Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
Вишнякова Р.Л.,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 7»
Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
«Воспитать, значит, сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника,
а духовно зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером»
(И.А. Ильин)
В наше время, когда наблюдается дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия, а все чаще можно встретить равнодушие и грубость проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Особенно в младшем возрасте дети нуждаются, чтобы их оградили от мира зла и грубости. И именно поэтому целью учителя является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. В зависимости оттого, что вложил учитель в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, каким человеком он станет, как будет строить свои отношения с другими людьми.
В системе всестороннего развития личности ребёнка считаю, что основным стержнем является нравственное воспитание. Основой воспитания является формирование гуманистических отношений детей, совокупность правил культуры поведения.
Младшие школьники активно развиваются в классном коллективе, в процессе общения с друзьями, одноклассниками. Они проявляют повышенную эмоциональность, жизнерадостность, интерес ко всему новому. Этот возраст наиболее благоприятен для развития инициативы детей, ответственности за порученное дело, честности. Но коллектив не только развивает и воспитывает ребёнка, он и выявляет детей, которые не могут адаптироваться в детском коллективе. Развитие нравственных межличностных взаимоотношений в классе очень непростой и достаточно сложный социально – психологический процесс. В этом процессе очень важна роль педагогической поддержки.
Чтобы правильно построить работу по нравственному воспитанию мною был разработан проект сопровождения ребёнка в воспитательном процессе в рамках системы внеурочной деятельности под названием «Школа этики и эстетики». Целью проекта является развитие нравственно – эстетического восприятия окружающей действительности младших школьников.
Задачи:
1. формирование гуманистических отношений детей;
2. развитие внутреннего стимула личности каждого ребёнка: долг, честь, совесть, достоинство;
3. формирование нравственных взаимоотношений и развитие нравственно-активного
психологического микроклимата внутри класса;
4. овладение нравственной этикой поведения;
5. развитие художественного кругозора; чувства прекрасного; художественно - творческих способностей;
6. формирование и развитие способности ученика к эстетическому восприятию и переживанию.
Для индивидуальной работы из класса выбрала В.К.
На первом этапе работы мною была проведена диагностика, с целью выявления понимания ребенком сути нравственных понятий.
1. Анкета «Мой характер». Цель: по поступкам детей выявить черты характера.
2. «Этические задачи».
Цель: изучить нравственные суждения ребёнка, выявить умение оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами.
3. Тестирование «Друг-солнце».
Цель: выяснить, какие качества личности ценит ребёнок.
4. Построение ассоциативного ряда слов.
Цель: проверить этическую грамотность ученика.
Добро, ответственность, честность, преданность.
5. Наблюдение классного руководителя.
Второй этап деятельности – организационно-практический. По проведенной диагностике и наблюдениям мною выявлено, что у В. базовые коммуникативные компетентности сформированы на среднем уровне: теоретически знает о нравственных нормах, но не умеет применять на практике; чувства недостаточно глубоки и осознанны, действенны; сочувствие проявляется ситуативно; имеются оценочные суждения о себе. Процессуальные коммуникативные компетентности на низком уровне: не умеет анализировать ситуации; совершает необдуманные поступки; не стремится к нравственной самооценке; не умеет регулировать свое поведение; не умеет анализировать свои поступки, выносить оценку собственным поступкам. Эстетические компетентности сформированы на среднем уровне: проявляет ситуативный интерес к прекрасному; не всегда может выразить свои мысли, чувства, впечатления от прекрасного; способен подключать образные впечатления, воображение и фантазии. (см. приложение)
Для формирования базовых коммуникативных умений большим воспитательным потенциалом обладают «Уроки этики и этикета». Занятия направлены на воспитание:
- культуры мышления (умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
- культуры чувств (способность к переживанию, сопереживанию, сочувствию, толерантности);
- культуры общения и поведения (конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением этикета).
На уроках этики и этикета ребята совершают заочное путешествие в историю этикета, проводятся тренинги, принимают активное участие в практикумах, интерактивных играх, читают сказки и рассказы, участвуют в обсуждениях. Ситуативные игры с применением кукол очень нравится детям. По заданию учителя воспитанники придумывают различные ситуации, разыгрывают мини – сценки.
Младший школьник, жизненный опыт которого невелик, не всегда может делать правильные поступки и представлять последствия их. С целью накопления нравственных знаний я систематически провожу уроки общения. Основная роль отводится этическим беседам, которые помогают ученикам разобраться в сложных вопросах морали, формируют твёрдую нравственную позицию. В беседе создаю условия для проявления активности и самостоятельности школьников, для высказывания и отстаивания своих взглядов и суждений, возможны столкновения различных мнений. Важно широко использовать в беседе возможности логического мышления учащихся, активизировать его развитие, побуждая детей к непосредственному участию в обсуждении нравственных проблем. При их обсуждении перед ребёнком может возникнуть проблема нравственного выбора. Он должен, руководствуясь усвоенными нравственными знаниями, выбрать поступок из нескольких возможных. Например, «сказать правду или промолчать», «защищать своего друга от несправедливости или потихоньку посочувствовать ему», «скрыть свой плохой поступок или признаться в нём». На таких уроках общения дети знакомятся с основами нравственности, расширяют свой кругозор, выражают свои мысли, чувства, вырабатывается умение говорить перед другими, учатся анализировать ситуации. Таким образом, формируются процессуальные коммуникативные умения.
Мой сопровождаемый ученик В., из-за неумения контактировать со своими одноклассниками, чувствует себя в коллективе одиноко. Индивидуальную работу по формированию нравственных компетентностей начали с воспитания культуры поведения. Если сейчас ребёнок не умеет находить общий язык с ровесниками, не умеет общаться, то пройдет немного времени и круг друзей сузится, люди будут избегать общения с ним, тогда он замкнётся в себе, озлобится на весь мир. Недостатки внешней культуры постепенно могут привести к деформации внутреннего мира. Поэтому именно сейчас надо приучать ребенка к правилам культурного поведения: уважительному отношению к людям, выполнению своих обещаний, помощи другим, воздерживанию от обидных слов, оскорбляющих достоинство другого человека. На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются нравственные чувства ребёнка. Нравственные чувства (отзыв, сочувствие, сострадание, жалость) воспитываются на положительных эмоциях. Проявление положительных эмоций ребёнка (радость, восхищение, благодарность, нежность) обязательно надо стараться поддерживать, поощрять. А отрицательные эмоции, которые возникают в процессе любой деятельности надо учить сдерживать. Из-за недостаточной сформированности волевых качеств, иногда ребёнку трудно контролировать свое поведение и сдерживать свои эмоции. Но В. очень старается. Он сам хочет стать хорошим. Уже учится анализировать свои поступки, делает объективные выводы. Я думаю, это и есть его первая маленькая победа над самим собой.
Только в тесном контакте с семьёй можно решить проблемы нравственного развития ребёнка, так как именно в ней формируются первые нравственные представления. Родители сотрудничают с учителем. Ведут наблюдение за поведением сына дома. У мальчика есть свои домашние обязанности, которые он старается выполнять без напоминаний родителей. Следовательно, у ребёнка формируются такие понятия, как чувство долга и ответственности.
Нравственные компетентности младших школьников формируются в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выводы, принимать решения, совершать поступки. Считаю, работу по нравственному воспитанию более эффективной, когда она ведётся индивидуально так, как при этом учитывается индивидуальная психологическая особенность ребёнка; проблемные ситуации решаются только с данным учеником; развивается способность ребёнка к самоанализу, самооценке.