Презентация опыта работы по теме: Развитие предпосылок связной речи у старших дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 153 Развитие предпосылок связной речи у старших дошкольников.Опыт работы педагогов группы «Лесовичок»Учитель-логопед: Иванова О.Н.Воспитатели группы компенсирующей направленности: Алешкина О.В., Руцкая Н.А. «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов В группе работают: учитель – логопед: Иванова О.Н.воспитатели: Алешкина О.В., Руцкая Н.А. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловленно, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Особенности речевого развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Развитие речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, неточное понимание и употребление обобщающих понятий. Наряду с лексическими ошибками отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Результат положительной работы зависит от единых требований и сплоченности педагогов и родителей. Консультации для родителей Консультации учителя – логопеда для воспитателей Виды и формы работы по развитию связной речи 1. Дидактические игры2. Рассматривание картин, составление рассказов по картине (описательных и сравнительных)3. Составление рассказов по сюжетным картинкам4. Инсценировка сказок, придумывание своих сказок (с использованием разных видов театра)5. Пересказ с использованием мнемосхем (мнемотаблиц)6. Составление загадок, разучивание пословиц и поговорок 7. Пальчиковая гимнастика (с использованием шариков су-джок, массажных шариков, «ежиков»)8. Составление рассказов из личного опыта детей Используя массажные шарики мы проговариваем чистоговорки, скороговорки, стихи Совмещаем развитие мелкой моторики и составление предложений с найденными в фасоли предметами. Проговаривание стихотворных текстов, потешек, чистоговорок, скороговорок во время массажа пальцев рук шариками су- джок. Используем мнемотаблицы для разучивания чистоговорок, скороговорок, стихотворений, пересказов рассказов. Составление рассказов по сюжетной картине: по вопросам, с самостоятельным придумыванием начала или окончания рассказа. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (варианты: переворачиваем Например: 2-ю картинку и предлагаем ребенку составить развитие сюжета самостоятельно. Составление описательных рассказов по схеме ( схема – помощница) Используем схемы для описательных рассказов и рассказов –сравнений Составление рассказов с проблемным сюжетом«Опасное плаванье» «Вот так покатались» «Недобрая шутка» Логосказки- как форма работы по развитию связной речи у детей с ОНР. В логосказках используются разные виды работ по развитию связной речи: обыгрывание диалогов, составление описательных загадок и рассказов, пересказ, составление рассказа по сюжетным картинам, творческий рассказ.Сказка связана с изучаемой лексической темой. Логосказки «Спор животных», «Как зайчонок маму искал» Дидактическая/игра: «Рыбалка» Детям предлагается удочкой «поймать» рыбку с картинками. Назвать картинку и составить предложение с предложенным словом. Использование Логокуба при составлении предложений по картинкам и рассказов по картинкам и сериям сюжетных картинок. Дидактическая игра: «По дороге к сказке» Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» Рассказывание с элементами творчества «Нарисуй и расскажи», «Придумай свою сказку» (составление рассказа по собственному рисунку) Театрализованная деятельность в развитии связной речи детей Инсценировка сказки «Теремок» Составление рассказа по сюжетным картинкам Составление предложений по предметным картинкам Развитие связной речи на прогулке Развитие связной речи в экспериментальной деятельности Развитие связной речи при наблюдении в уголке природы Рекомендуемая литература по развитию связной речи детей: Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001.Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М., 2002. -120 с.Волкова Л.С. Логопедия. - М.; Просвещение, 2009.-528 с.Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос -2002.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 2001.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург.; АРТ ЛТД, 2008.Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, - 2001.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2009.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ», 2001. - 224 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. - СПб.: Изд - во «СОЮЗ», 2001. - 191 с. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!