Классный час по нравственному воспитанию Эффект бабочки
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Сельскохозяйственный колледж
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА: Эффект бабочки.
Нравственное воспитание
(методическая разработка)
Составитель:
Классный руководитель
Т-21 группы,
Маматова Н.Н.
Горно-Алтайск, 2014
Цель: воспитание бережного отношения друг к другу, сохранение эмоционального здоровья
Задачи:
Познакомить обучающихся с термином «эффект бабочки»
Содействовать формированию ценностных ориентиров
Создать ситуации успешной самореализации каждого члены группы
Обеспечить общий доброжелательный тон жизнедеятельности группы
Вид мероприятия: классный час
Форма: беседа
Подготовительная работа: информацию желательно представить в виде слайд-презентации в программе “PowerPoint”
Дата проведения: 21 апреля 2010
Оформление: шторы для затемнения, презентация, изречение Демокрита, книга Р. Бредбери «И грянул гром», CD-диск с фильмом «Эффект бабочки».
Оснащение: музыкальная аппаратура, проектор, экран, ноутбук, листы с заданиями для групп, карточки с примерными законами для группы и чистые карточки, ватман с фотографиями студентов группы, маркер.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя
Основная часть.
Разминочные вопросы
Знакомство с терминами. Теория хаоса
Работа в группах. Принятие законов жизни группы.
Игра «Дополни»
Заключение.
Рефлексия.
Литература:
Ахромеева Т. С., Курдюмов С. П., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Самарский А. А. Нестационарные структуры и диффузионный хаос. М.: Наука, 1992.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент. Введение в нелинейную динамику. 3-е изд. М.: УРСС, 2001.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Потапов А. Б., Подлазов А. В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: УРСС, 2006.
Чистота речи: материалы педагогической секции СибРО: сборник.- Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2005.- 48
Конспект мероприятия
Чтец 1:
Все мечтают прожить без ошибок,Свой естественный, жизненный путь,Но, порою, он слишком гибок,Мы не можем с него не свернуть.И рассудок мы свой не теряем,И, конечно, торопимся жить,Грани зла и добра измеряем,И пытаемся даже любить,Но, ведь жизнь ничего не прощает,Она все возвратит вдвойне, Каждый сам для себя выбирает:Быть в раю иль гореть в огне.
Ведущий: Все совершают ошибки. Вроде бы ничего страшного. Даже поговорка есть: «На ошибках учатся». Только вот могут ли наши ошибки повлиять на чью-то жизнь? Сегодня поговорим об этом.
Скажите, какие у вас возникают ассоциации со словом бабочка?
Бабочка легкость, хрупкость, невесомость, красота, безобидность
Может ли такое хрупкое существо, как бабочка, вызвать серьезные проблемы и беды?
Вроде бы нет. Человеку она не может ничем угрожать.
Тем не менее после выхода в 2004 году фильма «Эффект бабочки» в сознании большинства это красивое название прочно срослось с событиями лихо закрученного популярного триллера. А ведь могло быть и иначе, если бы режиссеры Бресс и Грубер оставили для проката рабочее название, которое было неизмеримо прозаичнее - «Теория хаоса» (согласитесь, совершенно некоммерческое название).
Теория хаоса область исследований, связывающая математику, физику и философию. Тео
·рия ха
·оса математический аппарат, описывающий поведение некоторых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], подверженных при определённых условиях явлению, известному как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поведение такой системы кажется случайным, даже если модель, описывающая систему, является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Примерами подобных систем являются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], биологические популяции, даже некоторые биологические системы, такие как система кровообращения, или бронхи человека, общество как система коммуникаций и его подсистемы: экономические, политические и другие социальные системы. Их изучение обычно сопровождается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Это был метеоролог Эдвард Лоренц, который в 1963 году потряс научный мир заявлением о существовании уникального феномена, который ученый, собственно, и назвал «Эффектом бабочки». Открытие Лоренца ни много, ни мало опровергало представление людей о том, что и жизнь, и все процессы в мире подчинены жестким законам, а причины четко соответствуют следствиям.
