План — конспект урока по математике Определение угла. Развернутый угол (5 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Определение угла. Развернутый угол
ФИО (полностью) Чугунова Тамара Николаевна
Место работы ГБОУ СОШ с.Троицкое
Должность Учитель
Предмет Математика
Класс 5
Тема и номер урока в теме «Определение угла. Развернутый угол», 2 урока в теме № 81-82
Базовый учебник "Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010 г.
Цели и задачи урока:
Цель урока: введение понятия угла, обучение распознаванию углов на чертежах, правильному их обозначению, отысканию вершины, сторон углов; формирование представления о развернутом угле; показ правила решения задачи алгебраическим способом, формирование умения решать задачи арифметическим и алгебраическим способами; активизирование мыслительной деятельности школьников, наблюдательности, развитие умения обобщать, конкретизировать;
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
Выявить и сформировать умение распознавать, правильно обозначать и строить в тетради углы, находить вершину и стороны углов; формировать умение решать задачу как арифметическим способом, так и алгебраическим; формировать умение выделять существенную информацию из текстов разного вида;
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
формировать умение ставить учебную задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Учить устанавливать единые и общие признаки;
Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Формировать умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям
Способствовать осознанию ценности здоровья
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (лист контроля), карточка к заданию 2, карточка с самостоятельной работой
Ход урока (1 урок)
Задачи урока:
Обеспечить усвоение учащимися понятия угла, умения различать углы среди других фигур, умения работать с развернутыми углами;
Формировать умение решать задачу арифметическим и алгебраическим способами;.
Воспитывать дисциплинированность;
Развивать аналитическое мышление;
Формировать умение выделять главное;
Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладание;
Развивать умения действовать самостоятельно.
Обучающиеся должны:
Иметь представление об угле, о развернутом угле
Уметь:
Чертить углы и записывать их название, объяснять, что такое вершина угла, сторона угла;
применять при решении текстовых задач алгебраический и арифметический способы решения;
отражать в письменной форме результаты деятельности;
проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;
рассуждать, обобщать, аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса, организация внимания
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
-В каких странах начала зарождаться геометрия еще в древние времена? Геометрия начала развиваться с теории или практики? Приведите примеры. Какие геометрические фигуры вы знаете? Кто из ученых собрал и упорядочил теорию по геометрии? Как расшифровывается слово «геометрия»? Каких ученых-геометров вы знаете?
3. Изучение нового материала
1. Повторение понятия угла
Посмотрите на фигуры, изображенные на доске.
А) AБ) K


ВС ON

L
S
В)OГ)
PN
M

Задание 1. Уберите лишние фигуры. Обоснуйте свой выбор.
Как называются оставшиеся геометрические фигуры? Можете ли вы объяснить, что такое угол? Знаете ли вы правило, что такое угол?
Что сегодня на уроке нам предстоит сделать?
Кто сформулирует тему урока?
Попробуйте найти, что общего у углов на рисунке. Назовите эти лучи. Какая у них особенность? Постарайтесь теперь дать определение угла, используя слова «Угол – это геометрическая фигура…». Проверим ваши рассуждения.
2. Ввести определение угла Презентация: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113897/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Задать учащимся вопросы: Какая фигура называется углом? Какой угол является развернутым? Назовите вершину угла АВС, стороны угла DEF
Закрепление нового материала
Работа по рисунку на доске (устно)
Является ли углом данная фигура?
О
АВ

Е
К
АС
С
Р
МН

В

СХ

Работа в парах по карточкам с последующей взаимопроверкой
В
АС

D
KE
Запишите в два столбика: а) все имеющиеся углы; б) развернутые углы Поменяйтесь работой с соседом и проверьте ее. Поставьте карандашом отметку.
Оглянитесь вокруг себя. Назовите, где на предметах мы можем увидеть модели углов?
Физминутка. Все построились в колонну друг за другом. Проходим до учителя, но каждый по разным траекториям: первый по ломанной, второй по прямой, третий по дуге окружности, четвертый как первый и т. д. Встаем справа от учителя те, кто считает, что прошел самый короткий путь, те, кто считает, что прошел самый длинный путь – встают слева. Остальные встают перед учителем. Вопрос: Почему вы так считаете? Продолжите начатое предложение: Кратчайший путь от одной точки до другой…. Запомните свою группу. Это нам пригодится для дальнейшей работы. Садимся по местам.
Закрепление нового материала
«Алгебраический и арифметический способы решения задачи»
1 Разберем решение задачи № 509. Ответим на вопросы
. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113899/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Объясните, в чем отличие арифметического способа от алгебраического.
Физкультминутка
5. Закрепление нового материала:
Решение № 510 двумя способами
6. Подведение итогов урока.
- Оценивается работа класса и отдельных учащихся
- Продолжите фразы:
•Сегодня на уроке я узнал...
•Сегодня на уроке я научился...
•Сегодня на уроке я познакомился...
•Сегодня на уроке я повторил...
•Сегодня на уроке я закрепил...
Домашнее задание прочитать §27 с.135-136, решить № 509 устно, 507, 511
Ход урока (2 урок)
Цель урока:
Закрепление понятия угла, развернутого угла, правила изображения их в тетради; развитие умений решать задачи как арифметическим, так и алгебраическим способом; развитие воображения, активизация мыслительной деятельности школьников, наблюдательности, развитие умения обобщать, конкретизировать;
Организационный момент.
Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
Работа учащихся у доски
А)Показать на доске решение домашней задачи №511;
Б) Построить углы АОВ, РКL, один из которых должен быть развернутым
В) Решить задачу арифметическим способом
Коля и Ваня собирали на берегу реки ракушки. Коля нашел на 5 ракушек больше Вани. Сколько ракушек оказалось у каждого мальчика, если на двоих они собрали 57 штук ракушек.
Г) Решить задачу алгебраическим способом
Какая фигура называется углом? Может ли у угла быть три стороны? Назвать точку, являющуюся вершиной угла АВС. Какой угол является развернутым? Какие лучи называются дополнительными? Назовите стороны угла КМН. Может ли угол содержать в себе несколько углов? Является ли отрезок РН стороной угла РЕН?
Закрепление изученного на первом уроке.
Презентация. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113900/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18

Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113901/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Мультимедийное приложение. Раздел «Теория». Ресурс №38.
Физминутка
Упражнения для осанки «наколок»
Закрепление нового материала, работа по учебнику
- Выполняем задание № 505, отвечая на вопросы задания
Решаем № 506 (один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.
Решить задачи № 512, 513, 514(а)
Математический диктант с проверкой (оцени себя сам)
«5» - если сделал все правильно.
«4» - если сделал одну вычислительную ошибку.
«3» - если сделал одну ошибку в формуле и поэтому получил неверный ответ.
Если не справился с заданием – открой учебник на стр 135-136 и реши еще раз № 505
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113902/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
6. Подведение итогов урока.
- Оценивается работа класса и отдельных учащихся
- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?
- Как вы считаете, они выполнены?
7. Домашняя работа: § 27; контрольные задания с.139, решить № 514 (б,в)
Технологическая карта урока 1
№ Этапы 1 урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные Регулятивные Коммуникатив-
ные Личност-
ные
1 2 3 5 6 7 8 9 10 11
1 Организацион-ный момент Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
2 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Прогнозирование своей деятельности Умение слушать и вступать в диалог Умение выделять нравственный аспект поведения
2 Актуализация знаний
Устный счет
Беседа Презентация Демонстрирует презентацию
Повторение понятий;
Учитель показывает модели фигур
Задает учащимся наводящие вопросы Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, 5 Анализ объектов с целью выделения признаков. Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
3 Физминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. 4 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Целеполагание, выдвижение гипотез Осознание ценности здоровья
4 Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113899/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Демонстрирует презентацию
Задает вопросы, подводящие к определению понятий.
Вместе с учениками определяет цель урока и его тему.
Отвечают на вопросы. Выполняют задание, используя ножницы и макеты
Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь.
Два ученика у доски, остальные в тетради решение с комментированием № 916
Самостоятельно работают с учебником стр 239 вопросы 3, 4.
Решение в парах с взаимопроверкой № 921 3
7
3
7
3
2
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Подведение под понятие
Целеполагание, выдвижение гипотез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
Умение слушать и вступать в диалог
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Проявление терпения и аккуратности .
5 Закрепление нового материала Презентация Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
Решение с комментированием № 922
6 Анализ объектов и синтез
Контроль изученного материала Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику
6 Подведение итогов 1 урока Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием - Продолжают фразы:
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня на уроке я научился...
Сегодня на уроке я познакомился...
Сегодня на уроке я повторил...
Сегодня на уроке я закрепил... 5 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Ориентация в межличностных отношениях
Технологическая карта урока№ 1
Технологическая карта урока№ 2
№ Этапы 2 урока Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные Регулятивные Коммуникатив-
ные Личност-
ные
1 2 3 5 6 7 8 9 10 11
7 Организацион-ный момент Организация внимания учащихся
Учитель напоминает тему и повторяет цели урока Включение в деловой ритм урока
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. 2 Смыслообразование
8 Актуализация знаний
. Презентация:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b20277eb-3501-4e8c-bb18-590adb91f106/Models/2_25_polyhedron-2.html Демонстрирует презентацию
Повторение понятий;
Учитель показывает модели пространственных фигур Задает учащимся наводящие вопросы
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, 2
4 Анализ объектов с целью выделения признаков. Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
9 Закрепление изученного на 1 уроке
Презентация. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113900/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Демонстрирует презентацию
Демонстрирует ответы
Комментирует и направляет работу учащихся Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь.
Проверяют ответы, комментируют и проговаривают ответы 4 Выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ и синтез объектов Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Умение слушать и вступать в диалог
10 Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113901/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18 Демонстрирует презентацию
Задает вопросы, подводящие к определению понятия.
Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
Демонстрирует ответы Выполняют задание, заполняют таблицу, проверяют правильность выполнения.
Работа в тетради выполняют задания
формулируют правила. 3
3
5
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Целеполагание, выдвижение гипотез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Умение слушать и вступать в диалог
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей
11 Физминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Показывает новое упражнение «Наколок» Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. 2 Планирование своей деятельности Осознание ценности здоровья
12 Закрепление нового материала Направляет работу учащихся.
Контролирует работу слабых учащихся Выполняют задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал. 5 Анализ объектов и синтез
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Контроль изученного материала Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику
13 Организация контроля http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113902/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18Организует самостоятельную работу, комментирует задания Проведение диктанта в тетради.
Самооценка в соответствии с ранее оговоренными требованиями учителя 4
3 Выбор оснований и критериев для сравнения Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению. Самоопределение
12 Подведение итогов урока, оценивание знаний
Домашнее задание Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся
Задает домашнее задание Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока 3 Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка Нравственно-этическая ориентация
2 урока по 45мин., всего 90мин.
Время работы проектора за 2 урока – 30 мин.