Конспект открытого урока Южный Казахстан. ЭГП,природные условия,ресурсы,население 9 класс
Экономическая и социальная география Казахстана
Цель LS: показать на практических примерах использование и эффективность разнообразных творческих заданий на уроках географии, наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся посредством внедрения технологии «метод проектов».
Задачи:
Формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений
Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
Обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний
Развитие исследовательских, творческих, коммуникативных умений, навыков ответственного сотрудничества;
Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения.
Экономическая и социальная география Казахстана
Класс: 9
Дата: 22.04.16
Урок: 57
Тема: Южный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население.
Цель: выявление особенностей экономико-географического положения Южного Казахстана. Изучение природных условий и ресурсов и их влияния на экономическую жизнь региона.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по определению ЭГП, особенностей природы и населения Южного Казахстана; Формировать умения работать с информацией, обрабатывать ее, применять в ходе урока и в жизни.
Развивающие: продолжить работу по формированию умений и навыков самостоятельно добывать знания, анализировать, обобщать, работать с географическими картами; Развивать устную речь, коммуникативные навыки, логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: осуществлять нравственное, патриотическое, экологическое воспитание учащихся; уважение к мнению товарищей, внимательности и самостоятельности в организации своего труда. Способствовать формированию личностных качеств учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный,наглядный, частично-поисковый, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.
Технологии и приемы: технология проектов, творческогоопережающего обучения.
Ожидаемый результат: учащиеся будут давать экономико-географическую характеристику Южного Казахстана; знать особенности природного условия, наличие и обеспеченность района различными природными ресурсами; население и трудовые ресурсы.
Оборудование:учебники «Экономическая и социальная география Казахстана» Ахметова Е.А, Н.Н.Карменова; мультимедийный комплекс, атласы, физическая карта Казахстана, ватманы.
Ход урока
Организационный момент: 5 мин
А) Эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия, проверка отсутствующих, готовности к уроку).- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Б) Психологический настрой:
Учитель:
Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу.
У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие в новый экономический район Казахстана. Удачи вам и новых открытий!
Актуализация прежних знаний и умений: 5 мин
Но прежде, чем изучать новый материал, мы повторим материал, который изучали на последних уроках. Повторение мы проведём в виде фронтального опроса «Мозговой штурм»
Давайте вспомним, что такое экономический район?
Сколько экономических районов выделено в Казахстане?
Какие экономические районы мы с вами уже изучили?
Назовите отрасли специализации каждого района.
Крупные реки Северного Казахстана, назвать и показать
Крупные промышленные центры Северного Казахстана
Изучение нового материала: 20 мин
А) Вступительное слово учителя в стихотворной форме просмотр слайдов.
Люблю мой край! (слайд)Как странно это слышать:Ведь каждый человек свой любит край!Но небо здесь синее, солнце выше,И в цвет сирени здесь окрашен май!
И этот удивительный край – Казахстан. Богата и разнообразна природа нашей необъятной Родины. Чтобы правильно использовать ее природные богатства, нужно знать и любить свою Родину.
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Южный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население»
Южный Казахстан с древнейших времен занимал особое место в истории Казахстана и всей Центральной Азии. Здесь проходил Великий Шелковый путь, появились первые города (Отырар, Испиджаб, Туркестан), процветали ремесла, искусства, науки. Туркестан Кольсайские озера
Работа с картой. Показать области Южного Казахстана, областные центры.
Заполнение таблицы «ЗХУ»
Знаю Хочу знать Узнал
Б) Выступление учащихся, заполнение таблицы в течение урока.
Презентации, доклады, постеры и другие формы работы
Творческое опережающее задание:
-ЭГП и природные условия
-Каток «Медеу»
-Природные ресурсы
-Население
-Проблемы Арала
IV. Закрепление урока:
А) выполните тестовые задания-3 мин:1. Какая область не входит в состав Южного Казахстана? а) Алматинская; б) Кызылординская; в) Южно-Казахстанская;г) Актюбинская; д) Жамбылская. 2. Какое место по территории занимает Южный Казахстан? а) 1-е; б) 2-е; в) 3-е; г) 4-е; д) 5-е. 3. С каким экономическим районом Южный Казахстан не имеет общей границы? а) С Северным; б) с Западным; в) с Восточным; г) с Центральным; д) имеет со всеми районами. 4. С какой областью Западного Казахстана Южный экономический район имеет общую границу? а) С Атырауской; б) с Мангистауской; в) с Западно-Казахстанской; г) с Актюбинской; д) со всеми перечисленными. 5. Какими полезными ископаемыми особенно богат Южный Казахстан? а) Полиметаллами и фосфоритами; б) медью и полиметаллами; в) углем и нефтью; г) железной рудой и свинцом; д) фосфоритами и углем. 6. Какова средняя плотность населения Южного района? а) 6,3; б)7,3; в) 8,3; г) 09; д) 10,3. 7. Назовите наиболее многонаселенные области Южного Казахстана. а) Алматинская и Южно-Казахстанская; б) Кызылординская и Южно-Казахстанская; в) Алматинская и Кызылординская; г) Жамбылская и Алматинская.
Б) Игра «Третий, лишний»и объяснить свой выбор
1. Иле, Ертис, Талас
2. Капчагайская, Шардарьинская, Буктырминская3. Балкаш, Алаколь, Маркаколь4. полиметаллы, фосфориты, каменный уголь
5.Текели, Жанатасское, Соколовско-Сарбайское6.Туркестан, Кентау, Караганда
V.Этап рефлексии:
Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока.
Пишут на стикерах:-Понял, но не могу применить -Понял, могу применить, но объяснить другому не могу -Понял, могу применить и объяснить На доске ватман. Дети рисуют смайлы.
VI. Итог урока: 5 мин
Выставление оценок c комментированием.
VII. Домашнее задание: 2 мин
Параграф 50 стр.257-259.
На контурной карте Южного Казахстан обозначьте: а) границы областей, подпишите областные центры. б) отметьте крупные месторождения полезных ископаемых.
Опережающее задание: Города Южного Казахстана (презентация, доклад)
Вывод: Таким образом, Южный Казахстан-это самый густонаселенный район (47% населения страны). «Сад» страны, район поливного и богарного земледелия. Богат природными ресурсами: полезные ископаемые (бурый уголь, асбест, мрамор, строительные материалы, фосфориты); рекреационные ресурсы (Медеу и Шымбулак – курортные зоны,); водные ресурсы: озеро Балкаш, Аральское с острой экологической проблемой; речная сеть распределена неравномерно, зависит это от природно-климатический условий региона.Учитель: Я всех благодарю за урок вы ребята, проявили свои положительные качества и поработали ударно.
Будет краткой наша речь, Говорим мы: «До свиданья!», До счастливых новых встреч!