Педагогический проект на тему Бумажная СЛАДОСТЬ
Работа с бумагой
Как средство подготовки детей
к обучению в школе.
ТИП ПРОЕКТА: ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ В ПРОЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИЙ.
ПО СОДЕРЖАНИЮ: ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: ГРУППОВОЙ (10- 12 ЧЕЛОВЕК - все желающие)
ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: ДОЛГОСРОЧНЫЙ (6 МЕСЯЦЕВ)
ПО ХАРАКТЕРК КОНТАКТОВ: РЕБЕНОК И СЕМЬЯ, В РАМКАХ ДОУПО ПРОФЕЛЮ ЗНАНИЙ: РАЗНОСТАРОННИЙ .УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: РОДИТЕЛИ, ДЕТИ, ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ
Актуальность проекта для детей
дошкольного возраста
Аппликация – это один из видов прикладного искусства, это способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания разноцветных кусочков бумаги.
Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали, как по контуру, так и внутри его.
Аппликация –декоративно–силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами приобретаются технические навыки.
Аппликация позволяет приобрести умения передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Овладение обобщенными способами изображения позволяет детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. Это важно для последующего обучения в школе.
Задача взрослых:
1. Познакомить детей с видами аппликации
2. 1)Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
2)Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги вразличных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
3)Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
Идея проекта «БУМАЖНЫЕ СЛАДОСТИ» актуальна тем, что используется как средство умственного, нравственного, речевого развития.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей.
Анализ внешней ситуации.
Современные условия диктуют необходимость изменения образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно дошкольного образования, как первой его ступени.
Ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой, очередь на получение места в дошкольных учреждениях, удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.
В целях создания благоприятных условий для решения этих задач рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время основной организационной формой по подготовке детей к школе является ДОУ, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приоритет в осуществлении предшкольного образования принадлежит ДОУ, в котором работают квалифицированные специалисты. Дети обеспечены правильным чередованием двигательной активности, организованных занятий, игры и отдыха. Занятия по всем направлениям развития детей проводятся дифференцированно, с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.
Дошкольное образование направленно на развитие основных психических функций (мышление, произвольная память, воображение), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.
Анализ внутренней ситуации.
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими мы хотим видеть детей в будущем. Изобразительная деятельность, в частности аппликация, - вид деятельности, который способствует развитию личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.
Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление и волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезают различные фигурки, создают какие – либо композиции, не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.
Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми по аппликации. При этом основной акцент сделала на использование различных способов работы с бумагой.
Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Уровень развития личностных способностей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. «Рука – вышедший наружу мозг», писал И.Кант.
Что способствует развитию кисти руки у детей? В практике своей работы с детьми я использую разные виды бумаг: цветная, гофрированная, а также бумажные салфетки.
Анализ проблем
Проблема
Не знание видов аппликации
Недостаточный уровень развития изобразительных умений и навыков у детей, который является препятствием для успешного овладения изобразительной деятельности в дальнейшем
Причины проявления этой проблемы
1. Не сформированность представлений о качествах различного материала
2. Отсутствие дифференцированного подхода к детям, обладающим разным уровнем умений и навыков аппликации и степенью проявления самостоятельности
3. Недостаточно развитые пооперационные действия
4. Незнание разных видов аппликации
5. Неумение передавать цвет и сочетание цветов.
Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой
ЦЕЛЬ:
Сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и подготовка их к школе по средствам нетрадиционной работы с бумагой.
Для достижения этой цели, я выделила следующие ЗАДАЧИ:
Развить умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать)
Развить художественно-творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла)
Развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе.
Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Развивать у детей познавательный интерес ,наблюдательность, любознательностьиспособностьксамостоятельномуэкспериментированию.
Ожидаемый результат:
ДЕТИ
Овладение практическими навыками работы с бумагой в разных видах аппликации.
Овладение знаниями о качествах различной бумаги.
Осуществление дифференцированного подхода к детям, обладающим разным уровнем умений и навыков аппликации и степенью проявления самостоятельности.
Овладение пооперационными действиями.
РОДИТЕЛИ
Включение родителей воспитанников в педагогический процесс как равноправных партнеров.
Расширение знаний родителей в эстетических и педагогических вопросах образования детей.
ПЕДАГОГИ
Повышение профессионального мастерства педагогического состава.
