СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
СТАТЬЯ:
«ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ»
Автор:
Галактионова Ирина Александровна
г. Балашов2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов……………………………………………..…..4
Использование наглядных методов процессе обучения…….…...7
Использование наглядности в обучении химии………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все большее и большее внимание на разных этапах обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время, расширяясь и углубляясь.
Проблеме наглядности и принципу наглядности в обучении уделяли большое внимание Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдовй, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинский и др. Они рассматривали роль и значение наглядности в образовании, формирований понятий и продуктивной деятельности учащихся.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных учёных и педагогов
Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения ученикам надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.
Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский развил учение о наглядности в обучении. Он полагал, что наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком; выступает мощным средством формирования мыслительной деятельности на основе чувственного образа, служит основой природосообразного обучения. Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье». Эти идеи становятся определяющими в развитии отечественной педагогической мысли (Н.И. Пирогов, А.Н. Герд, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.А. Корф, и др.).
Проблема наглядности в воспитании и обучении активно развивается в трудах выдающихся мыслителей и педагогов, как И.Г. Песталоцци, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, и других, которые уточнили его сущность, выделили два уровня восприятии (внешнее и внутреннее), обосновали психологические особенности использования наглядности при обучении детей разных возрастов.
Большой вклад в развитие исследуемой проблемы внесли российские последователи Ф.И. Янкович, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский и другие. Они считали, что в воспитании и обучении детей необходимо опираться на факты и наблюдения, постепенно переходить от конкретного к общему.
Известный педагог конца XIX – начала XX века П.Ф. Каптерев раскрыл истоки наглядного обучения, показал его роль в начальном воспитании и образовании детей, обосновал теорию наглядного обучения. Он выделил виды наглядности: «полная наглядность, половинная и наглядность умственная или по памяти» и дал им характеристику. П.Ф. Каптеров предлагал использовать наглядность на всех этапах педагогического процесса
Исходя из выше сказанного, мы можем выдвинуть следующие законы наглядности, которыми должен руководствоваться современный учитель:
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
Если иногда нет на лицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения.
Используйте различные виды наглядности – натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране. Лучшее наглядное пособие, – которое сделано самими учениками.
Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.
2.2.Использование наглядных методов в процессе обучения
Реализация принципа наглядности возможно посредством использования наглядных методов.
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, презентаций и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (компьютеров, интерактивных досок) расширяет возможности наглядных методов обучения.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
Условия эффективного применения наглядности
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.
2.3. Использование наглядности в обучении химии
Использование наглядности в обучении химии заключается в выработке условий для формирования определенного запаса образов химических объектов. Однако наглядны, должны быть не все знания, а лишь их определенные компоненты, связанные с чувственным познанием, с процессом создания определенных образов. В обучении химии принцип наглядности требует, чтобы все создаваемые у учащихся представления и понятия были основаны на восприятиях, получаемых непосредственно из наблюдения изучаемых веществ и химических процессов.
В основе наглядного обучения химии лежат следующие положения: непосредственное восприятие учащимися изучаемых веществ, химических реакций, производственных процессов; восприятие учащимися под руководством учителя не самих предметов и явлений, а их образных и схематических изображений (презентаций, опытов, схем, таблиц, реакций, макетов, моделей и т. д.) и оперирование ими. Учащиеся, воспринимая образные и схематические изображения предметов и явлений, составляют себе представление о них с большим участием воображения. Наглядность отражает одну из основных линий процесса обучения химии, определяет отношения учащихся к воспринимаемым объектам.
Например, при проведении лабораторных работ или демонстрационных опытов, наглядные средства можно использовать следующим образом:
- на первом, этапе учащиеся видят непосредственно результат проведения реальных химических экспериментов (изменение цвета раствора, выделение газа, образование осадка и т.п.), а также внешний вид реактивов, изучение их, с помощью приборов или индикаторов, рассматривают детали прибора или сам прибор.
- на втором этапе учащиеся фиксируют проведенные или демонстрируемые химические процессы и явления, графически отображают образование и разрушение химических связей, строение молекул, атомов и т.п.;
- на третьем этапе (рефлексия), целесообразно использовать мультимедийную наглядность, которая позволяет не только сочетать в динамике наглядности I и II этапа, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа благодаря использованию информационной технологии. Отличительной особенностью III этапа наглядности является возможность объединения реального химического объекта и его сущности на разных уровнях. Наряду с этим компьютер предоставляет возможность пользователю (ученику или учителю) активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными химическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.
ЗАКЮЧЕНИЕ
Использование средств наглядности в учебном процессе имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики и решения педагогических возможностей учителями. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский утверждали, что наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность
- при применении наглядного материала необходимо соблюдать определенные требования:
- обеспечение эффективного использования наглядных средств, которые должны соответствовать теме занятия;
- умение действовать соответственно имеющейся на занятии обстановке. Знать с какой целью привлекается наглядный материал, ясно представлять себе задачи работы с наглядным материалом;
- ход занятия не должен подчиняться наглядному материалу. Использование наглядности в течение занятия и своевременное применение на нужном этапе, умение направлять наблюдение, что бы дети выделяли те свойства, состояния или действия объекта, которые должны быть изучены;
- использование наглядности как опорной точки для осознание связей между объектами или явлениями. Не следует сразу показывать на занятии наглядный материал, о котором дети имеют ясное представление, опираясь на жизненный опыт;
-соблюдение правил единства применения слова и наглядных средств;
- использование наглядности в целях восприятия всех сторон личности (эстетического, нравственного).
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации презентаций, использования телевидения и других средств наглядности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.- М.: Дрофа, 2004.- 480с.
Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
Хомченко, Г.П. Демонстрационный эксперимент по химии / Г.П. Хомченко, Ф.П. Платонов. - М.: Просвещение, 1998. – 156 с.