Проблемы историко-педагогических аспектов профилактики наркомании и современное состояние ее решения в системе дополнительного профессионального образования

Проблемы историко-педагогических аспектов профилактики наркомании и современное состояние ее решения в системе дополнительного профессионального образования
Котенкова О.А. Кудрявцев Ю.М.

В настоящее время наркомания является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики наркозависимости в образовательной среде.
В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить несколько этапов.
На первом (конец XIX - 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий. На втором этапе (30 - 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем (конец 50-х - 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты - психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиаций как социального феномена. [1]
Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Разработка и внедрение профилактических программ сталкивается с рядом трудностей: неопределенностью в вопросе о том, какие ведомства должны заниматься реализацией антинаркотической работы, несогласованности проводимых мероприятий; отсутствием научно обоснованных программ первичной профилактики; сохранением "запугивающей" модели профилактической работы, которая оказывается неэффективной в современных условиях; стремлением к внедрению зарубежного опыта без достаточного осмысления и учета условий российской действительности, а также культурологического аспекта; отсутствием системного подхода в понимании наркомании как явления в медицине и психологии; недостаточной разработанностью педагогического аспекта профилактической работы. [2]
В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть. [3]
Проблема наркотизации населения обусловливает необходимость: разработки и внедрение программ повышения квалификации для всех специалистов образовательного учреждения, включающих в свою профессиональную деятельность вопросы профилактики наркозависимости, проблемы антинаркотического образования детей и подростков, медицинских работников, деятелей культуры, социальных работников, журналистов, волонтеров и др.;
создание учебно-методического комплекса (УМК) по вопросам антинаркотического образования (учебные пособия, пособия для учителей, психологов, социальных педагогов, родителей, образовательные программы, компьютерные программы антинаркотического образования, видео продукция и др.);
создание психолого-педагогических условий для становления антинаркотической образовательной среды (психологический климат, система отношений между детьми и учителями, студентами и преподавателями доверие друг к другу и др.) в образовательном учреждении.
С 2004 года в Институте дополнительного профессионального образования КГТУ реализуются программы повышения квалификации по темам антинаркотического образования: «Вопросы профилактики наркотизации в молодежной среде», «Информационные технологии против наркотиков», «Использование антинаркотических Интернет-ресурсов в работе с пользователями библиотечных фондов».
Учебные программы для повышения профессионализма организаторов профилактической антинаркотической работы в образовательной среде разработанные ИДПО КГТУ явились весьма актуальными и востребованными. Для организации учебного процесса преподавателями используется компьютерная, фото- и видеотехника, оборудованный компьютерный класс. Содержание программ охватывает психологические, педагогические и информационно-аналитические аспекты проблемы, а так же знакомит участников учебного процесса с тем, как уменьшить ущерб общественному здоровью от наркотиков, табака и алкоголя, с использованием Интернет-ресурсов.
Учебная программа (вариант)
«Вопросы профилактики наркотизации в молодежной среде»
для преподавателей школ ( 20 ч.)

