Разработка урока по литературному чтению на тему «Проблемы любви, благородства, достоинства и чести в рыцарской балладе И.Ф. Шиллера «Перчатка».


Разработка урока по литературе.
6 класс.
Тема урока: «Проблемы любви, благородства, достоинства и чести в рыцарской балладе И.Ф. Шиллера «Перчатка».
Учитель:
РЯПОЛОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Разработка урока по литературе.
6 класс
Тема урока: «Проблемы любви, благородства, достоинства и чести в рыцарской балладе И.Ф. Шиллера «Перчатка».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный урок.
Цель: способствовать осознанию обучающимися нравственных проблем в балладе И.Ф. Шиллера «Перчатка».
Задачи:
создать условия для углубления представлений обучающихся о балладе как литературном жанре и его особенностях;
способствовать формированию представления о жизни и творчестве Иоганна Фридриха Шиллера как талантливого немецкого писателя;
раскрыть особенности художественного перевода на примере сопоставления поэтических текстов.
Оборудование:
у учителя:
- мультимедийное оборудование;
- электронная презентация для сопровождения урока;
- цветные маркеры;
- толковый словарь;
- портрет И. Ф. Шиллера;
- аудиозапись переводов баллады «Перчатка» из фонохрестоматии;
- выставка книг «Творчество Иоганна Фридриха Шиллера – великого немецкого писателя».
у учащихся:
- учебник, тетрадь.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап. Исходная мотивация.
Учитель здоровается с учащимися и предлагает начать урок необычным способом - рисованием. Учитель поясняет:
- Так как у нас урок литературы, то рисование будет словесным. Я предлагаю вам мысленно переместиться в средневековье, чтобы «изобразить» рыцарские времена. Расскажите, какие картины возникают в вашем воображении? Как бы вы изобразили рыцаря?
- А знаете ли вы, какими нравственными качествами должен обладать настоящий рыцарь? Учащиеся слушают учителя и отвечают на его вопросы.
Выполняют «словесное» рисование.
- Соблюдение нравственных норм - высота духа, смелость, отвага, самообладание, чувство достоинства и гордости - кодекс рыцарской чести. Образцом рыцарского поведения являлось служение Даме.
2. Сообщение темы урока. Определение учебных задач. Слайд 1 (тема урока).
- А теперь прочитайте название темы нашего урока и запишите её в свои тетради.
- С каким произведением сегодня мы будем знакомиться?
- Кто автор этого произведения?
- Давайте вместе попробуем определить задачи сегодняшнего урока.
Учитель маркером подчёркивает фамилию писателя. Затем другим цветом подчёркивает слово «баллада». Потом учитель обводит слова «проблемы любви, благородства, достоинства и чести» и направляет учащихся на формулирование следующей учебной задачи. Учащиеся знакомятся с темой урока и записывают её в тетрадях.
Отвечают на вопросы учителя.
При помощи учителя формулируют учебные задачи урока:
- познакомиться с биографией и творчеством И.Ф. Шиллера;
- вспомнить, что такое баллада;
- какие нравственные проблемы раскрываются в балладе «Перчатка»;
- для чего автор раскрывает в своей балладе эти нравственные проблемы.
3. Работа над новым материалом. 1. Знакомство с биографией И.Ф. Шиллера.
- Немецкая классическая литература дала много имен, чье творчество известно всему миру. Одним из основоположников немецкой классической литературы является Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер. Безусловно, главным делом его жизни была драматургия. Его драмы и до сих пор идут на сцене многих театров мира. Очень популярны и современны драмы «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль» и др. Как поэт Иоганн Фридрих Шиллер также оставил после себя богатое наследство, интерес к которому со временем не угасает, потому что взгляды писателя были прогрессивны: он верил в безграничные возможности разума и в справедливость. Все его творчество было направлено служению делу свободы. Этим писатель и приобрел широкую популярность и любовь читателей во многих странах мира.
Учитель демонстрирует слайды 2 – 10 (биография писателя) и рассказывает учащимся о жизни Иоганна Шиллера.
2. Презентация выставки книг «Творчество Иоганна Фридриха Шиллера – великого немецкого писателя».
3. Понятие о балладе, углубление знаний.
- Сегодня на уроке мы обратимся к балладе «Перчатка». Это произведение предстаёт как некий итог работы воображения и раздумий писателя.
- Что вы знаете о балладе как литературном жанре?
Учитель предлагает учащимся уточнить значение термина по словарю литературоведческих терминов учебника.
Учитель знакомит учащихся с историей создания баллады.
4. Работа с балладой.
- Мы познакомимся с рыцарской балладой немецкого писателя Шиллера в переводах В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.
Учитель сообщает, что перевод Жуковского был сделан в 1831 году, а двумя годами раньше, в 1829 году, балладу перевёл М.Ю. Лермонтов.
