ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ


ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей.
В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
На пятом году жизни постепенно определяется «лидерство» одной из рук: правой или левой, именно эта рука берет на себя выполнение большей части работы. Одновременно с этим еще большее значение приобретает синхронная работа рук. Синхронизация движений имеет важное значение для стабилизации психофизических процессов организма. Не меньшую ценность имеет работа, основанная на поочередном выполнении движений (левой, правой рукой)
Упражнения этого вида благотворно влияют на организацию мозговой деятельности ребенка, а значит, заслуживают особого внимания. Самомассаж пальцев улучшает тонус и кровообращение мышц кисти, стимулирует активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами (речи, мышления и т.д.).
Важную роль играют упражнения на развитие более точного движения рук под контролем зрения в схеме «глаз – рука». На совершенствование такой координации работает равномерное приложение мышечных усилий к пишущему инструменту в течение определенного отрезка времени.
Данные упражнения активизируют зритель-но-моторную координацию, подготавливают руку ребенка к овладению графическими навыками.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно - коррекционные мероприятия в данном направлении.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.
Сорока - белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
– Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается. Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!!!
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.
«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
При хорошей фантазии родителей можно придумывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикания и т.п.).
Занятие «Паучки».
Рекомендации к работе:
1. Взрослый читает стихотворение «Паучки на прогулке», сопровождая его движениями. Ребенок повторяет.
2. Исходное положение: кисть раскрыта, слегка напряжена, шевелим всеми пальчиками. Упражнение начинаем с левой руки, кисть рас-крыта, пальцы разведены. На первую строчку стихотворения качаем большим пальцем вверх
– вниз, затем по очереди соединяем все пальчики с большим, образуя «колечки». Для правой руки выполняем аналогичные движения.
3. Настольная игра «Футболисты». Вам потребуется бумажный комочек небольшого раз-мера – «мячик». Имитация ворот. Цель забить мячик в ворота. Исходное положение пальцев при ударе «колечко».
4. Предложите ребенку пальчиком обвести паучка по контуру, назвать обводимые части. Раскрасить паучка красками или карандашами.
Паучки на прогулке.
Паучки идут гулять,
Будем их сейчас считать.
Одновременно «шевелим» всеми пальчиками.
Раз – веселый, озорной,
Он идет к себе домой.
Качаем большим пальцем вверх – вниз.
Два – сердитый, очень злой,
Не пускай его в дом свой.
Соединяем большой и указательный пальцы.
Три – смеется и хохочет,
Поиграть он в мячик хочет.
Соединяем большой и средний пальцы.
А четвертый – удивился,
Волк с зайчишкой подружился.
Соединяем большой и безымянный пальцы.
Пятый – очень-очень грустный,
У него ведь на обед,
Нет ни вафель, ни конфет.
Соединяем большой палец и мизинец.
Занятие «В ночном лесу».
Рекомендации к работе:
1. Взрослый читает стихотворение «Сладкий сон», выполняя определенные движения. Ребенок повторяет.
2. Исходное положение: кисть раскрыта, пальчики разведены, слегка напряжены. Пальцами правой руки на каждую строчку стихотворения поочередно обхватываем кончики вытянутых пальцев левой руки, чуть сжимая и вытягивая их вверх. На последнюю строчку соединяем большой и указательный пальцы на левой – правой руке. Остальные пальцы подняты вверх, напряжены.
3. Упражнение «Сторож», проводим на правой руке, движения аналогичны упражнению «Сладкий сон».
4. Задания для рисования: предложите ребенку обвести песика по контуру, назвать об-водимые части, раскрасить красками или карандашами.
Сладкий сон
Сладко спит лесной народ,
Растираем ладошки до тепла 10-15 секунд.
В норке тихо спит енот.
Мизинец левой руки.
Белка спит в дупле своем,
Безымянный палец левой руки.
Аист спит в гнезде большом.
Средний палец левой руки.
Зайчик под кустом уснул,
Указательный палец левой руки.
Уж под камушком заснул.
Указательный палец левой руки.
Только филину не спится,
Ведь ночная филин птица!
Соединяем большой и указательный пальцы
Сторож (на левой/ правой руке)
Уснули бельчата,
Мизинец правой руки.
Уснули зайчата.
Безымянный палец правой руки.
Уснули лисички,
Средний палец правой руки,
Уснули синички.
Указательный палец правой руки.
Только песик Гав не спит,
Дом он ночью сторожит.Большой палец правой руки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Русскова Л. В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском са ду». – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
2. Трясорукова Т.П. Вместе с мамой играем пальчи ками. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 44 с.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М.: Профиздат, 1997. – 32 с