Долгосрочный проект — «Дети света» (программа воспитания у школьников ценностного отношения к миру по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц») и авторская презентация реализации проекта
«Проектная и исследовательская деятельность учителя и учащихся»
Долгосрочный проект - «Дети света»
(программа воспитания у школьников ценностного отношения к миру по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери
«Маленький принц») и авторская презентация реализации проекта
Предметная область: надпредметный проект.
Типология проекта:
- групповой (по кол-ву участников);
- социальный (по доминирующей деятельности), проект масштабный, состоящий из нескольких краткосрочных и долгосрочных проектов, каждый из которых отличается определенной направленностью: творческий, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, игровой;
- внутришкольный (по характеру контактов);
- долгосрочный (по продолжительности)
Участники проекта: учащиеся 5-8 классов, учителя школы, родители учащихся, психолог школы, социальные партнеры (ЦДО, библиотека, музей)
Автор проекта: Бердник Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Содержательный блок Описание блока
Аннотация В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ключевые идеи Концепции:
Утверждение национального воспитательного идеала, который представляет собой высшую цель образовательного и воспитательного процесса;
Объявление базовых национальных ценностей и источников нравственности.
нацелили разработать собственную программу воспитания ценностного отношения ребенка к миру.
Описание проблемы В условиях образовательного учреждения воспитание ценностного отношения ребенка к миру может идти по разным направлениям, формы и методы каждый классный руководитель выбирает для себя сам.
Я, как учитель русского языка и литературы, выстраиваю свою воспитательную программу путем обращения детей к процессу художественного творчества, приобщая детей к искусству, произведениям классической литературы, в которых аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для “проживания” этого опыта.
Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в литературном произведении, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Одним из ярких примеров раскрытия жизненных ценностей человека, их значимости, выделение основных нравственных проблем является сказка-притча Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Произведение, которое читают и любят миллионы детей и взрослых, и, которое по праву признано гимном лучших качеств человека, таких как: милосердие, честность, доброта, толерантность, гуманизм и доверие.
Основанием нашего исследования стала философская концепция о целостности мира–идея Всеединства, которая нашла свое отражение в трудах представителей русской и зарубежной философии. Основоположниками учения о Всеединстве являются В.Соловьев, М.Булгакова, Е.Н. Трубецкой.
Возникновение идеи Всеединства связывают со знаменитым изречением Аристотеля «Душа человека – это в известном смысле все». Согласно этой концепции «целое мира содержится в человеке как одной из частей мира целиком. Человек есть некоторым образом все». В качестве внутреннего принципа Всеединства, силы, созидающей и скрепляющей его, во многих исследованиях названных авторов выступает Любовь.
«Всякое внутреннее единство – есть любовь, в том широком смысле, в котором это понятие совпадает с понятием лада, гармонии и мира» - пишет В. Соловьев. Многие русские и зарубежные философы XIX – XX веков, такие, как И.Ильин, В. Франкл, Р. Тарнас настойчиво обращают внимание на то, что в основании отношения человека с миром лежит Любовь. Она трактуется как основа отношения, в котором наиболее полно и адекватно проявляются стремления человека, определяемые его духом.
Итак, Маленький принц жил на своей крошечной планете, в пустоте и одиночестве. О, как печальна и однообразна была его жизнь! Но однажды на его планете из зерна, занесенного неведомо откуда, появилась неведомая гостья…
Вместе с Цветком в жизнь Маленького принца стремительно ворвались новые эмоции и неизведанные чувства.
Маленький принц решает покинуть свою планету и отправиться в путешествие. Что он надеется найти? Экзюпери дает удивительно четкий и понятный ответ - Маленький принц отправляет в путь, чтобы научиться любить: «- Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить!»
В каждом из нас живет Маленький Принц, справедливый творец-странник, ищущий смысл окружающих вещей и собственной жизни. Путеводной звездой, ведущей Маленького Принца к познанию мира, стала Любовь. Любовь к ближнему, Любовь к Природе, Красоте окружающего мира.
Соотнесение основного принципа философского учения о Всеединстве с сюжетом сказки-притчи Антуана Экзюпери «Маленький принц» позволило нам сформулировать основную цель и задачи воспитательной программы.
Цель проекта Формирование у школьника личностной системы ценностей на основе опыта переживания таких общечеловеческих ценностей, как Любовь, Добро, Истина, Красота.
Задачи проекта Формирование стремления к гармоничному сочетанию Любви к себе и любви к другому;
Формирование стремления к Добру, рассматриваемому как стремление к согласию с собою и обществом, стремление к плодотворному существованию, обнаружению и реализации своего призвания;
Формирование стремления к Истине, познанию себя и пониманию ситуаций взаимодействия между людьми, к познанию качеств и свойств людей, обеспечивающих возможность построения гармоничных отношений между ними;
Формирование стремления к познанию Красоты Природы, как основы всего сущего на земле;
Формирование стремления к здоровому образу жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Психолого-педагогическое просвещение родителей, способствование сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность.
Целевые группы, на которые направлен проект Социальный проект ориентирован на учащихся среднего звена, их родителей и учителей школы.
Механизм реализации проекта 1 этап. Ценностно-ориентированный
На данном этапе важно заинтересовать учащихся, мотивировать на участие в проекте.
