Методическая разработка на тему Инструкционные карты практических работ по курсу эеономической и социальной географии мира. 12 кл.


ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ I – III ступеней № 19
МОН ДНР.
ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по курсу социальной и экономической географии мира.
(11 – 12 кл.)
Составил:
ИВАНОВ М. М.
учитель географии,
учитель высшей квалификационной категории,
методист.
Консультант:
КОЗИНЕЦ Р. В.
заместитель директора по учебной работе,
учитель высшей квалификационной категории,
учитель – методист.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,
Наряду с формированием традиционных географических знаний, умений и навыков в коррекционной школе, особый акцент обращается на проверку сформированности географических предметных компетенций:
- умение анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять географические знания и умения в жизненных ситуациях.
К предметным географическим компетенциям относятся:
- умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решимы средствами географии,
- владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение «читать» географическую карту, подбирать информацию с разных источников географических знаний, выбирать основное, главное,
- умение привязывать информацию к конкретному месту в ходе выполнения работ,
- умение проанализировать собранную информацию, сформулировать вывод,
- умение выделить географическую информацию, необходимую для решения предложенной проблемы.
По предмету «География» рабочей программой контрольных работ не предусмотрено, имеют место выполнение практических работ, зачётных работ, проверочные тесты.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений и навыков в ходе их выполнения
Практические работы проводятся для достижения задач:
= углубление, закрепление теоретических знаний;
= развитие умений практического применения теоретических знаний, самостоятельности и организованности, концентрации внимания глухими обучающимися;
= закрепление умений и навыков работы с разными источниками географических знаний, их осмысление, анализ, обобщение и использование в рамках полученных заданий.
В ходе предлагаемых тем практических работ следует обращать внимание на формирование универсальных учебных действий:
-личностные – позволяют сделать умения осмысленными, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями:
- формируют умения проявлять понимание и уважение к окружающей среде;
- страноведческие уроки формируют умения проявлять внимание, понимание, уважение к ценностям культуры других народов, что способствуют формированию у глухих учащихся положительного отношения к процессу познания,
- на основе географического материала развивать письменную и устную речь обучающихся с нарушением слуха,
- закреплять навыки инициативы, творческого подхода к выполнению заданий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема: виды условных обозначений на географической карте.
ЗАДАНИЯ.
1.Выписать …….. знаков условных обозначений и дать им определения.
Заполнить таблицу.

Условное обозначение Определение
Горы, (цвет, высоты). Высоко поднятая местность над равниной.
2.На физической карте Евразии (в европейской части) найти, выписать и обозначить на контурной карте названия горных систем, морей, рек, озёр, островов, полуостровов.
Заполнить таблицу.
Географический объект Название географического объекта
1.Горы Альпы, Пиренеи, Скандинавские, Кавказские, Карпатские…
2.Моря Чёрное, Азовское, Балтийское….