Итак, занимаясь компьютерным моделированием погоды, неугомонный метеоролог создал простейшую модель прогнозирования погоды на всем земном шаре, которая поначалу работала достаточно точно. Создатель модели прогнозирования искренне верил, что законы движения служат для его расчетов базой математической упорядоченности. «Кто поймет закон - поймет Вселенную!» - думал Лоренц, фанат компьютерного моделирования погоды.
Лоренц надеялся, что его модель даст устойчивые алгоритмы и не менее устойчивые результаты. Но на поверку, несмотря на четкие исходные данные, его детище порождало, против всех правил, накопительные отклонения и погрешности - эдакий упорядоченный хаос. Ученый вдруг осознал, что его модель может предсказать абсолютно четко только одно: спрогнозировать что-либо - невозможно! Почему? Да потому что в четкой системе всегда возникают погрешности, которые принято считать незначительными. Но именно эти незначительности и приводят, в конце концов, к непредсказуемым поворотам и глобальным ошибкам.Говоря научно, конечный результат сильно зависит от исходных данных и условий. Как в английском стишке в переводе Маршака:
«Не было гвоздя - подкова пропала,Не было подковы - лошадь захромала,Лошадь захромала - командир убит,Конница разбита, армия бежит,Враг вступает в город, пленных не щадя,Оттого что в кузнице не было гвоздя».
Как истинный метеоролог, Лоренц предположил, что взмах крыла бабочки где-нибудь в Сингапуре может запросто стать причиной возникновения мощного торнадо в Северной Каролине. Звучит фантастично, но ученый был недалек от истины, если таковая возможна. Любители фантастики помнят замечательный рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром...» про путешествия во времени. Сюжет прост и гениален: охотник на динозавров отправился в прошлое, нарушил маршрут и раздавил бабочку, что привело к необратимым последствиям - цепочка погрешностей привела к тому, что избиратели в США выбрали в президенты вместо демократа - фашиста. Есть предположение, что именно под влиянием этого рассказа неугомонный метеоролог назвал свое открытие «Эффектом бабочки».
До сих пор ученые расценивают открытие Лоренца как самое весомое свидетельство диалектического симбиоза: мир совершенно непредсказуем в своих закономерностях и в их последствиях. Не потому ли мы так ценим стабильность в семье и во взаимоотношениях, верность своему слову, что эти ценности дают нам чувство устойчивости и определенности в таком неустойчивом и неопределенном мире?
До нас дошло изречение Демокрита, которое гласит: «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим».
Как вы понимаете эти слова?
Необходимо поддерживать друг друга, заботиться и беречь не только себя, но и всех окружающих, помня о важности каждого слова, каждого взгляда, каждого взмаха маленькой бабочки.
Есть еще одно изречение: «Мы все птицы, но с одним крылом и летать можем, только обняв друг друга». Что это значит? Согласны ли вы с этим?
А всегда ли вы поступаете также, понимаете ли важность бережного отношения к другим, и что нужно сделать, чтобы это в себе развить?
Предлагаю придумать законы жизнедеятельности нашей группы, которые помогут нам в этом, придадут нашей жизни стабильности и определенности. Если все станут придерживаться их, каждый из нас ощутит уверенность и поддержку. Выберите из предложенных законов (Приложение №1) или напишите свои собственные.
(Работа в группах по 5 человека. Представители групп зачитывают свои законы. Те законы, что повторяются, становятся законами группы. Выбранные или написанные карточки сдаются. Результаты обрабатываются активом группы, оформляются и вывешиваются на стенд «Уголок группы»).
Ведущий: На Востоке очень давно знали, что каждое произнесенное слово оказывает особый эффект. Ребенка там всегда учат подумать, прежде чем произнести что-либо. Слово может зажечь сердца тысяч солдат, идущих, не боясь смерти, на ратный подвиг. А тихо произнесенное ласковое слово может утешить страждущего, приободрить унылого, успокоить гневливого.
Мы все любим, когда с нами обращаются доброжелательно, не ругают, а хвалят, видят только положительное. А часто ли мы сами так делаем?