Повышение интереса к проблеме.
Повышение авторитета ДОУ у родителей.
Аннотация.
Аппликация позволяет приобрести умения передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Овладение обобщенными способами изображения позволяет детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. Это важно для последующего обучения в школе.
Задача взрослых:
1. Развитие и расширение представления ребенка о многообразии бумаги и о способах работы с ней.
Выявить творчество у детей через определенную тему
Идея проекта «Бумажные сладости» актуальна тем, что используется как средство умственного, нравственного, речевого развития.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей.
Опираясь на психолого-педагогические принципы, я попыталась выстроить систему работы с детьми по аппликации. При этом основной акцент сделала на использование разных способов работы с бумагой.
Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Предоставление детям выбора способов изображения предметов расширяет возможности работы с разными видами бумаги.
В соответствии с этим определила ЦЕЛЬ данного проекта:
Сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и подготовка их к школе по средствам классической и нетрадиционной работы с бумагой. Познакомить с разными видами аппликации
Для достижения этой цели, я выделила следующие ЗАДАЧИ:
развить умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать,-------------- сминать, складывать)
развить художественно- творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла)
Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта краткосрочный 10 дней.
Финансовые затраты: методическая литература, бумага разной фактуры, клей, кисти, ножницы.
Основными формами реализации проекта являются занятия в игровой и занимательной форме, опыты - эксперименты оснащение предметно – развивающей среды (дидактические игры, составление альбома), работа с родителями. Используется коллективная форма работы.
Уровень знаний, умений, навыков определяется диагностикой.
Реализация проекта.
I этап – подготовительный.Задачи Мероприятия Сроки
Повышение собственной профессиональной компетентности. Подбор и изучение методической литературы.
Подбор диагностического материала. В течении года
Педагогическое просвещение родителей. - Анкетирование родителей.
- Консультации: «Аппликация для дошкольников»
Май
Создание условий для организации работы. - Подбор и приобретение дидактического материала для занятий.
- Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр.
- Подбор материалов в уголок изодеятельностиВ течении года
Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе. Диагностика детей. Май
Систематизация работы с детьми. Разработка перспективного плана тематики, содержания и конспектов занятий. май
Мастер класс для воспитателей
«Бумаготворчество»
«Виды аппликации»
«Бумажный тоннель» Консультация в виде презентации
Мастер класс: разработать и провести
Май
Реализация проекта с детьми Беседы ,наблюдения, занятия. Июнь
Уровень овладения навыками и умениями в аппликативной деятельности у детей старшей группы составил 63 %.
Средний уровень – 60,8 % детей. Дети имеют представления лишь о некоторых видах бумаги, недостаточно сформированы умения и навыки аппликации, недостаточно владеют приемами симметричного вырезывания, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях, недостаточно сформировано владение ножницами.
Низкий уровень – 39,2% детей. Дети слабо владеют приемами обрывания, симметричного вырезывания, складывания бумаги в разных направлениях, на равное количество частей; не владеют техникой использования клеевой кисти, не могут пользоваться ножницами. Не развиты пооперационные действия.
Анализ данных в графическом изображении на рисунке 1.
Рисунок 1
II этап – деятельный.Задачи Мероприятия Сроки
Внедрение системы работы. Организация и проведение занятий с детьми. В течении месяца
Индивидуальная работа с детьми. Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, закрепление полученных навыков постоянно
Работа с родителями Организация выставки совместной работы родителей и детей
- Привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды группы 2-4 за время проекта
Перспективный план работы
месяц числа Тема занятия Задачи Материал
Май - июнь 30 Знакомство с бумагой
(опыты) Познакомить детей с разными видами бумаги, определить
их фактуру и плотность Бумага цветная, салфетки, гофрированная бумага, картон, оберточная бумага. Стаканы с водой, палочки
2 Найдем клад
(поиск) Учить детей ориентироваться в пространстве добиваясь определенной цели
Коробка с разными видами бумаги
3 Сладости в вазе
(классическая) Учить вырезать симметричные формы, округлые формы.
Учить подбирать цвета бумаги, вырезать предметы закругляя углы.
Цветная бумага, ножницы,клей4 Большое пирожное
(мозайка) Учить создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд Цветная бумага,
клей
5 Праздничный торт
(скрученные салфетки) Образовательные: обучить технике работы с салфетками, умению выполнять узор из скрученных салфеток.
Воспитательные: формировать у детей трудолюбие, усидчивость, аккуратность и взаимопомощь.
Развивающие: развивать эстетический вкус, интерес к творчеству, развивать мелкую моторику. Салфетки цветныебумага белая с изображением торта, клей.
6 Ваза для сладостей
(объемная) Овладение техникой аппликации из цветной бумаги; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; эмоциональная разрядка. Шаблон вазы.цветная бумага, клей, салфетки
9 Фантики для конфет
(модульное оригами) Познакомить детей с видом аппликации, учить скручивать бумагу по горизонтали и диагонали, скручивать, придавая форму конфеты. Цветная бумага, картон, ножницы
10 Коллективная работа «БУМАЖНЫЕ СЛАДОСТИ ДЛЯ ВАС»
(Витанка) Учить создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей, ритмично располагать формы в ряд Цветная бумага, ножницы
III этап – оценочный.Задачи Мероприятия
Мониторинг проекта.
- Конечная
диагностика.
- Анализ данных и графическое отображение результатов.
Перспективы проекта. Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу
Представление итогов реализуемого проекта. -Презентация
работы.
Формы работы по проекту:
БЕСЕДЫ,
Н.О.Д.,
КОНСУЛЬТАЦИЯ И МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В конце
В результате проведенной работы уровень овладения навыками и умениями в аппликативной деятельности у детей старшей группы составил 80 %.
Высокий уровень - 22% детей. Развиты пооперационные действия, проявления самостоятельности, сформированность представлений о качествах различного материала. Дети стремятся к максимальному сходству с реальностью, передаче особенностей конкретного объекта. Замысел предшествует изображению. В изображаемом комбинирует разные материалы, проявляет творчество, фантазию. Владеет сложными действиями (вырезание, обрывание, скручивание ит.д.).
Средний уровень – 65% детей. Дети имеют представления лишь о некоторых видах бумаги, недостаточно сформированы умения и навыки аппликации, недостаточно владеют приемами симметричного вырезывания, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях, недостаточно сформировано владение ножницами.
Низкий уровень – 22% детей. Дети не владеют приемами обрывания, симметричного вырезывания, складывания бумаги в разных направлениях, на равное количество частей; не владеют техникой использования клеевой кисти, не могут пользоваться ножницами. Не развиты пооперационные действия.
Анализ данных в графическом изображении на рисунке 2.
Рисунок 2
Мониторинг.
Показатели эффективности:
Результаты диагностики
Результаты опросов
Анализ проведения мероприятий с детьми, с родителями, педагогами.
В своей работе я использовала программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки».
Анализ результатов исследования на начальном этапе показал, что у детей низкий уровень сформированности самостоятельности, слабо сформированы ручные умения и навыки в работе с бумагой. Дети слабо использовали разные приемы и способы вырезывания.
Низкий уровень составил 39,8%, а средний уровень составил 60,2%.
По результатам исследования был составлен план мероприятий, направленный на повышения уровня умений и навыков работы с бумагой. Были выявлены компоненты, требующие наибольшего внимания в педагогической работе. Эти данные послужили основой для разработки и проведения методической работы.
На промежуточной этапе, дети показали положительную динамику:
Сформированность представлений о качествах материалов и способах действия с ними улучшилась на 10%, уровень самостоятельности повысился на 7%, сформированность ручных умений на 15%, развитие пооперационных действий на 10%.
Оценочный этап работы показал следующую динамику:
Высокий уровень 22%,
Средний уровень 56%
Низкий уровень 22%
Динамика развития.
Данные показатели говорят о том, детей с низким уровнем навыков стало меньше почти в 2 раза, что составляет 17,2%. Показатель среднего уровня уменьшился на 10,8%. Показатель высокого уровня развития повысился на 22%.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных методов работы с бумагой положительно влияет на разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и на подготовку их к школе.
Литература
Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. С-Пб: Детство-пресс, 2008
Калачева Т.В. Нетрадиционная работа с бумагой. /Журнал «Воспитатель ДОУ». №4 2008
Данилова Л.А. Предпосылки одаренности дошкольников. /Журнал «Воспитатель ДОУ». №4 2008
Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. М : Сфера,2008
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М: Сфера, 2008
6. Интернет .