«Принцип наглядности в обучении детей с умственной отсталостью»



ГАУ ДПО ЛО «МЦ СиТИ»
«29» декабря 2015г.

Эссе на тему:
«Принцип наглядности в обучении детей с умственной отсталостью»

Преподаватель направления «Швейное дело» -
Худакова Людмила Викторовна
г. Всеволожск
2015 г.
В настоящее время все большее и большее внимание на всех этапах обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Огромную роль наглядность имеет для обучения детей с интеллектуальным недоразвитием. Для таких детей характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности (причем имеет место неравномерное нарушение). Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей. Обучение имеет решающее значение для развития детей с интеллектуальным недоразвитием и их реабилитации в обществе.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Использование наглядности в обучении детей с умственной отсталостью имеет свои особенности. Учитель должен четко формулировать учебные задачи предстоящего урока, определить, какие действия для этого должны проделать учащиеся, в соответствии с этими действиями подобрать необходимые учебные средства и наглядные пособия, знать правила использования средств наглядности, учитывать роль наглядности в решении учебных задач.
Принцип наглядности является обшей дидактической нормой, которая обуславливает необходимость подкрепления словесных объяснений предметами, фактами, явлениями, процессами или их графическим и модельным представлением, а также и с практическими деятельностями обучаемых, когда это возможно.
Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:
-  способствуют развитию наглядно-образного мышления;
-  выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;
-  позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;
-  расширяют сферу показа практического применения изучаемого материала;
-  создают возможности для моделирования ряда процессов и явлений, не доступных непосредственному наблюдению;
-  наглядно систематизируют и классифицируют изученные явления при помощи схем, таблиц и пр.;
-  содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
-  позволяют получать информацию о степени усвоения учебного материала.
Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).