Методическая разработка по декоративной композиции на тему Бумажная графика
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Вельская детская школа искусств»
Бумажная графика
Методическая разработка по декоративной композиции
преподавателя Пуховой Натальи Викторовны
Вельск
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи
Этапы выполнения задания
Учебно-методический комплекс
Приложение
Пояснительная записка
В наше время часто приходится сталкиваться с недостатком воображения у детей. Это задание помогает разбудить фантазию, запустить в действие «механизм ассоциативного мышления».
Чтобы увлечь детей, развить творческую активность, повысить интерес к творческому процессу, основной задачей которого является образное раскрытие темы, на уроках композиции необходимо вводить разнообразные материалы, техники и приемы. Это и работа мягкими материалами, и линогравюра, и картонография, монотипия, и батик и многие другие. Техника вырезания из бумаги (бумажная графика) – это и графика и ДПИ. Простота технологии, для которой не требуется ни красок, ни печатного станка, а только черная или цветная бумага и ножницы, оказалась привлекательна. Заданию предшествует серьезная подготовка: это и зарисовки с натуры, знакомство с репродукциями с картин художников. Декоративный подход в этом задании должен стать образным воплощением идеи учащегося с элементами дизайна через силуэтное изображение предмета.
Понятие силуэта очень важно во всех видах изобразительного искусства: в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. Язык силуэта – предельный лаконизм. Дети должны раскрыть идею с помощью простых выразительных средств: стилилизации, колорита, контраста светлого и темного, цветового контраста. В бумажной графике изображение построено на контрасте. Изменение ритмов, отношений площадей, сочетание линий, пятен создает новый образ. Сам материал - черная бумага - воплощение нейтральности и сдержанности. Силуэтный рисунок может быть темным на светлом фоне, или наоборот. В темный силуэт можно вводить светлые пятна - «прорезы», которые живописно обогащают изображение.
При создании композиции используя натуральные зарисовки, наброски, следует помнить, что для этого вида искусства характерны особая стилизованность, декоративность.
Так как одной из задач является высокая культура исполнения, большое значение имеет подготовка рабочего места. Для работы необходимы: калька, черная или цветная бумага (главное условие - бумага не должна быть рыхлой), канцелярский нож, металлическая линейка (для прорезывания больших ровных линий). Внимание уделяется технике безопасности при работе с резаком.
Ученики должны выполнять задание каждый за отдельным столом, с хорошим освещением. Как правило, дети с удовольствием выполняют подобные задания, имеющие прикладное значение. Созданные работы могут быть использованы для оформления интерьера.
Цели и задачи
Количество часов по теме – 6 – 8 (в зависимости от темы)
Цель задания:
- создание декоративного образа;
- развитие воображения, ассоциативного мышления и творческой активности.
Задачи:
1) обучающие:
усвоение основ общей композиции;
усвоение технологии вырезания из бумаги;
знакомство со спецификой декоративной композиции;
2)развивающие:
совершенствование умения и навыков при работе в данной технике;
развитие образного мышления, способности стилизации;
формирование колористического чувства и чувства пропорций;
3)воспитывающие:
воспитание эстетического художественного вкуса
Этапы работы
Работа над темой делится на несколько этапов:
Перед выполнением задания проводится вводная беседа об истории возникновения техники
Зарисовки природных мотивов с натуры. Работа выполняется графическими материалами. Преимущественно линией
Выполнение эскиза, где отдельные элементы композиции должны быть соединены друг с другом и с рамкой, образуя прочный контур.
Когда эскиз композиции готов, он с помощью кальки переносится на черную или цветную бумагу в зависимости от замысла художника.
Нанесенный рисунок вырезают резаком.
Вырезанный рисунок наклеивают на подобранную цветную основу.
В декоративном изображении цвет ложится плоскими пятнами. Все подчинено плоскости бумаги, цвет которой сам приобретает ценность. Цветовое решение в декоративных работах во многом зависит от звучности красок, их согласованности при экономии в их подборе.
Немного об истории возникновения техника вырезания
Все началось с силуэта. Искусство силуэта распространилось в Европе в середине XVIII века. Возникновение моды на теневые портреты связывают с французским министром финансов Эстьеном де Силуэтом, который, будучи отставлен от государственных дел, для развлечения занимался обводом линий теней лиц его знакомых на стенах своего замка. Он же первым начал вырезать силуэты из черной бумаги.
Простота технологии, для которой не требуется ни красок, ни печатного станка, а только черная или цветная бумага и ножницы, оказалась привлекательна для художников-любителей. Силуэты получили широкое распространение. Искусству вырезания учили с детства. Резаные картинки или профили наклеивались на бумагу и хранились в альбомах. В конце XVIII -начале XIX века в альбомах стали появляться не только профильные изображения, но и силуэтные эмблемы, виньетки и целые сценки. Эти теневые картинки чрезвычайно красивы своей изысканной декоративностью. Они заставляют вспомнить и чернофигурную античную керамику, и восточный теневой театр.
В XIX веке в России появились силуэты Елизаветы Бем. В основу своих работ она брала натурные зарисовки сцен из народной жизни. Ее наследие в области силуэта в достаточной степени свидетельствует о неповторимом мастерстве.
Также вырезанием силуэтов в XIX веке занимался Федор Толстой. В его лице силуэт обрел подлинного мастера, с блеском исполнявшего сотни многофигурных жанровых сцен на темы Отечественной войны 1812 года, народной жизни. Ему принадлежат около 300 силуэтов. Его черные фигурки просты, но полны жизни, прекрасны по композиции, вырезаны с ювелирной тонкостью. С появлением фотографии к концу XIX века интерес к силуэту ослабевает.