Предлагаю вспомнить все самое хорошее о своих товарищах и охарактеризовать каждого члена нашей группы. Кто есть кто? Продолжите предложения (Приложение №2) и заполните таблицу (Приложение №3).
(Работа в группах по 5 человек. Им раздают листы с заданиями, в группах дополняются предложения и составляется таблица, затем ведущий называет имя и фамилию студента, представители групп по очереди называют его отличительное качество. Выбирается одно и записывается на ватман возле фотографии студента).
Ведущий: Наш соотечественник доктор биологических наук И.Б.Белявский был одним из первых, кто пытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют обыкновенные слова. Он защитил диссертацию, в которой доказывается, что не только человек обладает определенной энергией, но и каждое его слово несет свой собственный энергетический заряд. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами или постоянно произносимое рядом с нами слово очень отчетливо влияет на наши же гены. Результатом этого становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и смена собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни.
Другие ученые П.П.Горяев и Г.Т.Тертышевский, проведя эксперименты с растениями, которые подвергались электромагнитному излучению, выяснили, что злое слово и брань, трансформированные в это излучение, способствовали мутациям, спутывали ДНК растений.
Распространяя вокруг положительные или отрицательные вибрации, человек воздействует на всех окружающих людей, и в первую очередь на самого себя. Следовало бы всем нам постоянно помнить, о чем и как мы говорим и что мы делаем каждую минуту нашей жизни. Мы способны и даже обязаны постоянно воспитывать чувство ответственности за каждое произносимое нами слово.
Ведущий:
Этот мир очень сложен порою.Так хрупка жизни тонкая нить.Мне бы очень хотелось, не скрою,Людям радость почаще дарить.Я хочу, чтоб друзья улыбались.Каждый день, каждый прожитый час.И над шуткой моею смеялись,Даже если взгрустнется не раз.Вдруг удастся сегодня кому-тоХоть стихом настроенье поднятьИ пускай это – только минута,За нее все готова отдать!
Ведущий: Остается пожелать: не наступайте на «бабочек», дамы и господа! Пусть судьба хранит вас от необдуманных слов и поступков, а, соответственно, и от их глобальных последствий. Спасибо, что посетили наше мероприятие. А вот чтобы стало понятно, понравилось ли вам, давайте поаплодируем. А теперь возьмите смайлики с соответствующим вашему настроению изображением и наклейте их на наш фотоколлаж группы.
Приложение №1
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон заботы: прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон любви: любовь – одно из наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.
Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них.
Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе. Сохрани эту память, передай другим.
Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.
Закон старости: помни, старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.
Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон смелости: если ты вчера струсил, помни мы всегда с тобой рядом. Будь смел.
Закон чести: помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. Честь – высшая сила.
Приложение №2
Самый гостеприимный в нашей группе_____________
Самый главный в нашей группе_______________
Самый добрый в нашей группе_________________
Самый жизнерадостный в нашей группе________________
Самый работоспособный в нашей группе__________________
Самый увлеченный в нашей группе_____________________
Самый ответственный в нашей группе________________
Самый «заводной» в нашей группе_______________________
Самый загадочный в нашей группе______________________
Самый инициативный в нашей группе______________________
Самый необычный в нашей группе________________________
Самый добродушный в нашей группе_______________________
Самый общительный в нашей группе_________________________
Самый очаровательный в нашей группе________________________
Самый «прикольный» в нашей группе___________________________
Самый радушный в нашей группе______________________________
Самый самостоятельный в нашей группе____________________
Самый стильный в нашей группе___________________________
Самый сентиментальный в нашей группе_________________________
Самый творческий в нашей группе_________________________
Самый спортивный в нашей группе_____________________
Самый умопомрачительный в нашей группе_____________________
Самый элегантный в нашей группе_______________________
Самый в нашей группе_________________________
Самый ..в нашей группе___________________________
Самый.. .в нашей группе__________________________
Самый .в нашей группе_________________________
Самый в нашей группе_______________________
Самый ..в нашей группе____________________________
Приложение №3
ФИО
Качество
1
Иванов Петя
Самый добрый
2
3
Приложение №4
Было совсем не интересно
Было безразлично
Было очень интересно
Заголовок 1QђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 515