Методическая разработка по географии Использование научно-популярной и художественной литературы на уроке географии
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области «Дубская основная общеобразовательная школа»
Методическая работа
«Использование научно-популярнойи художественной литературы
на уроке географии»
Выполнил:
учитель географии
Шибалина Елена Владимировна
Образование: высшее.
Педагогический стаж: 25 лет.
с.Дубское2013-2014 уч. год
Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо
Актуальность выбора методической работы
Работая над методической темой “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными.География – уникальная наука, способствующая формированию мировоззрения и мироощущения человека. Для меня это предмет удивительный, естественный и общественный, охватывающий практически все аспекты жизни на Земле. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Нельзя преподавать географию, заботясь лишь о прохождении учебного материала, потому что тогда наука из живой превратится в абстрактную. Это значит, что географические названия, понятия, звучащие на уроках, останутся мертвыми понятиями и не превратятся в образы, из которых формируется мировоззрение. Я обращаю внимание ребят во время урока на интеграцию географии в других школьных предметах: литературе, истории, физике, математике, химии, мировой художественной культуре, подчеркиваю постоянную связь географии с жизнью.
Среди множества приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, хочется остановиться на таком приёме, как использование научно-популярной и художественной литературы на уроке.
Художественно-географический образ страны, ландшафта, определенного географического объекта - необходимый компонент обучения географии. Он создается путем непосредственного восприятия объектов и явлений действительности на основании художественной и научно-популярной литературы. Целенаправленное ее использование играет значительную роль в воспитании эстетического чувства и вкуса подростков, формировании их мировоззрения и личности в целом.
Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе.
Описание опыта работы
В процессе обучения – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы.
В процессе обучения географии обращаюсь к различной географической литературе: мемуарной, научно-популярной, художественной прозе, поэзии. Это классики географии – П.П.Семёнов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, это лучшие работы П.К.Козлова, В.К.Арсеньева, Г.Ушакова, это книги академиков А.Е.Ферсмана и В.А. Обручева. В такой литературе есть глубина знаний географического материала.
Образное видение изучаемого создают произведения классиков прозы и поэзии: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Паустовского, П.П.Бажова, В.Солоухина, О.Гончара и др.
В процессе подготовки к уроку важно правильно отобрать тексты, исходя из возрастных особенностей учащихся, а также цели урока. Не менее важны научная обоснованность и правдивость изображаемого, тесная связь с жизнью. Только при таких условиях художественная литература будет иметь познавательную и эстетическую ценность.
В целом отбор литературы произвожу по следующим признакам:
Чёткое отображение «географической специфики» объекта или явления в законченной художественной форме.
Соответствие содержания литературного источника действительности.
Правдивость и внутренняя убеждённость автора.
Целостность и яркость географических образов.
Чёткость. Краткость и доходчивость преподнесения материала.
Кроме отбора материала, следует определить место дополнительной литературы на уроке и приёмы её использования.
Дополнительную литературу применяю на разных этапах урока: в начале урока, как введение к теме, что создает своеобразный фон для дальнейшей работы – раскрытия содержания всего урока, использую дополнительную литературу в процессе изучения нового материала, как выводы и обобщения изученного, что позволяет создавать проблемные ситуации, использую дополнительную литературу при контроле знаний учащихся. Например, в процессе изучения нового материала учащиеся самостоятельно усваивают понятия, выполняют практические работы. Решая свои творческие задачи, учащиеся во время урока могут взять в кабинете с полки нужную книгу, с тем, чтобы найти дополнительный материал. Так, систематические упражнения вырабатывают навыки самостоятельной работы с книгой, текстами.
Приведу пример, как происходит изучение географического материала, используя произведения А.С.Пушкина.
Ю.Г.Саушкин призывал читать А.С.Пушкина, произведения которого содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют географический характер. У А.С.Пушкина душа лежала к географии. У А.С.Пушкина был поистине географический взгляд на природу. Например, в стихотворении «Кавказ» восхищает поэтическая картина гор и четко намеченные великолепные пояса природы в горах. Однако в пушкинское время не было понятия высотная поясность, так как ясные представления об изменении природы в горах дает великий учёный В.В. Докучаев в конце XIX века, исследуя почвы Кавказа.
Некоторые аспекты географии в произведениях А.С.Пушкина.
