Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» (разработана на основе программы В.С. Кузина) 6 класс


Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено: на заседании
ШМО учителей технологии
Протокол №__от ___2014 г.
Гомзякова Е.А.
_______________________
Согласовано:
заместитель
директора по УВР
Иваненко Е.В.
_______________
Утверждаю: директор
МБОУ СОШ №1
Иванцова И.Г.
________________
Приказ №
от .08.2014.
Изобразительное искусство
(рабочая программа для 6 класса на 2014-2015 год,
разработана на основе программы: В.С. Кузин)
Составила
Сивеня С.Г.,
Учитель технологии,
ИЗО.
I К.К.
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство»
(разработана на основе программы В.С. Кузина) 6 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897; Примерной программы по учебным предметам; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676; учебного плана МБОУ СОШ № 1, утвержденного 31.08.2013 года приказом директора № 150 – п.
Она конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников первой ступени. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1 (утверждена: 31.08.2013 года приказом директора № 149 –П) и Программы развития ОУ.
Программа содержит распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 1, цели его изучения; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся к концу 6 класса.
Данная рабочая программа по направлению «Изобразительное искусство 6 класс» разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ. Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией В.С. Кузина.
Общая характеристика учебного предмета
Программа Изобразительное искусство в 6 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Разработанная программа предусматривает проведение: практических работ - 32; бесед – 1, тренировочных упражнений - 3.
Цели и задачи
Одной из самых главных целей преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
● воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
● освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
● знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
● овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
● формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
●овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
● развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы вложены:
● тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
● единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;
● система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
● система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
● соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся среднего звена.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлена:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа составлена с учетом плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 6
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство в 6 классе» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
- изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания;
- конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Специфика программы:
Программа «Изобразительное искусство в 6 классе» построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей обучающихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение обучающимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Обучающийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Основное содержание обучения, 6-м классе
(1 час в неделю, 35 часов)
Раздел (тема) Кол-во часов
Язык изобразительного искусства и художественный образ 3
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт 2
Жанры изобразительного искусства. Особенности пейзажа 1
Особенности анималистического жанра изобразительного искусства 3
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека 5
Современная графика и ее разновидности 2
Особенности натюрморта 2
Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура 2
Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства 3
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве 1
Орнамент как основа декоративного украшения 1
Создание иллюстраций к литературным произведениям 2
Художественный образ и выразительные средства графики 2
Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства 1
Художественный образ и выразительные средства графики 1
Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета 2
Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта 1
Итого: 34

Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Рабочая программа содержит в себе 4 раздела:
«Рисование с натуры»,
«Тематическое рисование»,
«Беседы»
«Тренировочные упражнения».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, по представлению, по памяти – живопись, рисунок)
Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники),
Наблюдение за видимым миром (беседа о перспективе).
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Содержание занятий.
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварите- льным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передана характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).
Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.
Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.
Декоративная работа
Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном искусстве как специфическом народного творчества в системе культуры.
Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.
Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно- прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.
Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основными темами бесед являются:
- картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М. Врубеля; образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;
красота пейзажа в русской живописи;
-натюрморт в русской и советской живописи;
- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге - величайшие творения русских зодчих;
- красота спорта в изобразительном искусстве.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе, отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
в ценностно-ориентированной сфере:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
принятие мультикультурной картины современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
в трудовой сфере;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере;
умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
в познавательной сфере;
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно - выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
в ценностно – ориентационной сфере:
формировать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во сем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
организовать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
развивать художественное мышление вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового).
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Универсальные учебные действия.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД:
универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД:
обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации;
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
Знания и умения
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.
учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки,эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  
                                                                       