Возрождение силуэта связано с деятельностью художников «Мира искусства». Силуэт становится полноправной частью графического искусства профессиональных художников. Широко известны работы художников Д.И. Митрохина, Е.С. Кругликовой, М.Д. Добужинского и других.
Подлинное же возрождение силуэта в России в XX веке связывают с именем замечательного художника, мастера эстампа Е. Кругликовой. Именно она превратила силуэт в самостоятельный жанр искусства. Ее силуэты напоминают гравюры, они красивы и жизненно убедительны.
Достижения -28575021336000Е. Кругликовой в искусстве силуэта остались до сих пор непревзойденными.
2540000-254000
Е.Кругликова «М.Нестеров за работой»
Е.Кругликова «На выставке "Мир искусства" в Петрограде в 1916 г. »
Экономичность исполнения, емкость звучания, предельная выразительность силуэта имели решающее значение в обращении к этому жанру на рубеже 1920-х -1930-х годов художников ОСТа и «Окон РОСТа», где работали такие известные мастера книги и плаката, как Д. Моор, М. Черемных, В. Маяковский, Д. Митрохин, И. Ефимов, И. Малютин.
Вырезанием из бумаги, аппликацией пользовались и такие художники XX века, как Матисс, Пикассо. Из бумаги вырезали Андерсен, Гете...
Вырезание из бумаги широко используется и в народном творчестве. На Украине, в Белоруссии, Прибалтике из бумаги вырезают орнаменты. Вырезаются они по типу снежинок. Такие вещи имеют хождение в качестве сувениров, открыток, ими украшают интерьеры.
Вырезание орнаментов из бумаги входило в процесс создания народной вещи. Бумажные орнаменты переводились в текстиль, кожу, металл (например, в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и т.д.).
Вырезки из бумаги с глубокой древности широко распространены в искусстве стран Востока - Китае, Японии, Вьетнаме, что связано с народными традициями, обычаями. В Китае искусство вырезания из черной бумаги чуан хуа (оконные цветы) связано с празднованием нового года. Сначала изготовляется вырезка-трафарет, которую прикрепляют к листу цветной бумаги и держат над горящей свечой или керосиновой лампой, потом вырезают ножом или ножницами по линии образования контура (иногда трафарет прикалывают на цветную бумагу булавками). Как правило, в этих композициях используются различные иероглифы. Китайские художники достигли в этом виде искусства высокого мастерства. Их работы настолько тонки и изящны, что порой напоминают тончайшие рисунки пером, причудливые композиции.
Изысканная емкость языка силуэта имеет место в работах мастеров книги и эстампа второй половины XX века. Особенно заметно влияние силуэта в области линогравюры и ксилографии.
Проследим последовательность выполнения задания и решение поставленных задач на примере работы Зайцевой Лизы, ученицы 6 класса ДШИ (12лет). Тема: «Мир насекомых"
Зарисовка природного мотива
Выполнение эскиза, где отдельные элементы композиции должны быть соединены друг с другом и с рамкой, образуя прочный контур.
Когда эскиз композиции готов, он с помощью кальки переносится на черную или цветную бумагу в зависимости от замысла художника.
5. Нанесенный рисунок вырезают резаком.
Вырезанный рисунок наклеивают на подобранную цветную основу.
Приложение
Работы учащихся ДШИ
Лукинский Семен 12 лет
Шубина Люда 12 лет
Коллективная работа
Зыкова Рита 13 лет
Павленко Даша 12 лет
Жданова Ангелина 12 лет
«Декоративная рыбка»
Горбунова Жанна 14 лет (Участница 3 открытого конкурса детского творчества «Пробуждение» г. Ярославль)
Лыкова Маша 13 лет
«Фламинго»
Гневашева Маша 12 лет (Участница 3 открытого конкурса детского творчества «Пробуждение» г. Ярославль)
«Путешествие по Индии» Горбунова Жанна 14 лет
«Хамелеон»
Лыкова Мария 13 лет (Победитель 3 открытого конкурса детского творчества «Пробуждение» г. Ярославль. Диплом 1 степени)
«Маки» Горбунова Жанна 14 лет
«Битва Добрыни со змеем»
Павленко Даша 12 лет
(Победитель 11 межрегионального конкурса детского художественного творчества «Розовый слоненок», тема «Не перевелись богатыри на земле русской» п. Октябрьский)
Диплом 1 степени
Лукинский Семен 12 лет Горбунова Вика 12 лет
(Участники 11 межрегионального конкурса детского художественного творчества «Розовый слоненок», тема «Не перевелись богатыри на земле русской» п. Октябрьский, Устьянский район)
«Путешествия Гулливера» «Вдали от дома»
Жданова Ангелина 13 лет Лыкова Мария 13 лет
«Каравелла Санта-Мария» Гневашева Маша 12 лет
(участницы областного открытого конкурса детского художественного творчества «Кисточка», тема «Путь пилигрима»)
Фото учеников 6 класса на уроке композиции
Оформление школы своими руками
Тематический дизайн интерьера
«Растительные мотивы» «Музыкальные инструменты»
«Музыкальная абстракция»
Учебно-методический комплекс
Силуэт. Уроки мастерства. Н.М. Лазарева , СПб Паритет
Искусство силуэта. Э. Кузнецова, Л. Художник, 1970
Периодическая литература «Художественная школа», №6, 2007
Таблица по цветоведению
Таблица последовательности выполнения задания
Работы учащихся
Материалы для работы: черная интерьерная бумага, цветная бумага, калька, клей, ножницы