6 класс «Физическая география»
№ Раздел Тема урока Произведения А.С.Пушкина
1 Введение Что изучает география? «Борис Годунов» (1825)
«Дубровский»
2 Литосфера Формы рельефа стихотворение «Кавказ» (1829)
3 Гидросфера Реки «Меж горных стен несется Терек» (1829)
«Дон» (1829)
«Песни о Стеньке Разине»
поэма «Полтава»
«История Пугачёва»
4 Атмосфера Ветер «Зимний вечер»
повесть «Метель»
«Сказка о мертвой царевне»
«Капитанская дочка» (1836)
8 класс
№ Раздел Тема урока Произведения А.С.Пушкина
1 Природа России Почвы
Высотная поясность «Анчар» (1828), «Румяный критик мой» (1830)
«Кавказ» (1829)
2 География Санкт-Петербурга Географическое положение
Климат
Внутренние воды
Охраняемые природные территории поэма «Медный всадник»
поэма «Руслан и Людмила»
3 Крупные природные территории Восточно-Европейская равнина повесть «Станционный смотритель»
роман «Евгений Онегин»
4 Население России Этнографическое положение России. Народы России в произведениях А.С.Пушкина «Памятник» (1836)
«Путешествие в Арзрум»
«Путешествие из Москвы в Петербург»
«История Пугачева»
«Моя родословная» (1830)
9 класс «География России»
№ Раздел Тема урока Произведения А.С.Пушкина
1 Экономические районы России Северо-Запад России поэма «Медный всадник»
Форма деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, групповая.
Место произведений А.С.Пушкина на уроке:
в начале урока;
в процессе изучения нового материала;
как выводы и обобщение изученного;
контроль знаний .Деятельность учителя Способы деятельности учащихся
Активизация познавательного интереса учащихся
Активизация социального интереса учащихся
Создание условий для самодеятельности и совместной деятельности учащихся
Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности 1.1. Поисковая мыслительная деятельность
1.2. Занимательный учебный материал
2.1. Использование личного опыта
2.2. Выяснение эмоционального состояния при изучении материала «Какие чувства возникают при…»
3.1. Инсценировка художественного текста
3.2. Урок-путешествие
3.3. Работа в парах
3.4. Работа в группах
4.1. Творческое задание:
нарисовать
написать эссе
исследовательская работа
Результативность использования
данного опыта в педагогической практике
Каждый учитель-географ так или иначе привлекает на свой урок дополнительную литературу: часто стихийно, из числа недавно прочитанного самим, иногда "подвернувшуюся под руку". Бывает, что обращение к дополнительной литературе начинается и заканчивается принесением на урок ярких журналов с рекламными пейзажными фотографиями, приковывающими своей красочностью лишь на короткое время внимание ребят.
Работая второй год учителем географии, я начала систематизировать данный материал. В кабинете географии есть небольшая библиотечка «Занимательная география», которую пополняют дети.
Процесс использования дополнительной литературы постепенно упорядочивается, расширяется круг книг, без которых урок уже не обходится; становятся более совершенными и разнообразными формы их использования.
Использование художественной литературы повышает заинтересованность школьников к предмету, помогает в выборе книг для чтения, позволяет соединить отрывчатую, изолированную информацию, которую приходится чаще только запоминать в систему многообразных доступных усвоению, связей элементов в один огромный клубок познания мира.
Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать, хотя пробуждать эту потребность все труднее и труднее. Все это по-прежнему важно, потому что между количеством читаемых учениками книг и их успехами в учении существует прямая связь.
В современном динамичном мире книге все труднее конкурировать с телевизором, видеомагнитофоном, компьютером. Но ведь если ребенок в детстве не прочитает Ж.Верна, В.Обручева, Е.Ферсмана, он, скорее всего уже не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги.
Использование художественной литературы на уроках географии активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства от разрушительной деятельности человека. Учитель должен стремиться дать своим ученикам не только основные научные сведения, но и показать красоту природы, ее колоссальные богатства, историю освоения ранее необжитых районов.
Предлагаемые произведения художественной литературы можно использовать на различных этапах урока:
Марк Твен «Последний из Магикан или повествование о 1757 г.»
Г.К. Халард «Копи царя Соломона»
Р. Штильмарк «Наследник из Калькутты»
Ж.Верн «Путешествие к центру земли»
В.Цветов «Пятнадцатый камень сада Рёандзи»
Г.П. Пивоварова «По страницам занимательной географии»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
М.А.Шолохов «Поднятая целина»
И.Фролов «Равнина»
М.Чистяков «Иртыш»
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru;
http://festival.1september.ru ;
http://festival.1september.ru;
http://www.rospedclub.ru.;
http://www.uchportal.ru;
www.edu-reforma.ru ;
www.moi-universitet.ru .
http://shools-geograf.at.ua/publ/dopolnitelnyj_material_k_urokam_geografii/7
4.Педагогические наработки и находки
Одной из наиболее распространенных форм привлечения на урок дополнительной литературы является использование ярких географических описаний объектов и явлений. Часто такие тщательно подобранные отрывки из научно-популярной литературы становятся уникальными комментариями к изучаемому материалу. Понять, почувствовать, наглядно представить себе изучаемое учащимся лучше всего помогают книги, со страниц которых звучат рассказы очевидцев, непосредственных свидетелей событий.
