Доклад Развитие функциональной граммотности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA
Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева о том, что образование должно пересмотреть свои позиции и «давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации» глубоко актуальны в современное время для формирования функциональной грамотности учащихся. Именно такое целенаправленное образование и воспитание – залог дальнейшей успешности и активности каждого выпускника школы в социуме. Что же означает понятие "функциональная грамотность"?
Термин "функциональная грамотность" был введён в 1957 году ЮНЕСКО наряду с понятиями "грамотность" и "минимальная грамотность".
Грамотность – это навыки счёта, письма, чтения и работы с документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Функциональная грамотность – это использование ЗУН, приобретённых в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношений.
Одной из ярких тенденций развития международного образовательного пространства является организация международных сравнительных исследований образовательных достижений учащихся. Как хорошо подготовлен выпускник для решения задач будущего? Как хорошо развиты его способности анализировать, обобщать, доносить свои мысли до слушателя? Способен ли он ответственно действовать в условиях выбора? Готов ли он продолжать своё обучение на протяжении всей жизни?
В настоящее время существует значительное число оценочных исследований, имеющих статус международных. Они разные по своим целям. К широко известным международным исследованиям оценки достижения результатов образования учащихся относятся следующие:
- программа оценки учащихся - PISA;
- программа оценки по математике и естественным наукам - TIMSS;
- программа оценки умения читать - PIRLS
Что такое PISA? PISA – программа международной оценки учащихся. Проект разработан в 1997 году усилиями стран-участниц ОЭСР. По мере становления международной программы PISA, всё большее значение уделяется оценке компетентностей учащихся вне школьной программы, за "знаниевым" полем.
В чём особенность PISA?
Принципиально важным является факт, что инициатором проекта PISA выступили работодатели. Исследование актуализирует ценность приобретённых учеником навыков для обычной жизни, грамотность поведения 15-летних учащихся к вступлению во взрослую жизнь.
Почему осуществляется оценка достижений именно 15-летних учащихся? Выборка исследования 15-летних обучающихся объясняется тем, что в большинстве стран мира освоение образовательных программ основного уровня образования завершается к 15-летнему возрасту.
Каковы направления международной оценки PISA? Каков её регламент проведения?
Оценка PISA проводится по 3-м направлениям, раз в 3 года по следующим направлениям:
- грамотность в чтении;
- грамотность в математике;
- грамотность в естественных науках.
Какие страны принимают участие в оценке PISA? В 2000 году в ней приняли участие учащиеся 32 стран, а в 2012 число стран-участниц стремительно возросло до 65 стран. Почему же страны стремятся участвовать в международном исследовании? Государства хотят получить системную оценку уровня подготовки учащихся в школах к полноценному участию в жизни общества. Данное исследование рассматривается "лакмусовой бумажкой" конкурентноспособности системы образования, государства в целом.
Технология оценивания в PISA определяет 6 уровней достижения обучающимся образовательных результатов.
Уровни достижений результатов образования
Уровни Характеристика достижений
Уровень 1 Элементарные знания и небольшая вероятность успешного выполнения заданий
Уровень 2 Умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших неучебных ситуациях
Уровень 3-4 Способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации
Уровень 5-6 Умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы
Участие казахстанских школьников в PISA- 2012. В 2012 году в международном исследовании участвовало 5808 обучающихся из 218-ти организации образования ( в том числе. Город -105, село – 113). Из них 14 организаций образования представили Карагандинскую область, из которых 7 городских и 5 сельских школ, 2 организаций технического и профессионального образования.
Предстоящее исследование 15-летних обучающихся состоится в апреле месяце 2015 году. В связи с этим требуется работа по актуализации нового содержания работы учителя. В этом отношении значительно преуспели лидеры исследования PISA ( Сингапур, Финляндия, Япония, Корея и др.), которые системно выстраивают систему подготовки учителя к работе в классе. Участие Казахстана в международных сравнительных исследованиях PISA 2009, 2012представило возможность увидеть себя со стороны, стать реальной частью международного мирового сообщества. Результаты участия Казахстана показывают ( 59-е место среди 65 стран-участниц), что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но недостаточно учат применять их в реальных жизненных ситуациях, тем самым, соответственно, сужаются возможности успешной социализации учеников.
Рекомендации:
- изучить на МО типы заданий программы PISA;
- включать в поурочное планирование задания по PISE;
- применять стратегии активного обучения для развития грамотности чтения;
- создавать для учащихся образцы элементов заданий, которые идентичны типам элементов программы международного исследования;
- уметь анализировать элементы грамотности чтения, а также математической и естественнонаучной грамотности программы;
- создание коллаборативной среды на уроках для совместного решения проблем и развития ФГ;
- применение критериального оценивания учебных достижений учащихся.
"Не давай рыбу, а учи с удочкой дружить" гласит народная мудрость, в которой имеется глубокий смысл. Учитель должен изменить свои подходы в обучении и преподавании. "Мы не можем изменить мир, но способны изменить самого себя". Цитата для размышления.
Именно учитель, эффективный педагог остаётся основным ресурсом образования учеников, образовательной политики успешного государства.