.) – Мальковский замок (55° с.ш. 4° з.д.)
Молодцы!!!
Далее я вам предлагаю по работать с текстами, в которых вы должны установить реально это или нет, докажите свою точку зрения.
Текст №1.
«Раздался вопль ужаса – в когтях у кондора висело и качалось безжизненное тело, то было тело Роберта Гранта (возраст Роберта 12-13 лет). Хищник, вцепившись в одежду мальчика, парил в воздухе футах в ста пятидесяти над лагерем. Он заметил путешественников, и стремясь со своей тяжелой добычей поскорее скрыться, мощно рассекая крыльями воздух».
Дополнительный материал к тексту.
Андский кондор — самая крупная летающая птица в Западном полушарии; несмотря на то, что его длина от клюва до хвоста в среднем на 5 см короче, чем у калифорнийского кондора, по размаху крыльев (274—310 см) он значительно превосходит своего ближайшего родственника. К тому же он тяжелее — вес самцов достигает 11—15 кг, самок — 7,5—11 кг. Длина взрослых птиц варьируется в пределах от 117 до 135 см. Правда, следует учитывать, что измерения проводят главным образом у птиц, содержащихся в неволе.
Текст 2.
«Лес Австралийского материка не похож на леса Нового Света. Эвкалипт тара - преобладает среди древесных пород Австралии. Если под этими зелеными сводами тень не густа и отсутствует полумрак, то это является своеобразной особенностью листьев этого дерева. Они обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром. Глаз видит эту необычную листву лишь в профиль. Поэтому лучи солнца проникают сквозь листву, словно через щели решетчатых жалюзи.»Дополнительный материал к тексту.
Листовая пластинка стоит ребром, она расположена из-за скручивания черешка в одной плоскости с ветвью, вследствие чего деревья почти не дают тени. Листья почти у всех видов гетерофильные и проходят, обыкновенно, три стадии развития: молодые листья, промежуточные и взрослые. У некоторых видов переход от молодых листьев к взрослым не очень выражен и происходит довольно быстро. У других видов молодые и промежуточные листья сохраняются в течение долгого периода (до нескольких лет). Молодые листья супротивные, сидячие, часто стеблеобъёмлющие или черешковые, сердцевидные, яйцевидные, продолговатые, круглые, или ланцетные, зелёные, реже сизые.Текст №3.
«Хотя опасность, почуянная Таукой (лошадь), была еще недоступна глазам, но слух уже улавливал ее. Глухой рокот, похожий на рокот прилива, доносился издалека, изза линии горизонта. Порывистый ветер был влажен и нес с собой водяную пыль. Стремительно улетая от чегото неведомого, проносились птицы. Лошади, ступая по колено в воде, уже ощущали напор течения. Вскоре со стороны юга, в какойнибудь полумиле от отряда, послышалось ужасающее мычание, ржание, блеяние, и вдали показались огромные стада перепуганных животных. Опрокидывая друг друга, вновь поднимаясь, бешено прорываясь вперед, они мчались со страшной быстротой. С трудом можно было разглядеть этих обезумевших животных изза поднимаемых ими столбов водяных брызг. Кажется, сотня самых больших китов не могла бы с большей силой волновать океан.
- Наводнение! – крикнул Паганель»
Давайте с вами просмотрим еще один видеофильм и ответим на вопрос (обсуждение). Дети капитана Гранта Серия 3 – с 10:04 минут до 11:32 минут)
- Как вы думаете могло ли такое произойти на самом деле?
- Как вы думаете описан ли такой момент в книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта».