Конспект урока по литературному чтению Л. Улицкая Бумажная победа (4 класс)

Литературное чтение 4 класс
Тема: Людмила Улицкая « Бумажная победа».

Тип урока: урок с использованием информационных технологий

Цель:
1. создать условия для осмысления учащимися проблем, которые поднимает в своих рассказах Л. Улицкая;
дать учащимся оценить степень своей толерантности;
показать, что не смотря на то , что все люди разные ,между ними может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;

2. развивать умение анализировать художественный текст;
давать характеристику герою;
задуматься над прочитанным и над теми уроками, которые преподносит автор;

3. воспитывать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Оборудование:
1.мультимедиа (СЛАЙДЫ)
2. учебник « Литературное чтение-4 класс»,Чуракова Н.А.
3.Портрет Л.Е. Улицкой
4. модели сердечек
5.выставка книг




























Ход урока
I.
II.













III

1)









2)






3)
















4)












































5)









































6.

















7.



















































IV










V.
























VI






























VII










Орг. момент.
Вводная беседа.
Сегодня на уроке мы будем говорить о толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово и на первый взгляд, звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования человека.
Современный культурный человек- это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность,доброжелательность,сдержанность,уступчивость,ком-муникабельность,терпимость.
Проявлять толерантность-это, значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Работа по теме урока.
Эпиграф:
Ищите в юности начала добрых дел,
И корни зла ищите тоже в детстве.
Неизвестный поэт эпохи Возрождения.

Всё закладывается с детских лет добро и зло. В наших руках то, чтобы доброго у нас было больше, чем злого.

Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить проблемы, которые поднимает в своих рассказах Л. Улицкая; оценить степень своей толерантности;
И задуматься над тем, что не смотря на то, что все люди разные, между ними может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;

Знакомство с биографией Л.Улицкой
(портрет Л. Улицкой) (2 слайд)
Ученик рассказывает биографию Л.Улицкой
Обратите внимание, Людмила Евгеньевна родилась в 1943 году. В год, когда шла Великая Отечественная война, её детство пришлось на после военные годы, когда кругом был голод и разруха. Люди жили бедно, у некоторых отцы не вернулись с войны.
О детях, которые пережили войну можно сказать, что они рано стали взрослыми, самостоятельными. ( слайд 3)

Именно о детях, которые жили в после военные годы, сборник Л.Е.Улицкой «Детство 49» , в который вошли 4 рассказа: «Бумажная победа», «Счастливый случай», «Капустное чудо», «Гвозди».
(Слайд 4,5)



Проверка домашнего задания ( слайд 6,7)
Пересказ 1-ой части рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
Работа по содержанию.

-Дайте характеристику Гени какие черты характера у него присутствуют? (слайд 7-10)

Характеристика Гени
Замкнутый
Стеснительный
Он очень болезненно относится к своим недостаткам

-Почему Геня был так неуверен в себе? ( слайд 12)

(« Его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал её как унижение»
« У него был всегда заложен нос»
« У него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной , прыгающей походкой»
« У него не было отца вообще»)

- Как относились к герою дети? ( слайд 13. 14)

- Как вёл себя Колька Клюквин?

- Что кричали девочки?

- Ради кого они так поступали?


- Кому был врагом Женька Айтыр?
(Женька Айтыр, враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный.)

- Как относились к нему мама и бабушка?

- Чего они не как не могли понять?
(Они не могли понять, почему дети обижают Геню. Для них он самый лучший.)

- Какой выход из положения нашла мама?

- Обрадовался решению мамы Геня?

- Чего он боялся?

- Чем занялся Геня до прихода гостей?

Работа над новым материалом.

1.Чтение 2-ой части рассказа «Бумажная победа»
2. Работа по тексту.
- Какое время года наступило? (слайд 13)

-Какие изменения произошли в природе?

- Как вы думаете изменится ли что-нибудь в жизни Гени?

- Все ли дети пришли к Гене на день рождения?

-Чувствовали ли ребята какое-то стеснение за праздничным столом?
(Ребята не чувствовали стеснения «невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком. Колька ел конфеты без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперёд загадывали, какую ещё взять.)

-Что их заинтересовало в доме у Гени?
(Ребят заинтересовала музыка, которую так великолепно исполняла Генина мама на пианино.)

- Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино?
(Видно, что, когда музыка заиграла в первый раз, это было неожиданным для детей: «Сестрички заворожено смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. Дети продолжали есть угощение, но сидели тихо»)

Найдите и зачитайте этот отрывок.

-Как они вели себя, когда мама играла на пианино во второй раз?

Найдите и зачитайте этот отрывок.

(Во второй раз, дети были уже полностью поглощены музыкой: «Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором всё это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеётся»)
Вывод: Можно предположить, что дети впервые слышали живое исполнение музыки. Они ни когда не видели пианино. А здесь Генина мама исполняет музыку для них

А вот какая музыка звучала на дне рождении у Гении мы сейчас послушаем.

