Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ №19 г.Яровое
Бухарова Г.Я.,
Матюшечкина О.В.
Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ №19 г.Яровое
В эпоху глобальной информатизации роль компьютера с каждым днем становится все важнее. Компьютеризация охватила если не все, то многие стороны нашей жизни. Новейшие информационные технологии позволяют расширить возможности человека в познавательной и учебной деятельности. В таких условиях школа не может оставаться в стороне. Учителя всегда одни из первых принимают вызовы эпохи.
Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного образования учащихся. В Федеральном законе 273-ФЗ "Об образовании в РФ" в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», определены условия реализации дистанционных образовательных технологий (в дальнейшем ДОТ). Согласно закону «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1; статья 16].
Начиная с 2006 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования, внедрение дистанционных образовательных технологий является одним из приоритетных направлений развития образования РФ.
В рамках модернизации региональной системы общего образования в Алтайском крае действует проект по внедрению в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Главная цель информатизации образования - предоставление участникам образовательного процесса новых возможностей для реализации прав на выбор источников, условий и форм образования.
Сегодня наряду с традиционными уроками в школе, всё большее распространение получают занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, которые позволяют обучающимся непосредственно по месту жительства осваивать основные или дополнительные образовательные программы. При таком обучении используются как индивидуальные формы обучения в диалоге с компьютером, так и коллективные.
К преимуществам можно отнести следующее:
обучение осуществляется в удобное время и в удобном месте;
индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);
создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;
электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;
консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;
наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.
С 2011 года школа №19 г. Яровое принимает участие в пилотном проекте по внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. На первом этапе в школе была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли Вера Николаевна Гречиха, Галина Яковлевна Бухарова, Елена Степановна Ушакова, Ольга Евгеньевна Зуенко. Руководителем проекта назначена заместитель директора по информатизации Тамара Алексеевна Зинченко, методическое сопровождение осуществляла заместитель директора по УВР Тупикина Галина Владимировна. Все курсы были разработаны и апробированы на базе системы «Сетевой город. Образование». Первыми к работе были привлечены учащиеся 9-11 классов.
На следующий год в школе было принято решение расширить участие в проекте как обучающихся, так и педагогов. Ирина Борисовна Ткачева разработала курс по математики для 6 класса.
С каждым годом популярность проекта растет, расширяется состав участников, как обучающихся, так и педагогов. Курсы были разработаны не только по естественнонаучным дисциплинам, но и по гуманитарным.
В 2013 году в школе были разработаны разные курсы: по математике – «Положительные и отрицательные рациональные числа» для учеников 6 класса (преподаватель Павел Анатольевич Лень), английскому языку – «Видовременные формы глаголов» для пятиклассников (преподаватель Сергей Александрович Гончаров), химии – «Подготовка к ЕГЭ по химии» (преподаватель Ольга Евгеньевна Зуенко).
Для повышения творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и результативной подготовки к экзамену по физике Г.Я. Бухарова в 2012 году начала разрабатывать курс «Физика. Подготовка к ГИА. МБОУ СОШ №19, г.Яровое» на базе СДО Moodle.
Возможности, которые СДО Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:
Обучающиеся
учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем.
Преподаватель
меняет порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
тратит больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
поддерживает обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
Основные элементы дистанционного курса состоят из:
Форума – с его помощью пользователи могут задавать вопросы и отвечать на них. Использование форума позволяет организовать дискуссии в процессе обучения.
Аннотации - определяющей особенности содержания курса, цели и ожидаемый результат обучения
Ресурсов - представление учебного материала в виде файлов, текстовых и веб-страниц, ссылок на интернет – ресурсы.
Теста - средства контроля знаний. Сначала формируется база тестовых вопросов, которым назначаются разные параметры, из них составляются тесты
Урока – завершающая часть курса в виде перечня вопросов. В зависимости от результата которых слушатель дистанционного обучения направляется по определенной траектории.
Курс по физике разбит на темы. Каждая тема состоит из краткого описания темы и набора некоторых объектов темы. В системе Moodle предусмотрены следующие виды ресурсов:
1. Текстовая страница и веб-страница
2. Ссылка на файл или веб-страницу
3. Пояснение и др.
