Формирование грамматических навыков на уроках английского языка.
Формирование грамматических навыков на уроках английского языка.
Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков, готовит учащихся к использованию речевых грамматических структур в реальной жизни.
Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. Строгий учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Исходя из этого, следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся.
Грамматический навык – это способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы. Он обладает следующими качествами:
- автоматизированность (скорость воспроизведения грамматической единицы)
- устойчивость (прочность усвоения грамматических структур)
- гибкость (возможность применения, «перенос» на новые ситуации)
Условия формирования грамматических навыков:
- предварительное слушание, т.е. внимание учащегося требуется направить на восприятие какой-либо структуры,
- имитация в речи, т.е. воспроизведение структур в речи, оно должно быть связано с определенной речевой задачей – повторить, чтобы согласить или не согласиться,
- однотипность фраз, построенных на основе речевого образца,
- использование в упражнениях действий по аналогии, образцов действий,
- профилактика ошибок в речи,
- разнообразие способов автоматизации, что порождает способность учащегося использовать навыки в различных ситуациях,
- речевой характер упражнений
Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи:
Введение грамматических явлений, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию изучаемой структуры, с целью правильного использования данной структуры в речи. Презентация материала должна быть яркой, красочной, интересной.
Изложение грамматического материала. Грамматический материал должен быть интересен, поэтому целесообразно вводить его в виде рассказа, игры, возможно использование аудио – материалов.
Закрепление грамматического материала. Важно, чтобы учащиеся поняли и правильно воспроизводили грамматический материал в речи, с этой целью используются различные упражнения.
Контроль понимания изученного. Согласно новым образовательным стандартам, учащиеся формулируют правила самостоятельно. В результате последовательных мыслительных операций (обобщение – синтез - анализ) учащиеся получают продуктивное знание, что особенно ценно, т. к. оно становится личным опытом, который обогащается при помощи выполнения упражнений на развитие навыков устной речи.
Повторение изученного грамматического материала. На данном этапе необходимо выполнение упражнений учащимися самостоятельно
К упражнениям, формирующим грамматический навык, предъявляются определенные требования, выполнение которых ведет к качеству формирования навыка:
- ситуативность упражнений (специально созданная либо естественная),
- мотивированность,
- регулярная повторяемость однотипных фраз,
- направленность произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания,
- организация упражнений, обеспечивающих безошибочность действий учащегося,
- имитация коммуникативной направленности,
- нормальный речевой темп.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания - является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Типы упражнений на формирование грамматических навыков.
Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, так как в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения.
Целесообразно выделить три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности:
1) языковые,
2) условно-речевые,
3) подлинно речевые упражнения.
Подлинно речевыми упражнения называются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Она представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется для развития речевых умений («Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.).
Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми («Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму»). Этот тип упражнений является наиболее эффективным для формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.
К языковым относятся все упражнения, в которых нет коммуникативной направленности («Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами»), тренировочные упражнения («Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу»), упражнения, содержащие некоторые элементы учебной речевой коммуникации («Замените прямую речь косвенной», «Напишите предложения в пассиве»).Таким образом, грамматика представляет собой один из аспектов обучения иностранным языкам, она является одновременно средством и условием коммуникативной деятельности. Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика облегчает путь овладения иностранным языком. Известно, что термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе.
Практическая задача обучения грамматике состоит:
- в обеспечении учащихся овладением грамматическим строем языка( грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме, понимания их при чтении и на слух)
- в сообщении знания о строе английского языка (теоретические правила)
В последние годы наблюдается усиление практической направленности в обучении грамматике, что находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в максимально рациональном использовании урочного времени, в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений, в применении технических средств обучения.
Работа над грамматикой создает благоприятные условия для решения образовательно-воспитательных задач. Учащиеся узнают новые факты и явления, не свойственные родному языку. Примером могут служить, например, категория множественного числа существительного, система видо - временных форм глагола, порядок слов в предложении и т.д.
Изучение грамматических явлений, имеющих аналогию в родном языке, помогает лучше осознать грамматический строй родного языка. Работа над грамматикой развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти. Таким образом, обучая грамматике, мы помогаем всестороннему развитию личности школьников, что является целью современной системы обучения и воспитания.