3.На физической карте Евразии (в азиатской части) найти, внести в таблицу, обозначить на контурной карте горные системы и их высочайшие вершины, реки, озёра, пустыни, острова, полуострова…
Заполнить таблицу.
Географический объект Название географического объекта
Г. 8848. Гора Джомолунгма (Эверест), Гималаи.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ.
Физическую карту Евразии, контурные карты, таблицы, словари, учебники, тетради…
РЕКОМЕНДАЦИИ.
- работу выполнять 20 минут,
- затрудняешься ответить, переходи к другому заданию,
- не мешай товарищу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.В ходе выполнения заданий запоминайте условные обозначения, географические объекты, их названия, место их расположения, чтобы на последующих уроках быстро находить нужные объекты на картах.
2.Я думаю, что вы выполните все задания и получите хорошие отметки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Виды природных ресурсов и их размещение по материкам.
ЗАДАНИЕ.
1.Отметить на контурных картах виды полезных ископаемых, других природных ресурсов Евразии, Африки, Северной Америки, Южной Америки, Австралии. Записать названия полезных ископаемых.
1.== Полезные ископаемые:
-------- топливные:
-------- рудные:
-------- нерудные:
2.Лесные, почвенные ресурсы.
3. Климатические ресурсы, ресурсы пресной воды.
4. Рекреационные ресурсы.
ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ ВАМ ПОМОГУТ:
Тематические карты атласа, текст учебника, словари, энциклопедия…
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ:
--- выполнение работы делится на два урока:
на первом уроке выполнить первый и второй пункты;
на втором уроке – 3 – 4 задания.
НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ – 20 минут.
Названия и пояснения на полях карты должны быть для каждого используемого символа.
ПОДГОТОВИТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС.
Какими природными ресурсами богата Антарктида? Может ли человечество ими пользаваться7
ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ ЭТУ РАБОТУ?
Выполняя эту работу, вы запомните расположение крупнейших бассейнов разнообразных полезных ископаемых, других природных ресурсов на Земле, что поможет вам в дальнейшем идентифицировать уровень ресурсообеспеченности регионов, отдельных стран мира.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Характеристика политико – географического положения государства.
ЗАДАНИЯ.
1.Определить положение страны на материке.. На контурной карте обозначить границы государства, столицу, крупные города.
2.По политической карте определить страны – соседи, которые граничат с этим государством.
Обозначить их на контурной карте.
3. Определите очаги военных действий в данном регионе.
Обозначить эти очаги на контурной карте.
4. Запишите вывод п влиянии политико – географического положения на развитие этой страны.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ.
----Физическую и экономическую карты атласа, контурные карты, географический словарь, конспект в тетради.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
-----Работу выполнять 15 минут
------контурные карты заполнять аккуратно.
ДОТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ.
Политическая карта – это…..
Выполняя эту работу, вы сможете понять, как влияет на развитие экономики страны окружение стран, события, происходящие в регионе.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД о политической ситуации, которая образовалась в данный момент и как это повлияет на экономику страны?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Описание экономико – географического положения страны.
ЗАДАНИЯ.
1.Где расположено государство?
2.Граничит с …
3.Оценка ресурсной базы экономики государства:
----минеральные ресурсы;
----лесные ресурсы;
----водные и земельные ресурсы.
4.Характеристика отраслевой специализации.
5.Седбское хозяйство.
6.Транспорт.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
В ходе выполнения работы пользуйтесь тематическими картами атласа, текстом учебника, справочником, словарём, конспектом…
Работу выполнять 30 минут.
Подготовить сообщение о том, какие задания выполнили быстро, а какие задания были трудными и почему?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Характеристика экономико – географического положения государства.
ЗАДАНИЕ.
По предложенному алгоритму написать характеристику страны, используя тематические карты атласа, тексты, справочники…
1.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (площадь страны, протяжённость границ, координаты крайних точек, наличие выхода к морю, страны- соседи, материк, часть света).
Вывод. (Общая оценка выгодности географического положения страны).
2.ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕНОСТИ ТЕРРИТОРИИ (климат, рельеф, почвы, внутренние воды, органический мир).
Вывод. (Определить степень ресурсообеспечения государства).
3.СТОЛИЦА, административно – территориальное устройство, города.
4.НАСЕЛЕНИЕ. Общая численность, плотность, размещение, этнический, религиозный, языковый состав.
5.ИНДУСТРИЯ СТРАНЫ. Основная специализация в международном разделении труда, ведущие отрасли промышленности, уровень развития сельского хозяйства, торговые связи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Описание двух стран в сравнении.
ЗАДАНИЯ,
1.Используя тематические карты атласа, настенную экономическую карту, текст, словари, статистическую информацию, заполнить таблицу «Сравнительное описание двух стран».
2.Записать выводы.
ТАБЛИЦА.
Название государства План Название страны
1.Название страны.
2.Столица государства.
3.Площадь страны.
4.Численность населения. 5.Положение государства на материке.
6.Положение страны в части света.
7Положение страны относительно условных линий (экватор, нулевой меридиан, тропики…).
8.Положение в климатическом поясе, областях климата.
9.Положение относительно крупных форм рельефа.
10. Положение в природной зоне. 11.Омыающие моря и океаны. 12.Соседние страны. 13.Специализация промышленности.
14.Специализация сельского хозяйства. 15 Природоохранные территории. 16.Экономические связи.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Выбрать для сравнения страны:
=Германия – Италия,
=Великобритания – Франция,
= Германия – Великобритания,
= Франция – Италия.
2. ПУНКТЫ: 1,2,12 – 17 выполнить в классе,
ПУНКТЫ: с 3 по 11 выполнить дома.
3.На выполнение заданий 30 минут.
4.Географические объекты обозначить на контурных картах.
5. Обязательно записать выводы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Экономико – географическая специфика развитых стран США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА.
В чём проявляется экономико – географическая специфика изученных развитых стран?
Государства Специфика стран.
США Япония Германия Великобритания Франция Италия Канада ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ.
На основе изученного материала составляете краткий конспект, объясните и запишите экономико – географическую специфику изученных стран.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема. Внутренние различия США.
ЗАДАНИЕ.
1.Ответить на вопросы.
1. Со скольких частей состоит территория США?
ОТВЕТ. Площадь США – 9 409 тыс. кв. км. В состав США входят 50 штатов и федеральный (столичный)округ Колумбия. Территория состоит из трёх частей:
1.Основная – расположена в центре материка Северная Америка, между Канадой и Мексикой; это 48 штатов, на которые приходится 83 % площади и 99,3% населения страны.
2.Аляска – 49-й штат, расположен на одноимённом полуострове на крайнем северо-западе материка.
3.Гавайские острова – 50 – й штат, расположен в центральной части Тихого океана.
2.Что способствовало интенсивному развитию хозяйства США?
Ответ. Экономико – географическое положение США способствовало интенсивному развитию хозяйства. Велико значение морских границ (30 тыс. км.), через которые проходит ¾ внешнего оборота страны. Обладает всеми природными предпосылками для развития многоотраслевого хозяйства. Хозяйство производит 25% мировой продукции. По территориальным признакам США делятся на три больших района: Север, Юг, Запад, которые, в свою очередь, из экономически развитых районов.
ЗАДАНИЕ.
Заполнить третью графу «Особенности развития» таблицы «Внутренние отличия США».
РЕКОМЕНДАЦИИ.
= Для выполнения работы нужно использовать экономическую карту США, текст учебника, справочник…