Для составления программы, были использованы образовательные порталы: Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) и Единая коллекция цифровых бразовательных ресурсов (http://school-collection. edu.ru)
В качестве ресурса выступает материал для повторения, самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио- или видеофайл и другая информация.
Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала, повторение, контроль усвоения материала посредством вопросов. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы по результатам контроля перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого ученика общую оценку, заносит ее в ведомость.
«Тесты» разработаны с использованием вопросов различных типов:
- вопросы в закрытой форме (множественный выбор);
- Да/Нет;
- Короткий ответ;
- Числовой;
- Соответствие.
Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста. На итоговые тесты установлен лимит времени на работу с тестом, а также количество попыток прохождения.
Важной особенностью СДО Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: сделанные им работы, оценки и комментарии преподавателя к работам, сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. СДО Moodle позволяет контролировать "посещаемость”, активность учащихся, время их учебной работы в сети.
Первый опыт показал, что курсы разработанные на базе СДО Moodle, не только расширили возможности для преподавателя, но и позволили снизить нагрузку на обучающихся. Если курсы разработанные на базе АИС «Сетевой город. Образование.» требовали от участников создания дополнительного раздела «Портфолио», куда они должны были выложить свои результаты в виде отдельных файлов, то в СДО Moodle все результаты автоматически выводятся в таблице, где учитель может проконтролировать все результаты, а обучающиеся, здесь же в системе ответить на вопросы или пройти тест без дополнительных сохранений и копирования.
Узнав обо всех преимуществах дистанционного курса, появились желающие записаться на него не только среди учащихся 9 класса, но и среди учеников 11 класса. Причем пройти этот курс решили не только те ребята, которые выбрали ЕГЭ по физике, но и школьники пожелавшие наверстать упущенный материал, углубить свои знания по предмету.
Дистанционный курс на базе СДО Moodle предполагает сотрудничество учителей-предметников школ города, реализующих процесс дистанционного обучения, обмен опытом по планированию, формам организации обучающихся, методам и средствам обучения. В этом направлении идёт работа с учащимися МБОУ СОШ №12, учитель Татьяна Николаевна Цыб.
Анализ реализации проекта показал, что популярность курсов с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ №19 г.Яровое с каждым годом растет, если в 2012 году эффективность курсов оценили выше 7 баллов по 10 бальной шкале 65% родителей и 72% обучающихся, то в 2013 году показатели были увеличены на 8% и 7% соответственно, преподаватели же оценили эффективность в 8 баллов – 90% и 10 баллов – 10%.
Улучшились показатели сдачи ЕГЭ и ГИА по предметам, которые преподаются с использованием ДОТ. С каждым годом все больше обучающихся становятся победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады. Два года подряд учащиеся школы становятся призерами межвузовской олимпиады школьников по физике «Будущее Сибири».
Главные трудности с которыми столкнулись педагоги школы можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним можно отнести:
- недостаточная подготовленность обучающихся к работе по курсам, особенно 5-6 классов;
- трудоемкость;
- большая загруженность педагогов.
К внешним:
- низкая скорость ИНТЕРНЕТа;
- отсутствие компьютеров у обучающихся.
В рамках проекта на базе школы регулярно проводятся семинары и конференции по проблемам внедрения ДОТ в образовательный процесс. Учителя - участники проекта делятся опытом на уровне города, Славгородского округа и края, так в ноябре 2013 г. руководитель методического объединения учителей физики Славгородского образовательного округа, член краевого профессионального объединения учителей физики Галина Яковлевна Бухарова поделилась своей работой по апробации технологий информационной среды на IV научно-практической конференции краевых профессиональных объединений педагогов «Профессиональные сообщества педагогов как ресурс развития системы образования края», которая прошла в Барнауле.
17 апреля на базе школы прошла конференция «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс» в рамках международного форума «Твое будущее зависит от тебя», на конференции своим опытом работы поделились учителя школ города Яровое, Славгорода и преподаватели АлтГУ г.Барнаул и АлтГТУ им.И.И. Ползунова.
Подводя итог, можно сказать, что реализация проекта по внедрению ДОТ в образовательный процесс в МБОУ СОШ №19 идет удовлетворительно, с каждым годом численность участников проекта, как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся увеличивается. Создаются все новые и новые курсы, которые вызывают интерес, не только внутри школы, но и за ее пределами.
Список использованной литературы
Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.htmlПостановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы»
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_107187.html