Приведу несколько примеров:
1. "Вулканический мир мрачен, его цвета: серый, темно-синий, коричневато-черный. Редкие светлые пятна (желтые, белые, охряные) делают весь ансамбль еще более трагичным. Что же касается ярких или темно-красных оттенков и светлого золота расплавленной лавы, то вызываемое ими возбуждение всегда сопровождается безотчетной подавленностью.
Сутки, проведенные в подобного рода месте, хотя, в общем, и оставляют сильное впечатление, но все-таки уже после третьего или четвертого часа человеческому существу начинает становиться не по себе, хочется видеть воду, растения..." - так описал свою встречу с горами Гарун Тазиев - известный бельгийский геолог и вулканолог.
При изучении Евразии предлагаю учащимся отрывок из книги известного русского живописца и писателя Н. К. Рериха о невыразимом величии Гималаев:
"Два мира выражено в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и монастырей. ...Орлы спорят в полете с многоцветными бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном.
На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима. И все это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу.
Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидеть новое надоблачное строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега. Бесконечно богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира, разделенных мглою. В этом грандиозном размахе - особое зовущее впечатление и величие Гималаев: "Обитель снегов".
Книги помогают найти ту необходимую деталь, вокруг которой можно выстроить урок. Внимание к описательному рассказу учителя можно привлечь разными методическими приемами, один из которых условно назовем "сужением темы".
Так, например, рассказ об озере Байкал можно начать с высказывания Л. С. Берга: "Байкал - чудо природы во всех отношениях" - и далее показать учащимся целый ряд таких "отношений" - размеры, глубина, прозрачность воды, и вместе с тем показать современные экологические проблемы.
Рассказывая о минеральных богатствах Урала, привести слова П. П, Бажова: "Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому - на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат".
Пусть прозвучит на уроке по теме " Горные породы, слагающие земную кору" страстный призыв А. Е. Ферсмана: "Я очень хочу увлечь вас в этот мир (камня), хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях, мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная".
Изучая тему “Литосфера”, шестиклассники выявляют роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана.
Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна “Таинственный остров”: “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”.
На уроке “ Географические координаты” читаю, строки из романа Ж.Верна “Дети капитана Гранта”. “27 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”, из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор… Там, постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом широты, окажите им помощь, или они погибнут”.
Шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.
При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отделенной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах…
Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.
(Поэт стоял выше границы снеговой линии. Её средняя высота на Кавказе 2900 м. Она поднимается до высоты 3500 м на северо-восточных склонах и опускается до 2700 м на юго-западных. Таким образом, поэт находился, приблизительно, на высоте 3000 м от уровня моря).При изучении темы "Европейский Север" в 9-м классе строгую картину суровой северной природы создадут стихи Е. Баратынского.
Суровый край, его красами,
Пугаясь, дивятся взоры!
На горы каменные там
Поверглись каменные горы;
Синея, всходят до небес
их своенравные громады;
На них шумит сосновый лес;
С них бурно льются водопады;
Там дол очей не веселит;
Гранитной лавой он облит;
Главу одевши в мох печальный,
Огромным сторожем стоит.
На нем гранит пирамидальный.
По дряхлым скалам бродит взгляд;
Пришелец исполнен смутной думы:
Но мира ль давнего лежат
Пред ним развалины угрюмо?
После прослушивания стихотворения его содержание можно обсудить с детьми.
Примерные вопросы для беседы:
1. Какие чувства, ощущения возникли у вас при чтении произведения Е. Баратынского?
2. Какие компоненты природы Европейского Севера упоминаются в данном стихотворении?
3. Попробуйте установить зависимость между ними, доказать, что все в природе взаимосвязано "разумно и неразделимо".
4. Как вы думаете, какими словами данного произведения можно подвести итог описанию природы Европейского Севера?
5. Найдите в тексте учебника конкретное подтверждение слов "суровый край".
Умело подобранные отрывки из художественной литературы помогут учителю создать проблемную ситуацию на уроке, организовать дискуссию. Например, при изучении темы "Природные зоны России" (8-й класс):
Пустыня -
Это рай и ад вместе,
Это пещера с сокровищами,
которую охраняет чудовище
по имени Солнце;
Нет страшнее солнца в пустыне
и нет выше.
(Н. Джумаев)
Вопросы учителя:
1. Что же такое пустыня: "рай или ад"?
2. Как вы понимаете слова "Нет страшнее и нет выше солнца в пустыне"?
Хочется отметить: круг возможных приемов велик и дает возможность выбора, но систематическое обращение к дополнительной литературе на уроке пробуждает у учащихся потребность читать, а результаты такого рода работы всегда ощущаются учителем.
Часто школьные предметы заканчиваются с выдачей аттестата. География не заканчивается никогда! Она продолжается, пока существует этот мир и человек в нем.
5.Литература
1. Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. М., Просвещение, 2006
2. Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000
3. Трубе Л.Л. Остров Буян. Волго-Вятское кн. изд. 1987
4Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.
5.Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6. 6.Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.