Принцип наглядности в обучении дошколят английскому языку
Принцип наглядности в обучении дошколят
английскому языку
Многие из нас, учителей, наверняка имеют опыт работы не только с детьми школьного возраста, но и с малышами. И здесь как никогда важно суметь привлечь внимание ребенка, использовать с толком то мизерное время, во время которого малыш наиболее настроен на постижение чего-то нового. На данном этапе ни один принцип не работает так хорошо, как принцип наглядности.
Наглядность является наиболее эффективным средством формирования лексических навыков у детей, так как у малышей преобладает наглядно-образное мышление, и всю информацию дети воспринимают не только на слух, но преимущественно образно. Зрительные образы неотделимы от понятий их обозначающих, а дети, видя эти образы, воспринимают и запоминают новое понятие намного быстрее и эффективнее, чем просто слово, написанное на доске. Занятия становятся интереснее, а дети не так утомляются. Согласно Российской педагогической энциклопедии, наглядность, как принцип обучения, предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Сам Я.А. Коменский признавал наглядность одним из наиважнейших принципов обучения. Он вывел "золотое правило": "Все, что только возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - осязанием…".
Что же все-таки представляет из себя наглядность, и какие существуют виды наглядности. Рассмотрим подробнее.
Следует выделить два наиболее популярных вида наглядности - изобразительная и предметная.
На начальном этапе обучения часто используется изобразительная наглядность. Например, ситуативные, сюжетные, тематические картинки, рисунки, в том числе нарисованные самим ребенком, макеты, муляжи, фотографии, цветные слайды. С помощью средств изобразительной наглядности можно успешно провести любой этап обучения. Они прекрасно могут применяться при введении лексического материала и его закрепления. Достаточно лишь показать знакомую картинку ученику, как в его памяти тут же всплывает соответствующее ей слово. Существует много специальных видео, которые направлены именно на изучение иностранного языка малышами. Серии таких мультфильмов длятся 2-3 минуты, этого хватает и для того, чтобы не потерять рассеянное внимание малышей и для того, чтобы лишний раз закрепить пройденную лексику.
Предметная наглядность - это раскрытие значения иностранного слова путем демонстрации предметов, действий, обозначаемых этим словом. Данный вид наглядности дает детям возможность не только увидеть, услышать, но и ощутить предмет. Учителю иностранных языков поможет набор предметов, соответствующих изучаемой лексике. Эти предметы легко найти, и при этом они в значительной степени расширяют пространство для творчества учителя, а также привлекают внимание учащихся. Основные предметы, которые могут быть полезны учителю это - школьные принадлежности, игрушки, муляжи продуктов, мебель, одежда, формы и ручные куклы. Обычно малыши приходят в восторг, когда берут в руки все эти предметы, ведь это игрушки учителя, и, играя ими, они неосознанно запоминают новые слова и понятия на иностранном языке.
Еще один вид наглядности – двигательная (движения и жесты). Учителю часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребёнок вспомнил необходимое слово. Целые диалоги можно строить используя жесты. Наверняка, каждый учитель, работая с малышами, устраивает физкультминутку, которая и является проявлением двигательной наглядности. С помощью выполнения несложных движений дети усваивают не только новые слова и фразы, но также правильную интонацию на иностранном языке.
В своей учительской практике я постоянно использую наглядность при работе с малышами. Приведу пример применения предметной наглядности. Весь урок проходит в форме игры. На начальном этапе предъявляются несколько игрушек (не больше трех за урок), например, животные. Учитель показывает и называет каждое из животных, дети повторяют хором, затем по одному. Далее, каждый берет по игрушке (на этот случай желательно иметь несколько пар котов, коровок и т.д.) и представляет себя этим животным. Дети по одному произносят названия их животного. На данном этапе вводится конструкция to be в форме первого лица единственного числа (I am a pig, dog, …..), а также приветствие на английском языке “hello” (hello, I am a pig, dog,…..). Дети, играючи, тренируются в отработке данной конструкции. Затем обмениваются игрушками, и игра продолжается. Учитель также принимает участие в игре. В последующем происходит наслоение новой лексики и грамматики, и игра становится интереснее.
Подводя итоги, хочется отметить, что работа с малышами нисколько не легче работы со старшеклассниками, и только грамотный учитель сумеет использовать драгоценное время, отведенное на занятие, с пользой. В этом ему поможет многообразие видов наглядности. Ведь именно картинки, предметы, разнообразие движений помогают создать ситуацию реального общения и повысить мотивацию к познанию нового.