3.Слушание музыки Ф.Шуберта «Музыкальный момент №3,фа минор» (приложение 1)

-Понравилась ли вам музыка?
- Действительно красиво?
Музыка располагает к добру к откровению, она объединила ребят.
- Как вы думаете, что потрясло ребят больше: сама музыка или то что её исполняет Генина мама-человек, которого они считали совершенно обыкновенным человеком?
(Ребят потрясла не только и не столько сама музыка, но то, что её исполняла Генина мама-человек, которого они считали совершенно обыкновенным. А так же они узнали ,что Геня тоже играет на пианино. Они даже не поверили. Вспомните реплику Бобровой Вальки, после того как Генина мама сказала, что сам Геня сыграет в другой раз.( А он умеет?))
Вывод: можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки и посмотрели на Геню другими глазами.

Физ. минутка.

3.Чтение 3-ей части рассказа.
4. Работа по тексту.

- Какое ещё открытие ожидало Гениных гостей?
(Открытием для ребят стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучился за долгие годы болезни.)

-С какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?

Найдите подтверждение в тексте.

- Хвастался ли Геня своим искусством?
(Важно, что Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому «сам не придавал никакого значения».
Для него важно то ,что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят. «Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые»)

-Изменилось ли отношение ребят к Гене?
Из каких строк это видно.
(Именно это его пустяковое занятие и изменило отношение к нему ребят. «Они тянули к нему руки, улыбались, называли по имени, и никто уже не смеялся над его постоянно шмыгающим носом»)

- Можно ли это назвать победой? ( слайд 16-17)
-Победой над чем?
(Прежде всего это победа над самим собой, над своими комплексами.
Он перестал быть замкнутым, стеснительным, он не побоялся поделиться своим искусством с другими, сам перестал реагировать на свои недостатки. «Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утёр нос- и никто не обратил на это внимание, даже он сам»)

- Почему рассказ назван «Бумажная победа»?

-Вернёмся к характеристике Гении. Какие качества личности мы можем добавить?
Характеристика Гении
Замкнутый
Стеснительный
Он очень болезненно относится к своим недостаткам
Добрый
Талантливый (герой умеет играть на пианино и владеет искусством оригами)
Щедрый - с его дня рождения ни один ребёнок не уйдёт без игрушки подаренной Геней. А если считать ,что это послевоенные годы, когда кругом бедность, то эта сделанная из бумаги игрушка для каждого является маленьким счастьем, радостью. А это дорогого стоит.

-Как вы думаете улучшатся ли отношения ребят после дня рождения?
Домашнее задание.
1).написать продолжение рассказа
2).стр18-25 ответить на вопросы
3).прочитать любой рассказ из сборника Л.Улицкой «Детство 49»и приготовить пересказ.

Закрепление пройденного материала.
- Почему же ребята плохо относились к Гене до дня рождения?
- Они считали его маменькиным сынком? Не всё про него знали?
-Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменили своё мнение?
Очень часто мало зная человека, мы неправильно его оцениваем. Прежде, чем давать характеристику человеку, постарайтесь увидеть в нём, что-то хорошее. Взгляните на него другими глазами. Вы измените, своё отношение к нему, и он изменит своё отношение к вам.
Посмотрите, какая мудрая мама Гении. Она не ругала ребят, не заставляла их дружить с Геней. Она смогла изменить отношение ребят к Гене, тем, что помогла им лучше узнать Геню. Они посмотрели друг на друга другими глазами.
Наш класс- это маленькая семья. У меня сердечки, на которых записаны различные человеческие качества. Выберите сердечко с тем качеством, которым должен на ваш взгляд обладать ученик нашего класса, чтобы наш класс стал «пространством толерантности»
Мне хочется, чтобы в нашем классе всегда царили.
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
Итак, у нас состоялось знакомство с творчеством современной писательницы Людмилы Улицкой.
-Вам понравился её рассказ? Чем?
-Какова основная мысль рассказа?(слайд 16-17)
Рассказ Л. Улицкой
О доброте и черствости
О чуткости и бессердечии
О взаимоотношениях подростков
О становлении человека
О милосердии
О торжестве справедливости
Учитель держит в руках сердце (оригами)
Звучит музыка.
Мне хотелось бы сегодняшний урок закончить стихотворением Амадо Нерво,
мексиканского поэта 19 века.
Если не знает никто, почему улыбаемся мы,
и не знает никто, отчего мы рыдаем,
если не знает никто, зачем рождаемся мы ,
и не знает никто, зачем умираем,
если мы движемся к бездне,
где перестанем быть,
если ночь перед нами темна и безгласна,
Давайте, давайте, по крайней мере, любить.
Быть может, хоть это не будет напрасно.
Рефлексия ( слайд 18)
Дети делятся впечатлениями, дают оценку своей работе на уроке.
Мне понравилось
Я считаю
Мне пригодится это
Я приду домой и
Мне было трудно