Игровая программа Детские забавы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Крылатый»
городского округа Самара
Игровая программа «Детские забавы»
(для детей 8-12 лет)
Автор: Калинина Ирина Васильевна,
методист, педагог дополнительногообразования
Самара, 2014
Пояснительная записка
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности. Огромную роль в этом процессе играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Устное народное творчество и игровой фольклор дает ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы, обычаи. Владение жанрами детского фольклора помогает разнообразить детское общение, делает его содержательным, эмоциональным. Приобретенные знания приучают к дисциплине (считалки в играх), вырабатывают выдержку (молчанки), учат управлять своими эмоциями (дразнилки, мирилки), осознаётся необходимость считаться с мнением других. Личность ребёнка развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной её основой. Через игру формируется детское художественно-образное мышление, творческая активность, самостоятельность. Игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда исполняют главное свое назначение – доставляют детям удовольствие и радость. Поэтому цель программы «Детские забавы» - В игровой форме обобщить знания детей по устному народному творчеству, развить интерес к народному слову, познакомить с русскими народными играми. Данная программа разработана в Центре «Русский дом», апробирована на воспитанниках творческих объединений «Волжане», «Забава», «Разгуляй», а также используется в экскурсионной программе для школьников, посещающих музей «Русский дом».
Условия и особенности реализации программы
Желательно проведение программы в помещении, оформленном в русском народном стиле. Необходимо место для игр, стульчики для каждого участника. Музыкальное оформление представлено на CD- диске.
Сценарий игровой программы
«Детские забавы»
(для детей 8-12 лет)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давно я по белому светухожу, на людей гляжу, да себя показываю. И вот сегодня хочу я с вами посостязаться в знании русских народных сказок, пословиц, поговорок, и, конечно же, поиграть в самые веселые, любимые, самые увлекательные игры наших предков. Выйдете со мной на честный бой? Попробуете справиться с моими заданиями?
Предположительный ответ детей: Да!
Ведущий: А чтобы у нас получилось настоящее соревнование, предлагаю вам разделиться на две команды, и придумать название своей команде (придумывание названий). Итак, у нас сегодня команда ……, приветствует команду…………… . Внимание - «Разминка»!
Я по-очереди каждой команде буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить.
Делу время - потехе час
Любишь кататься -люби и саночки возить
Век живи -век учись
Когда я ем - я глух и немСемь раз отмерь -один раз отрежь
Два сапога - пара
Поспешишь - людей насмешишь
Большому кораблю - большое плавание
Если б да кабы -то во рту росли б грибы,
И тогда бы был не рот, а целый -огород
Сделал дело - гуляй смело
Не имей сто рублей - а имей сто друзей
Без труда - не выловишь и рыбку из пруда
(подводятся итоги)
Ведущий: Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Чужое место заняла?
В следующих пословицах одна буква неправильная, её надо заменить на правильную. Команды отгадывают по-очереди.
Два сапога – тара (пара)
Ус хорошо – а два лучше(ум)
Яйца куницу не учат (курицу)
Толочь в ступе соду (воду)
Первый клин комом(блин)
Сашу маслом не испортишь(кашу)
Крутиться, как булка в колесе(белка)
Терпенье и пруд – все перетрут(труд)
Не зная броду, не суйся в моду(воду)
У грача лечись, а у умного учись (врача)
Купить кита в мешке(кота)
Трус кормит, а лень портит(труд)
(подводятся итоги)
Ведущий: Пословицы мои вы отгадали, а сможете сыграть в мою любимую игру? Она называется «Раззява». Только, чур, не обижаться, лишь в игре так называться. Я приглашаю команду №1……… встать в круг, а ребят из команды №2…….. встать позади, за спины. (Один человек должен быть водящим, если детей четное количество, ведущий мероприятия становиться игроком). Водящий в центре круга. Первые номера, пока звучит музыка, подходят в центр к водящему, и танцуют вместе с ним, двигаясь по кругу. Вторые номера остаются на месте. Как только музыка прекращается, танцующие должны занять место за спиной любого стоящего человека (второго номера), а водящий должен постараться самым первым занять место за спиной. Нового водящего, оставшегося без пары, дразнят:
Раз, два, три,
Раззява ты!!!
Игра продолжается, и теперь, вторые номера становятся первыми, и танцуют вместе с водящим.
Ведущий: Одна игра не потеха,
Одна игра не выигрыш,
Научу я вас другой игре,
Она называется «У Дядюшки Трифона».
Вставайте все в один большой круг. Считалкой выбираем водящего. Он выходит из круга. В кругу выбирается другой водящий, который показывает различные движения, а все должны их повторить. При этом первый водящий, зайдя в круг, должен угадать с трёх попыток, за кем все повторяют. Первого водящего приглашают в круг такими словами:
У Дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семь сыновей.
Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели,
Делали вот так… (повторяют за ведущим движения)
Ведущий: Вот какие молодцы, все играли от души! Присаживайтесь по командам.
Далеко, далеко раскинулось царство, необъятное государство – страна сказок, чудес и волшебства. И я вас приглашаю посетить эту замечательную страну. Поскорее вспомнить русские народные сказки, и ответить на вопросы моей сказочной викторины-юморины. Вопросы для команд:
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)
- В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней?
(«Сивка-Бурка»)
- В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?
(«Заячья избушка»)
- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон
(Лягушка)
- Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?
(«Колобок»)
- Как называется деталь женского платья, в которую помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?
(«Рукава»)
- Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста.
(«Пузырь»)
- Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?
(игла)
- Что является высочайшим достижением волшебного общепита?
(скатерть - самобранка)
- Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого.(Несмеяна)
Ведущий: А такие сказки вы знаете - Мои ошибки исправляйте, сказку дружно называйте.
Шурочка Ряба
Шар – птица
Полк и семеро козлят
Кособок
Медведь – лиловая нога
Кепка
К ошечка – хаврошечкаСивка – мурка
Гусли – лебеди.
(подводятся итоги)
Ведущий: Эй, ребята, встаньте в круг.
Дай же руку другу друг,
Ведь игра опять зовёт
Нас в весёлых хоровод.Игра «Гусь, гусь, утка!»:
Считалкой выбирается водящий, он идёт за кругом. Приговаривает, указывая на каждого участника:
"Гусь, гусь, гусь, утка" - "Утка" бежит за кругом в противоположную сторону от ведущего. Кто из них вперед прибежит на свободное место, тот и выиграл.
Ведущий: А напоследок вам игра – всем понравится она. Называется она «Моргалки»: Вставайте в круг, парами как в "Раззяве". Ведущий тот, кто без пары, он стоит также в кругу. Ребята, которые стоят впереди - первые номера, позади - вторые. Вторые номера опускают голову вниз, руки за спину. Как только они чувствуют, что первый номер от них убегает к моргающему ведущему, должны успеть, нисходя с места замаять первого. Кто остался без пары, тот ведущий.
Ведущий: (подводятся общие итоги – вывод – победила дружба!)
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю вам: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Список литературы
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.
Бесова М.А. Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
Волина В.В. Этимологический словарь. М., 1994
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986.-79 с.