№ п/п Районы и их территории Особенности развития (предположительные ответы).
1. СЕВЕР
а. Атлантическое побережье.
б .Приозёрье.
в. Земли на запад от Миссисипи. На него приходится 2% площади США, 1/5 населения и ¼ промышленной продукции. Высоко развита непроизводственная сфера имногоотраслевое промышленное производство.
Приходится ¼ промышленной продукции США. Преобладают металлургия, производство горных и строительных машин, сельхозтехники, автомобилей, пищевых продуктов.
Это «хлебное сердце» страны – типичная фермерская Америка. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, корма и крупный рогатый скот.
2. ЮГ (южноатлантические штаты, Юго – Восточный центр, Юго – Западный центр). Развитое земледелие 9соя, арахис, рис, сахарный тростник, овощи, фрукты, хлопчатник, табак), животноводство (пастбищное скотоводство, бройлерное птицеводство), промышленное лесничество. Добывается нефть, природный газ и уголь. Мощный энергетический комплекс бассейна реки Теннесси. Даллас, Форт – Уэрт, Атланта – центры авиаракетной промышленности.
3. ЗАПАД.
а. горные штаты
б. тихоокеанские штаты
в. Аляска

г. Гавайские острова
На них приходится 28% площади и 5% населения. Преобладают традиционные отрасли: пастбищное скотоводство, орошение и оазисное земледелие, добыча руд и производство цветных металлов. Возникли новые отрасли- наукоёмкое (электроника), военные (производство ракет, атомных бомб), туризм.

Здесь сосредоточено более 2/3запасов древесины, крупные гидроресурсы, 4/5 занимают горы и пустыни, Богатство Калифорнии – сухие субтропики средиземноморского типа. Развиты самолётостроение, кинематография, консервная и винодельческая промышленность, производство точной вычислительной техники и средств связи, авиационно – космической техники, военных вооружений, а также овощей и фруктов.
Площадь – 1,5 млн. кв. км., население – 650 тыс чел. Богатые природные ресурсы: рыбные, лесные, полезные ископаемые, гидроэнергетические. Добывается нефть, развивается туризм.
Преобладает туристический бизнес и тропическое земледелие.

РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.СЕВЕР. Пункт а- подан, как образец выполнения практической работы.
Пункты б, в- фронтальная работа.
2.ЮГ. Самостоятельная работа в классе.
3.ЗАПАД. Пункты: а, б, в и г выполнять в паре.
1.Домашнее задание. Записать вывод, закончив предложения:
А. В международном разделении труда…. (США выделяются внешнеэкономическими связями. В экспорте преобладает наукоёмкие и высокотехнологические товары и услуги, а в импорте – потребительские товары и энергоносители: руды хрома, кобальта, стронция, алюминия, а также графит, слюда, алмазы…
Б. Главные торговые партнёры … (ЯПОНИЯ, КАНАДА, ГЕРМАЕИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, КИТАЙ…).