«Развитие связной речи младших школьников» (из опыта работы)


Е.Н. Старчак«Развитие связной речи младших школьников»
(из опыта работы)
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает.
Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью - это главный способ познания окружающего мира. Чем полнее и глубже усваиваются богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает всевозможные стороны в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной мною работы. Тема моей индивидуальной экспериментальной деятельности: «Развитие связной речи младших школьников». 
Данная работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. В настоящее время проблемы развития связной устной и письменной речи находятся в центре внимания методической науки. Над проблемой обучения связной речи работали такие видные лингвисты и методисты как Н.С.Рождественский, Е.И.Никитина, Т.А.Ладыженская, М.С.Соловейчик и мн. др.. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен.
По результатам наблюдений многих педагогов и моих собственных, особенности речевого развития наших детей, обусловлены своеобразием познавательной деятельности. Для наших школьников характерны бедность и неточность словаря, ограниченный словарный запас, многократные повторы слов, они не чувствуют разницу в лексическом значении слов. Бедность словаря проявляется, например, в том, что придя в школу, ребёнок не знает названия ягод, цветов, птиц; не может рассказать о себе. Им сложно пересказать небольшой прослушанный текст, отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Они не могут составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета.
Все это, безусловно, мешает их общению с окружающими людьми, вызывает затруднение в процессе обучения по любому предмету, замедляет творческий процесс развития его личности. Эти наблюдения привели меня к очевидности того, что необходимо помочь маленькому школьнику научиться владеть величайшим даром, данным человеку, даром речи.
Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Целью моей работы стало: формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; развитие связной речи, развитие речевого общения, через межпредметную деятельность, с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств.
В работе с шестилетками очень важен выбор методов обучения. И главным методом обучения остаётся игра, как ведущая деятельность этого возраста. Игры с богатым словесным материалом, являются   важным средством развития речи детей в течение всего периода обучения их в школе. Эти игры должны быть в первую очередь обучающими и должны сосредоточить внимание детей на материале урока, давая новые знания, расширяя скудный кругозор. Поэтому я использую на уроках игровые технологии, которые на практике оказываются эффективными. Вся работа, проводимая мною с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание (инсценировки) знакомых сказок, игры и упражнения, настольные речевые дидактические, сюжетно-ролевые, коллективныеигры. 
Моя работа в этом направлении позволяет поэтапно от простого к сложному проводить работу по развитию речи и добиться хороших результатов, в развитие речевых навыков, через развитие словесного творчества детей.Начальный этап работы включает психолого-педагогическую диагностику речевой деятельности детей дошкольного возраста по следующим критериям:
- Словарный запас
- Словесное рисование
- Образное мышление
- Владение устной речью
- Творческое воображение
- Память
- Внимание
Далее работа строится в следующих направлениях:
1.  Наблюдения за трудом взрослых, животными, за растениями, детьми.
2.  Экскурсия (могут быть прогулки) в природу, общественное место (парикмахерская, магазин).
Цель экскурсии - это отражение окружающего мира в речи детей. У учащихся развиваются эстетические чувства, коммуникативные навыки, физическая выносливость, обогащение словаря.
3.  Рассматривание картины и составление рассказов.
Картины широко применяются в воспитании и обучении детей, вызывают активное мышление памяти речи.
Важно учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать эстетические чувства детей.
4.  Рассматривание предметов и составление рассказов.
Занятия, во время которых рассматриваются предметы, и ведется беседа о них, проводятся с целью ознакомления с окружающими предметами, в том числе и с предметами домашнего обихода: как предмет называется, кому и для чего он нужен, из чего он сделан, какого он цвета, формы, какие у него имеются признаки.
5. Загадки.
Загадки знакомят ребенка с «радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышают способность и определенность мышления, и силу воображения. Детям предлагаются загадки, отгадывать которые можно только после длительных, неоднократных наблюдений за одним явлением.
6. Дидактические и ролевые игры.
