Статья Совершенствование химической грамотности учащихся во внеклассной работе в основной школе


Доклад
«Предметная неделя «Химия и жизнь», как инструмент
совершенствования химической грамотности»
Современный мир быстро насыщается продуктами химического производства. Знание химии необходимо не только специалистам, работающим в промышленности, но даже в повседневной жизни не обойтись без химической грамотности, которая помогает правильно, без ущерба для здоровья использовать различные вещества.
В настоящее время вопросам формирования химической грамотности учащихся уделяется недостаточно внимания, в методическом плане эта проблема изучена мало.
Цель работы: совершенствование химической грамотности учащихся посредством недели «Химия и жизнь».
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме, посвященной совершенствованию химической грамотности школьников
2. Выявить методические пути и условия совершенствования химической грамотности посредством недели «Химия и жизнь»
3. Разработать содержание и методику проведения недели «Химия и жизнь»
4. Провести педагогическиий эксперимент по выявлению эффективности разработанной методики.
По первой задаче изучена и проанализирована научно-методическая литература. Учителями химии накоплен достаточно большой опыт по формированию и совершенствованию химической грамотности, положительной мотивации изучения химии, по установлению связи химии с жизнью; проводится интересная и содержательная внеклассная работа по формированию безопасной жизнедеятельности, через предметное содержание.
По второй задаче выявлены следующие методические пути и условия совершенствования химической грамотности посредством недели «Химия и жизнь»: опора на концептуальную цель школьного химического образования, мотивация и потребность знаний химии средствами недели «Химия и жизнь».
По третьей задаче нами разработаны содержание и методика проведения недели, включающая разные учебно-воспитательные мероприятия, ориентированные на совершенствование химической грамотности.
Нами составлен план мероприятий недели, распределены обязанности каждого, далее проверены подготовленные материалы и другие средства для проведения классных часов, практических занятий. Так, содержание и планы классных часов разработаны учащимися совместно с учителем. Учащиеся проявили интерес к составлению и поиску информации для презентации на выбранную тему, разработали сценарий, отобрали нужную информацию с различных источников. Учащиеся составили презентации по темам и разработкам классных часов, и главной изюминкой проведения этих мероприятий является то, что учителями выступают сами учащиеся. Например, в 8 и 9 классах классный час на тему «Бытовая химия – польза и вред» провели учащиеся 11 класса, а в 10-11 классах – наиболее активные учащиеся, которые увлечены, заинтересованы предметом химией. Школьники – учителя очень ответственно подошли к проведению мероприятий, учащиеся задавали вопросы, касающиеся безопасного использования средств бытовой химии, и получили исчерпывающие ответы. Самими школьниками собрана коллекция средств бытовой химии: разного типа мыла, для чистки лица, шампуни, крема, лаки для ногтей, жидкость для снятия лака, различные чистящие пасты и многое другое.
Также проводились практические работы «Химические средства гигиены», «Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей». Перед проведением практических занятий проводятся инструктаж по ТБ. Учащиеся проявили интерес и активно обсуждали результаты своих работ, задавали вопросы, которые касались эффективности химических средств. Практические работы вызвали неподдельный интерес.
По 4 задаче проведен педагогический эксперимент в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Орто-Нахаринская средняя общеобразовательная школа» Муниципального образования «Ленский район».
Основной целью педагогического эксперимента является проверка эффективности разработанной методики совершенствования химической грамотности средствами недели «Химия и жизнь». Педагогический эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Всего экспериментом охвачено 12 учащихся 9-11 классов. На контролирующем этапе педагогического эксперимента сняты результаты у тех же школьников.
В начале недели «Химия и жизнь» проведен опрос с целью определения сформированности химической грамотности обучающихся. Участвовали учащиеся с 8 по 11 классы, всего 18 учащихся.
В целом, результаты опроса показали, что у учащихся появилась мотивация к изучению химических соединений, которые могут встречаться в повседневной жизни человека.
Также с целью определения уровня сформированности химической грамотности учащихся, проведен контроль знаний. Учащимся было предложено ответить на 3 контрольных вопроса, содержание которых определено содержанием химического и биологического образования (9-11классы).
В целом, результаты опроса показали, что у учащихся появилась мотивация к изучению химических соединений, которые могут встречаться в повседневной жизни человека.
С целью выявления совершенствования химической грамотности, позитивных изменений был проведен опрос №2.
В целом, результаты опроса показали, что у учащихся появилась мотивация к изучению химии, как интересной науки, знания которой сохраняют здоровье человека и окружающую среду и имеют непосредственное значение в развитии общества.
Затем, для определения уровня совершенствования химической грамотности, знаний и умений, сформированных при проведении недели «Химия и жизнь», проведена контрольная работа.
Таким образом, результаты контролирующего этапа педагогического эксперимента показывают, что у учащихся повышен уровень прикладных химических знаний, в среднем знания на 16,6%, повысилась и мотивация к изучению предмета «Химия». О повышении мотивации к изучению предмета «Химия» можно судить по результатам опроса.
В ходе проведенного педагогического исследования:
1. Изучена и проанализирована научно-методическая литература, раскрывающая проблему совершенствования химической грамотности школьников, столь необходимой для современного человека, также выявлен дидактический потенциал предметных недель, имеющих большое воспитательное значение.
2. Выявлены следующие методические пути и условия совершенствования химической грамотности посредством недели «Химия и жизнь»: опора на концептуальную цель школьного химического образования, мотивация и потребность знаний химии средствами недели «Химия и жизнь».
3. Разработаны содержание и методика проведения недели «Химия и жизнь», включающая разные учебно-воспитательные мероприятия, ориентированные на совершенствование химической грамотности.
4. Проведен педагогическиий эксперимент и выявлена эффективность разработанной методики.
Проведенная неделя осталась не замеченной, многие учащиеся приняли активное участие, в рефлексии указали, что можно еще включить в план недели, что свидетельствует о достижении поставленной цели недели.
В дальнейшем, в 2015-2016 у.г. мы собирается оптимизировать содержание недели, усилив его научно-исследовательскую составляющую, а также развивать познавательную деятельность учащихся.