Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Дом снаружи и внутри.
Дата:Тема: дом снаружи и внутри
Цели: дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома; уточнить понятия «внутри» и «снаружи»; развивать творческое воображение.
Оборудование: акварель, фломастер, мелки, цветные карандаши; описания сказочных домиков из литературных произведений; иллюстрации с видом домов снаружи и внутри из детских книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Смачивание акварельных красок.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, каким может быть дом внутри и снаружи, о внутреннем устройстве доме, а также вы нарисуете домик для маленьких человечков из первой буквы своего имени. Но об этом чуть позже.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Рассмотрите фотографии и иллюстрации с внешним изображением домов и их внутренним строением.
На доске фотографии и иллюстрации домов снаружи и внутри.
– Что можете сказать о внешнем виде домов, какие они? (См. примеры на с. 85)
– Где живут люди? (Внутри дома.)
– Опишите дом внутри.
– Вспомните свою комнату, что есть в ней?
– Можно ли догадаться по внешним признакам, как устроен дом внутри?
– Мастер Постройки помогает нам увидеть дом в любом предмете. Давайте рассмотрим эти дома.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 78. Вот такие необычные домики придумали дети. Они нарисовали букву, а из буквы получился домик.
– Опишите домики снаружи.
– Из каких предметов придумали домики дети? Опишите домики.
– Где решили сделать себе дом герои народной сказки «Теремок»? (В горшке.)
– Посмотрите на иллюстрации из детских книг.
Учитель показывает детскую книгу Т. Белозерова «Лесной плакунчик».
– Опишите избушку Плакунчика снаружи и внутри. Что находится внутри? (Печка, маленький столик, скамейка и др.)
– Послушайте описание дома из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«Пройдя несколько шагов, Незнайка увидел дом не совсем обычной архитектуры. Этажи этого дома были расположены уступами, то есть как бы ступеньками, так что жильцы второго этажа могли ходить по крыше первого. В этом доме вместо лифта был эскалатор, то есть движущаяся лестница, по которой можно было бы подниматься на самый верхний этаж.
Спускались жители по специальному желобу на коврике».
– Вот такой интересный дом увидел Незнайка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям физкульт-привет!
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Изобразите дом в виде буквы алфавита (из первой буквы своего имени). Нарисуйте на листе краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, заселите его маленькими человечками.
– Как бы они смогли там жить? Что будет крышей для них, где будет вход? Нарисуйте двери, окна, лестницы, балконы.
Для работы используйте акварельные краски, а потом фломастерами или цветными карандашами дорисуйте мелкие предметы. Но это можно будет сделать только тогда, когда акварель высохнет.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Как вы думаете, почему все дома разные? (Они нарисованы из разных букв алфавита.)
– У каждого из вас получился красивый, уютный дом.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Как устроен дом внутри, какой он снаружи.)
– Чему учились на уроке? (Учились рисовать дом для маленьких человечков.)
3. Уборка рабочего места.
Дата: Тема: строим город
Цели: помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; развивать конструктивную фантазию и наблюдательность.
Оборудование: пластилин или цветная бумага; ножницы; клей; описание сказочного города из литературного произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы побываете в роли архитекторов. А кто такие архитекторы?
Архитектор – специалист по сооружению зданий.
– Вы пофантазируете и построите город из пластилина.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Рассмотрите иллюстрацию с изображением города. Что вы видите на картинке? Какие дома в городе?
– Одинаковые ли они? Опишите их форму, цвет и другие признаки.
– Какие еще постройки вы видите?
– Послушайте описание Солнечного города из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«Круглые поля скоро кончились, и по сторонам дороги стали попадаться дома. Они были маленькие, не больше двух этажей, но очень красивые: с высокими остроконечными крышами, окрашенными в яркие цвета, с верандами, с террасками, с балкончиками и затейливыми башенками на крышах. Во дворах были устроены беседки и цвели всевозможные цветы. Чем дальше ехали путешественники, тем чаще попадались дома. Шоссе незаметным образом превратилось в широкую городскую улицу. Дома по сторонам становились все выше. Машины двигались непрерывным потоком.
По обеим сторонам улицы стояли многоэтажные дома, которые поражали своей красотой. Стены домов были украшены затейливыми узорами, а наверху под крышами были большие картины, нарисованные яркими разноцветными красками. На многих домах стояли фигуры различных зверей, вытесанные из камня. Такие же фигуры были внизу у подъездов домов.
По тротуару двигались толпы гуляющих малышей и малышек. Слышались смех и шутки. Откуда-то доносилась музыка».
– Что понравилось вам в Солнечном городе?
– Захотелось ли вам побывать в таком городе?
– Опишите дома Солнечного города: величину, форму, цвет и др.
– Какое настроение возникло у вас после того, как услышали описание Солнечного города.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 80–81. Посмотрите, как можно сделать домики. Из чего они сделаны? (Из бумаги, из пластилина.)
– Можно сделать из бумаги, из коробочек, а можно слепить из пластилина.
– Обратите внимание на домики из пластилина. Какой они формы, в виде чего они сделаны? (Форма цилиндра, овала, сделаны в виде грибов, бочонков и др.)
– Это детские работы. Какие цвета выбирали дети? Почему? (Если дом в виде грибочка, то весь дом коричневый, а шляпка-крыша красная или пятнистая.)
– Какие детали еще слепили дети? (Ступеньки, окна, труба, столики, скамейки.)
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так: (Наклоны то к одному,Тик-так.то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час: (РаскачиваютсяТик-так, тик-так, тик-так. в такт маятника.)
Налево – раз, направо – раз, (Наклоны головы к правомуМы можем тоже так. и левому плечу.)
Ноги вместе, руки на поясе –
Тик-так, тик-так.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
1. Инструктаж по выполнению работы.
– Чтобы построить город из пластилина, вам необходимо работать сегодня не по одному, а в группах.
– У каждой группы свои идеи, свои архитектурные задумки.
– Подумайте, какой город будет у вас, какие дома вы хотите видеть в своем городе, что еще, кроме домов, вы хотите построить.
– Возьмите коробку из-под конфет – это будет территория вашего города.
– Разомните пластилин, придайте ему форму ваших будущих домов: округлую, овальную, в виде цилиндра, квадратную (показывает).
– Пофантазируйте и придумайте интересные детали к вашим домам.
– А может быть, рядом с домом вы расположите парк, в котором могут быть деревья, скамейки и другое.
– Раскатайте пластилин на специальной дощечке, руки после работы вытирайте сухой тряпочкой.
2. Самостоятельная работа.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– У каждой группы получились свои города. Придумайте им названия.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Кто такие архитекторы, из чего можно построить город).
– Чему учились на уроке? (Быть архитекторами, придумывать и строить город из пластилина.)
3. Уборка рабочего места.