Био-, психосоциальный подход к формированию здорового образа жизни (2 ч.), Карпов Анатолий Михайлович, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, профессор.
Наркопрофилактика в молодежной среде (4 ч.), Салагаев Александр Леонидович, зав. кафедрой социально-политической конфликтологии КГТУ (КХТИ), профессор.
Современные подходы к профилактике наркомании (2 ч), Криницкий Степан Матвеевич, заместитель главного врача по детской наркологии Республиканского наркологического диспансера.
Вопросы профилактики наркомании и аутоагрессии в молодежной среде (2 ч.), Герасимова Вера Вадимовна, заместитель директора МОУ «Школьный центр психолого-медикосоциального сопровождения «Ресурс»
Психолого-педагогическая помощь в профилактике наркозависимости, алкоголизации и табакокурения в учреждениях системы образования (2 ч.), Ломтьева Ольга Анатольевна, педагог-психолог Республиканского центра «Зеркало».
Некоторые вопросы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан (2 часа), Фирсова Марина Изильевна, главный эксперт ОМВП Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан.
Методологические и методические подходы к организации ранней профилактики наркотизации в школьных коллективах (2 часа), Исламова Нина Николаевна, директор Республиканского центра социально-психологической помощи населению.
«Методика «Подход жизненных ситуаций в профилактике табачных, алкогольных, наркотических проблем» и другие формы активного участия подростков в профилактической деятельности» (2 часа), Ананьева Галина Анатольевна, директор центра профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор», руководитель Казанского общественного фонда «Выбор».
«Элементы системы профилактики табачных, алкогольных и наркотических проблем: политика школы (опыт Германии), включение профилактических аспектов в преподавание истории и литературы, календарь профилктических дат, развитие молодежной инициативы, полезные ресурсы Интернета» (2 часа), Ананьева Галина Анатольевна, директор центра профилактики алкогольной и наркотической зависимости “Выбор”, руководитель Казанского общественного фонда “Выбор”.
Участники курсов повышения квалификации с большим интересом прослушали лекции заведующего кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии КГМА, д.м.н., профессора А.М.Карпова, В лекции «Био-, психосоциальный подход к формированию здорового образа жизни» он отметил: «Мы предлагаем новую стратегию профилактики наркомании, не имеющую аналогов в мировом опыте – добровольный отказ от их применения, основанный на разумном эгоизме, на любви к самому себе. Ресурс эгоизма и интеллекта у современных людей неисчерпаем, на него вполне можно опереться. Этот эгоизм и интеллект можно повернуть против наркотиков. Если мы это сделаем, то мы проблему наркомании решим» [4].
Перед педагогами стоит сложная задача: поднять самосознание подростков до массового осуждения наркомании. Переориентировать их из статуса пассивных потенциальных потребителей наркотиков, обреченных на вымирание, в статус активных борцов с наркотизацией.
Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.
Салагаев А.Л., заведующий кафедрой социально-политической конфликтологии КГТУ (КХТИ), профессор рассказал слушателям курсов почему употребление наркотиков влечет за собой смену социального окружения и что решение попробовать наркотик – это выбор своего социального окружения и своей судьбы. Это освобождение себя от моральных обязательств перед родителями и обществом, это предательство родителей и общества.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.
Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.
Заместитель главного врача по детской наркологии Республиканского наркологического диспансера. Криницкий С.М. на примере исследований проведенных Центрами профилактики наркомании рассказал слушателям, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках.
Профилактика наркомании и наркотизма предполагает активное выявление очагов наркотизации. Подростки чаще всего потребляют наркотики в группе. Поэтому врач, выявивший тем или иным путем случай наркотизма, а тем более наркомании, обязан попытаться обследовать ту микросреду, в которой находится в настоящее время данный пациент. Следует помнить, что среди подростков чрезвычайно сильны представления о групповой солидарности, поэтому не приходится рассчитывать на получение соответствующей информации от самого обследуемого. Здесь должен быть использован метод фронтального обследования ближайшего окружения вновь выявленного потребителя наркотиков (класс, группа, сверстники-соседи) велика в этом обследовании роль педагога.
Проблема профилактики потребления психоактивных веществ на современном этапе должна решаться высококвалифицированными, профессионально подготовленными кадрами, способными применять новейшие, в том числе и компьютерные технологии. Слушателями курсов были едины во мнении, что блок учебной программы, который посвящен использованию полезных ресурсов Интернета, значительно расширяет возможности педагога в работе по профилактики наркомании. Каждый обучаемый обеспечивается методическими материалами на «бумажных» носителях и на СD, которые призваны облегчить его самостоятельную работу и после завершения курсов.
Необходимо обратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у подростков и даже побудить их к употреблению наркотических средств.
Таким образом, антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний, формированию которых в определенной степени и призвана помочь данная учебная программа.
Институтом дополнительного профессионального образования КГТУ были разработаны и проведены аналогичные программы для преподавателей вузов, ссузов, медицинских работников, работников библиотек, волонтеров, деятелей культуры, журналистов и социальных работников.
Так учебная программа для методистов по библиотечному фонду органов управления образованием республики «Использование антинаркотических Интернет-ресурсов в работе с пользователями библиотечных фондов» получила диплом победителя Республиканского конкурса программ по профилактики наркотизации населения и формированию здорового образа жизни, который организовала Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Управления по Республики Татарстан, а также получила высокую оценку и благодатность от руководства ИПКРО РТ.
Таким образом, мы считаем, что высшие учебные заведения, особенно специализирующиеся в сфере социальной работы, в рамках дополнительного профессионального образования могли бы стать центрами подготовки не только высококлассных специалистов по профилактике наркомании, но и ведущими научными центрами, аккумулирующими теоретические и практические находки в этой области.

Литература:
1. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. 2000. N 7. с. 43 - 48.
2. Проблема распространения и профилактики наркомании среди детей, подростков, молодежи в Российской Федерации //О мерах по предупреждению распространения в России наркомании среди детей и подростков: Материалы к парламентским слушаниям. М., Госдума, 21 мая 2001 г
3. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание // Н.С. Курек; Научно-исследовательский институт наркологии Министерства
здравоохранения РФ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 220 с)
4. Карпов А.М. Самозащита от наркомании //Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании – Казань: «ДАС», 2001


15