Рабочая программа по спец.курсу: Процентные расчеты на каждый день


Пояснительная записка
Сведения о программе на основе которой составлена рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных учреждений, рекомендованного Минобрнауки РФ (Приказ № 729 от 14.12.2009 г) . Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.1. / авт.сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007 – 205 с.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе для прохождения практической и контрольной части.
Общее количество часов по плану: 35
Количество часов в неделю: 1
Программно-методическое обеспечение рабочей программы :
Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. - М.: Просвещение, 2002.
Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. - 2003. - № 5. - С. 50-59.
Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси//Математика в школе. - 1997. -№1. -С.12-13.
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 1997. -112 с.
Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003. -120
Учебно – методический комплект по математике дополнен электронными учебными пособиями, цифровыми обучающими модулями, интернет-ресурсами
каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru/единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/Московский Институт Открытого Образования - http://mioo.ru/Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruсайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/Сайт «Математика и искусство »http://matematikaiskusstvo.ru/krivie.html
Назначение программы. Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.
Цели и задачи
Цели курса:
сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
привить учащимся основы экономической грамотности;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Технологии и методики: информационно-коммуникативная, уровневая дифференциация обучения (УДО), технология коллективного способа обучения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных.
Предполагаемые результаты программы
Программа способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2/ 20 % - 1/5; 25%-1/4 и т. д.);
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Календарно-тематическое планирование
№ Календарный срок Тема занятия Количество часов Средства контроля
Т ПК 1,2 Проценты. Основные задачи на проценты 1 1 Задания из открытого банка ГИА
3 Нахождение процента от числа; 1 Устный опрос
4 Нахождение числа по его проценту 1 Фронтальный опрос
5,6 Нахождение процента одного числа от другого. Проценты. Основные задачи на проценты 1 1 Самостоятельная работа
7 Нахождение процента одного числа от другого. 1 Устный опрос
8 Решение задач на проценты 1 Задания из открытого банка ГИА
9, 10 Процентные вычисления в жизненных ситуациях. 1 1 Самостоятельная работа
11 Решение задач, связанных с банковскими расчетами 1 Устный опрос
12 Вычисление ставок процентов в банках 1 Фронтальный опрос
13 Процентный прирост 1 Самостоятельная работа
14 Определение начальных вкладов 1 Устный опрос
15 Сложные проценты 1 Самостоятельная работа
16 Решение задач 1 Задания из открытого банка ГИА
17, 18 Решение задач на сплавы 2 Практическая работа
19, 20, 21 Решение задач на смеси 3 Практическая работа
22, 23,24 Решение задач на растворы 3 Практическая работа
25, 26 Решение задач по всему курсу 2 Самостоятельная работа
27, 28 Старинные способы решения задач на смеси и сплавы 2 Фронтальный опрос
29, 30, 31 Решение задач методом уравнений 2 Самостоятельная работа
32, 33 Итоговая проверочная работа 2 Тестирование
34, 35 Зачет по темам курса 2