Доклад Играя, развиваем речь!
МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области» Муниципальный семинар-практикум для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Перелюбского муниципального района и воспитателей дошкольных образовательных учреждений на тему:
«Преемственность между детским садом и начальной школой в выборе средств, форм, приёмов и методов воспитания и обучения первоклассников в условиях введения ФГОС».
МАСТЕР - КЛАСС
«Играя, развиваем речь»
Провела
учитель начальных классов:
Серобаба О.Н.
2014-2015 учебный год
Играя, развиваем речь
Мастер-класс
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что в начальной школе мы обнаруживаем до 40 % учащихся, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней подготовительной работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
В школах нет специалистов – логопедов, поэтому нам учителям приходиться очень сложно в таких ситуациях, когда ребёнок, приходя в школу, не выговаривает множество звуков. Очень важно из множества предложенных упражнений выбрать именно, те которые бы помогли ребёнку, а не навредили.
Работа по звуковой культуре речи состоит из следующих разделов:
развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательное работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико – интонационной стороны речи)
профилактика речевых нарушений.
Работа педагога по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:
1. подготовительный; (активно участвует в коррекционной работе; в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата).
2.этап появления звука;
3.этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
К упражнениям по развитию речи относятся:
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
Движение кистей рук
Педагог показывает каждое упражнение, сопровождая пояснениями.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений
Зарядка для языка
Поднять к небу
Сложить в трубочку
Достать до носа
Упереться языком в нижние (верхние) зубы
Заборчик (провести языком по каждому зубу)
Надуть щеки, втянуть щеки
Растянуть губы в улыбке
Дыхательная гимнастика
Подуй на кораблик
Чей пароход дольше гудит?
Самовар – пых, пых, пых. Чайничек пых-пых-пых-пых-пых
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Цель - научить, с помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться ребенку. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:
ЗАЙЧИК:указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак КОЗА РОГАТАЯ:указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
ЧЕЛОВЕЧЕК:бегаем указательным и средним пальцами по столу БАБОЧКА:руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»
ЁЖИК:руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить ОЧКИ:пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.пальчиковая гимнастика
КОШКА:соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
Пальчиковая гимнастика
В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.Упражнение «Бабочка»Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР-это увлекательная дидактическая игра, которая: • способствует развитию мелкой моторики;• развивает пространственное восприятие;• развивает словарный запас;• развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.• развивает творческие способности.
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:
логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
пассивная гимнастика (массаж)
активная гимнастика - пальчиковые игры
ДОЖДИК.
Дождик песенку поет, только кто ее поймет?
Не поймем ни я, ни ты.
но зато пой¬мут цветы, и зеленая трава, и весенняя листва. Лучше всех поймет зерно прорастать начнет оно.(Пальцы постукивают по сто-лу - сначала быстро, потом .медленно) (Пальцы барабанят быстро-быстро - пошёл ливень.)
(Пальцы стучат все медленнее и медленнее и наконец останавливаются.)
Весенний дождик
Пальчиковая гимнастика
Изобрази животное (собака, слон, заяц и т.д.)
Стихотворные упражнения
Движение для кистей рук
Змейки, рыбки
Бабочка, олень и т.д.
Очень велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.Выполнять упражнения нужно ежедневно или через день (можно в форме игры). Давая определенные целенаправленные упражнения, педагоги помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка (губы, язык…) к произнесению тех звуков, которые он плохо выговаривает.ПОМНИТЕ: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки.При проведении специальных упражнений родителями с детьми СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ:• заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно;• каждое упражнение делать несколько раз;• упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык;• все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно;• если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть;ВЫВОД: Проведённая совместная работа с воспитателями показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте в массовом учреждении и использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего школьного возраста, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повысилась эффективность работы логопункта, уменьшился процент детей с дефектами речи.
И я с уверенностью могу предложить использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как учителями младших классов, так и воспитателями детских садов. Чем раньше мы начнём работу над правильным звукопроизношении, тем результат будет выше. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Слайд . Рефлексия опыта.
Предлагаю письменно ответить на вопросы:
Что взял полезного (интересного);
Хочется ли что-то отметить.
(Слайд 31). Заканчивается мастер – класс словами Пифагора.
Не допускай ленивого сна на усталые очи,Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал?
Чего не сделал? И что мне осталось?
Пифагор
Приложение
Лиса и журавль
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.Журавль ей отвечает:- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. Вот и сказке Лиса и журавль конец, а кто слушал - молодец!
МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Муниципальный семинар-практикум для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Перелюбского муниципального района и воспитателей дошкольных образовательных учреждений на тему:
«Преемственность между детским садом и начальной школой в выборе средств, форм, приёмов и методов воспитания и обучения первоклассников в условиях введения ФГОС».
МАСТЕР - КЛАСС
«Играя, развиваем речь»
Провела
учитель начальных классов:
Серобаба О.Н.
2014-2015 учебный год