Учитель на классном часе знакомит ребят с произведением Антуана де Сент Экзюпери
«Маленький принц» - доброй, светлой и мудрой сказкой, которой автор не просто зажигает живую искру в душах людей, но и отвечает на главный вопрос:
«Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой?»
Метафоричность заданных вопросов и явное философское содержание обязательно заинтересует ребят, смотивирует их на поиск ответов.
Учитель представляет ребятам сюжетно-игровую основу реализации проекта, предлагает ученикам отправиться в путешествие по планетам, где у каждого участника есть возможность попробовать себя в роли главного героя “сказки”, разворачивающейся в реальном школьном окружении. Маленький принц здесь выступает своего рода идеальным хозяином своей планеты, олицетворяющим высокий уровень развития нравственной культуры, является тем примером для подражания, который так необходим школьникам.
Учитель предлагает ребятам аналогично Маленькому принцу из сказки «открыть» свою «планету» – то есть выстроить свою определенную систему ценностей в своем ближайшем окружении, учиться жить по правилам и законам Маленького Принца.
Так как проект долгосрочный, его реализация может занять не один год. Чтобы добиться запланированных результатов, необходимо 2-3 года заниматься реализацией данного проекта, проводить ряд мероприятий, их также можно назвать проектами, только эти проекты менее продолжительны по времени, их можно было бы реализовать отдельно, но все они в совокупности дадут положительный результат и позволят достичь цели проекта.
2 этап: Конструктивный.
Творческая группа намечает план работы над проектом, отмечает, что необходимо сделать, определяет сроки проведения различных мероприятий, составляет план-сетку мероприятий, интересующих ребят. Ученики выделяют основные составляющие своей деятельности:
Составление план-сетки запланированных мероприятий;
Поиск информации, необходимой для написания сценария мероприятий (подбор стихотворений, текстов, музыкального и технического сопровождения);
Написание сценариев запланированных мероприятий;
Выбор учащихся – непосредственных участников мероприятий, инициативной группы помощников-организаторов;
Организация репетиций по подготовке к мероприятиям;
Информирование родителей, учителей и учащихся о проведении мероприятий, подготовка «афиши»;
Оформление зала, создание особой атмосферы, соответствующей проводимому мероприятию;
Проведение мероприятий.
На этом этапе учащиеся распределились в группы по интересам: кто-то занялся поиском и обработкой информации, кто-то взял на себя оформление зала, кто-то составлял сценарий и разрабатывал план-сетку мероприятий, а кто-то с удовольствием проводил и непосредственно участвовал в запланированных мероприятиях.
3 этап: Оценочно-рефлексивный.
Участники проекта отвечают на вопросы, которые помогают проанализировать вклад в общее дело, оценить плюсы и минусы своей работы:
Какие функции ты выполнил как участник проекта?
Что тебе больше всего понравилось делать во время проекта, а что вызвало затруднение?
Чему ты научился, что нового узнал?
Где и как ты сможешь применить полученный опыт?
Оцени свой вклад в общее дело (в сравнении с другими участниками) по 5 шкале.
4 этап: Презентативный.
К данному этапу все участники проекта готовятся заранее. Продумывают форму проведения мероприятия, время и место его проведения.
Календарный план реализации проекта Планируемое время, отведенное на реализацию проекта, - 4 года. Воспитательная программа «Дети света» состоит из 4-х блоков-этапов, содержание которых структурировано последовательно с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей развивающихся школьников.
1 этап (5кл.) «У каждого человека свои звезды»;
2 этап (6кл.) «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
3 этап (7 кл.) «Все дороги ведут к людям»;
4 этап (8 кл.) «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – приведи в порядок свою планету».
Таким образом, программа воспитания у школьника ценностного отношения к миру идет по следующим ступеням: Человек-Семья-Общество-Природа.
Сюжетно-игровой основой реализации воспитательной программы «Дети света» является путешествие по планетам-ценностям, где у каждого участника есть возможность попробовать себя в роли главного героя “сказки”, разворачивающейся в реальном школьном окружении. Маленький принц здесь выступает своего рода идеальным хозяином своей планеты, олицетворяющим высокий уровень развития нравственной культуры, является тем примером для подражания, который так необходим школьникам.
Аналогично Маленькому принцу, каждый участник программы «открывает» свою «планету» – то есть выстраивает определенную систему ценностей в своем ближайшем окружении, учиться жить по правилам и законам Маленького Принца.
В конце пути ребята обретают свою планету, свой смысл познания окружающего мира
Процесс реализации всех этапов программы направлен на углубление в понимании школьника жизненных основ и наивысших опорных ценностей, поэтапное приобретение учащимися опыта нравственного поведения путем организации их практической деятельности.
Ожидаемые результаты Главный запланированный результат работы над проектом – это реализация воспитательной цели программы, которая воплощена в эталонном портрете школьника, представляющего свое место и роль в общественном развитии, осознающего социальные связи с обществом, подготовленного к созидательной деятельности и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании понимания Добра, Истины и Красоты:
добрый, не причиняющий зла живому;
честный и справедливый;
любящий и заботливый;
трудолюбивый и настойчивый;
творящий и оберегающий красоту мира;
стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
смелый и решительный;
свободолюбивый и ответственный;
самостоятельный и законопослушный;
патриотичный, чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, классом, школой, селом;
толерантный (уважающий других, даже не похожих на него);
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, но это результат, к которому надо стремиться, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.