Слайд 11 (портреты Жуковского и Лермонтова, годы жизни писателей)
Учитель предлагает посчитать и определить возраст Лермонтова и Жуковского на момент создания каждым из них своего перевода баллады. Обращает внимание учащихся на тот факт, что М.Ю. Лермонтов в возрасте 15 лет хотя и владел свободно немецким и французским языками, но только заканчивал домашнее образование и готовился к поступлению в университет, а В.А. Жуковский был в то время уже известнейшим русским поэтом и переводчиком.
Учительпредлагает послушать аудиозапись переводов баллады «Перчатка», следя по тексту. Учащиеся слушают объяснение учителя, рассматривают слайды презентации, усваивают новую информацию.
Презентацию выставки книг проводят заранее подготовившиеся учащиеся, учитель дополняет их информацию о творчестве писателя.
Учащиеся слушают учителя, отвечают на его вопросы.
Работают со словарём литературоведческих терминов.
Усваивают новую информацию.
Учащиеся подсчитывают возраст поэтов Лермонтова и Жуковского на момент создания ими переводов баллады. Сравнивают полученные данные, делают выводы.
Учащиеся слушают аудиозапись переводов баллады «Перчатка», следят по тексту.
4. Практическая деятельность: сравнительный анализ переводов, сделанных Жуковским и Лермонтовым. 1. Сравнительный анализ поэтических текстов.
- Оба поэта рисуют средневековую картину развлечений при королевском дворе и рассказывают о жестокосердной красавице, которая была посрамлена.
Вопросы для сравнительного анализа:
- Какой из переводов легче читается?
- Заполните таблицу для сравнения композиции переводов баллады. Какие отличия в композиции вы заметили?
- Как раскрыты характеры героев? В каком из текстов подробнее и ярче?
- Отличаются ли образы красавицы в текстах двух переводчиков? Чем?
- Что же хотела красавица? Почему оскорблен рыцарь?
- В чьем переводе больше чувствуется авторское отношение к героям и их поведению?
- Какой из переводов произвел на вас большее впечатление?
2. Творческая работа.
Учитель знакомит учащихся со словами В.А. Жуковского» Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник» и предлагает поразмышлять над его высказыванием в группах, но ответ оформить письменно индивидуально.
3. Проверка.
Учитель предлагает учащимся озвучить свои размышления над словами Жуковского и обсудить.
В ходе беседы учащиеся работают в группах, выполняют сравнительный анализ переводов баллады, заполняют таблицу для сопоставления композиции переводов, отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы. Слушают ответы других групп, в случае несогласия с помощью учителя ведут дискуссию. Формулируют выводы.
Учащиеся в группах обсуждают высказывание Жуковского, затем записывают свои личные выводы в тетрадях.
Отдельные учащиеся озвучивают написанное. Остальные слушают, сравнивают, высказывают своё мнение, аргументируют свою
позицию.
5. Обобщение. Подведение итогов урока. Подведение учащихся к формулированию выводов о нравственных проблемах баллады «Перчатка».
- Какие нравственные проблемы раскрывает Шиллер в балладе «Перчатка»?
- В чём заключается авторская позиция Шиллера?
-Какова основная мысль произведения?
- Какой нравственный урок вы извлекли из рыцарской баллады «Перчатка»?
Учащиеся делают выводы о том, что Шиллер через своего героя рыцаря Делоржа выразил протест против существующих порядков, жестоких правил, традиций.
Шиллер показал образец благородства, отваги, бесстрашия, чувства собственного достоинства и подчеркнул ценность человеческой жизни, которой никто не имеет права играть. Человеческая жизнь дороже каприза.
6. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся составить синквейн. Учащиеся составляют синквейн.
Вариант может быть таким:
1строка - существительное (рыцарь Делорж)
2 строка - прилагательные (благородный, смелый)
3 строка - глаголы (идет, поднимает, бросает)
4 строка - фраза, выражающая основную мысль (Выражает протест против порядков.)
7. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть балладу И. Ф. Шиллера «Перчатка» в переводе Лермонтова или Жуковского.
2. Придумать и записать в тетрадь 3–4 вопроса по биографии и творчеству И. Ф. Шиллера. Учащиеся записывают домашнее задание.
Литература.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2014.
Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : «Просвещение», 2015. - электрон. опт. диск (CD-ROM).
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. - М.: Просвещение, 2015.
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под редакцией В.Я Коровиной. - М.: «Просвещение», 2015.
Трунцева Т.Н. Рабочая программа по литературе. 6 класс. Учебно-методическое пособие. - М.: «ВАКО», 2014.
Интернет-ресурсы.
1. К уроку литературы. Баллада: история и особенности жанра. - Режим доступа: http://literatura5.narod.ru/balladu.html
2. Шиллер, Фридрих. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шиллер, Фридрих