Дидактические игры широко используются в обучении, как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).
Словесные дидактические игры.
Сюжетно ролевые игры.
Коллективные игры.
Подвижные игры.
7.                
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры.
Учитывая речевые особенности учащихся, многие задания и игры на начальном этапе апробации программы вызывали у детей затруднения. Поэтому мною были введены мнемотаблицы, как один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у младшего школьника усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает следующие задачи:
развитие ВПФ (внимание, памяти, логического мышления, воображения);
развитие связной речи и обогащение словарного запаса;
упорядочить и систематизировать познавательную информацию об окружающем;
учит логичности, полноте, последовательности и связности изложения;
развитие мелкой моторики;
преобразование абстрактные символы в образы (перекодирование информации).
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов, в дидактических и сюжетно-ролевых играх. При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.
Также изучив методику цвета на познавательные процессы, я стала использовать в своей работе цветовые модели. С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память. С помощью цветовых моделей мы составляем рассказы-описания, пересказываем сказки.
Равнодушных к таким упражнениям-играм не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказыванием, формировать умение сравнивать, объяснять.
Одним из направлений экспериментальной деятельности было взаимодействие в рамках осуществления комплексного сопровождения со специалистами службы ППМС. В течение года велась плановая работа педагогом-логопедом и педагогом–психологом. Педагогом-психологом была проведена диагностика эмоционального состояния, определение уровня развития познавательной сферы учащихся, учебной мотивации. Среди основных проблем в развитии познавательной сферы учащихся подготовительного класса было отмечено: ограниченность кругозора, несформированность временных представлений, нарушения в развитии внимания, памяти, несформированность (или недостаточная сформированность) логических операций мышления.
Также одним из направления решения задач комплексного сопровождения является организация работы с родителями. Были организованы индивидуальные и групповые консультирования родителей по вопросам развития связной речи детей с узкими специалистами (педагог-психолог, педагог-логопед). Были проведены родительские собрания по темам: «Связная речь младшего школьника», «Родная речь, ее роль в дошкольные годы и первые годы школьного обучения», «Познание мира и развитие речи у ребенка». Целью, которых стало, активизирование знаний родителей о значимости развития речи и оказание помощи родителям в овладении основными приёмами развития словесного творчества, способствующим совершенствования связной речи. Был проведён практикум для родителей «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у младших школьников».
С целью отслеживания эффективности экспериментальной деятельности проводятся диагностики. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия".
Результаты отражаются в диаграммах как результат диагностического и прагматического изучения уровня развития речевой деятельности, что помогают сделать выводы о процессе индивидуального развития связной речи каждого ребёнка в течение года.
Заключение
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.
Я занимаюсь этой проблемой на протяжении двух лет: была проанализирована методическая литература, исследованы знания и умения учащихся, изучены трудности, с которыми встречаются учащиеся, разработана система упражнений для развития связной речи. Проведя диагностические работы, я заметила, что разработанная система даёт положительные результаты:
выполнение различных заданий, развивающих связную речь учащихся, способствует повышению уровня у детей собственной речевой активности и её применения на практике;
организуется накопление необходимых знаний, впечатлений;
формируется умение поиска и сбора информации, что формирует информационно-коммуникативную компетенцию.
Значима также организация на занятии «живого» разговора, спора, когда ребята высказывают свои мысли, смелые суждения, возникающие сомнения, иными словами, учатся отстаивать свою позицию и уважительно относиться к мнению других, то есть у детей формируется коммуникативная компетенция.
Во время составления рассказов они охотно рассказывают о любимых играх, забавах и занятиях, о прогулках в лес, на речку, о явлениях природы, поразивших их воображение, и о других фактах, с которыми связаны различные их переживания.
Учащиеся стали чувствовать самостоятельность в своей речевой деятельности, меньше переживают из-за своей косноязычности и боязни быть не понятым окружающими.
Библиографический список:
АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание., доп.-М.:Просвещение, 1991,-176 с.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»;
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-