Средства контроля
Формы контроля знаний, умений, навыков
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Изобразительное искусство» 6 класс, 34 часа
разработана на основе программы В.С. Кузина
№ урока
Наименование разделов, тем Кол-во часов Элементы
содержания Планируемые результаты УУД Образовательные ресурсы Календарные сроки
План Факт
Предметные
Метапредметные
УУД Личностные
УУД Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (7 часов)
1 Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления 1 Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции.
Задачи урока ИЗО в учебном году.
Правила безопасности труда
Научатся:
выполнять рисунок на тему «Летние впечатления» с соблюдением основных законов композиции
Получат возможность научиться:
– задачи урока ИЗО;
– принадлежности для художественного творчества;
– возможности художественных материалов;
– виды изобразительного искусства;
– основные законы композиции;
– правила безопасного поведения в кабинете ИЗО.
Познавательные:
выполнение действий по алгоритму;
использование знаково-символических средств;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 1 неделя
сентября 2 Полный цветовой круг
1 Основы цветоведения.
Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические
и ахроматические цвета
Получат возможность научиться:
– основные и составные цвета;
– теплые и холодные цвета;
– контрастные и сближенные
цвета;
– приемы смешения красок.
Научатся:
– различать цвета;
– находить новые оттенки цвета
Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
поиск и выделение необходимой информации;
выполнение действий по алгоритму;
использование знаково-символических средств;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Выражают положительное отношение к процессу к процессу познания; адекватно понимают причины успешности, неуспешности учебной деятельности; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья 2 неделя
сентября 3 Живописные
и графические упражнения
1 Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом
Получат возможность научиться:
– различные приемы работы акварельными красками;
– технику заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному;
– основные выразительные средства графики;
– технику работы карандашом.
Научатся:
– выполнять мазки разных видов;
– работать акварелью «по -сухому» и «по- влажному»;
– выполнять карандашом штриховку;
– выражать линией эмоции Познавательные:
моделирование и преобразование объекта;
выполнение действий по алгоритму;
использование знаково-символических средств;
Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия; выражение своих мыслей;
формулирование и аргументация своего мнения;
Личностные:
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Демонстрационный материал «Понятие о симметрии и асимметрии» 3 неделя
сентября,
4 Осенний лист, бабочка
и фрукты
1 Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живописи
Получат возможность научиться:
– понятие симметрия;
– симметричные предметы и этапы их рисования;
– особенности симметричной композиции.
Научатся:
– определять симметричную композицию в произведениях
живописи;
– выполнять рисунки симметричных предметов акварелью и карандашом Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей,
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритма деятельности. Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала: учитывают выделенные ориентиры действия
Личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Презентация на тему «Стили изобразительного искусства»
4 неделя
сентября
5 Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. 1.
. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень.
Возможности цвета.
Гризайль Получат возможность научиться:
– что такое натюрморт;
– роль цвета в натюрморте;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– основы цветоведения.
Научатся:
– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;
– определять натюрморты среди произведений живописи Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
нравственно-эстетическое оценивание
Личностные:
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности, неуспешности учебной деятельности; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Презентация на тему «Натюрморт» 1 неделя
октября 6 Рисование натюрморта. корзина
с овощами
1 Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения. Получат возможность научиться:
– что такое натюрморт;
– роль цвета в натюрморте;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– основы цветоведения.
Научатся:
– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;
– определять натюрморты среди произведений живописи Познавательные:
моделирование и преобразование объекта;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; использование знаково-символических средств;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задач; учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения Презентация на тему «Рисование фруктов и
овощей» 2 неделя
октября 7 В осеннем лесу, парке
1 Пейзаж как жанр живописи. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке.
Произведения живописи в жанре пейзажа
Получат возможность научиться:
– жанр изобразительного искусства – пейзаж;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– строение деревьев и кустарников;
– способы выделения сюжетного центра композиции.
Научатся:
– находить пейзажи среди произведений живописи;
– выполнять рисунок в жанре пейзажа с применением всех выразительных средств Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала
Познавательные:
моделирование и преобразование объекта;
самостоятельное создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Презентация на тему «Красота вокруг нас» 3неделя
октября 8 Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, коша) 1 Анималистический жанр в живописи. Творчество художников-анималистов: Е. И. Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др. сравнительный анализ анатомии животных
Получат возможность научиться:
– жанр изобразительного искусства – анимализм;
– строение тела животных;
– творчество художников-анималистов.
Научатся:
– анализировать форму частей тела животных;
– выполнять наброски животного Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения.
Познавательные:
моделирование и преобразование объекта.
самостоятельное создание алгоритма деятельности. Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
выражают положительное отношение к процессу познания; 4 неделя
октября
9 На морском дне
1 Анатомическое строение, цветовая окраска. Пространственное положение тела морских животных
Получат возможность научиться:
– анатомическое строение тела морских животных, их окраску;
– технику работы акварелью.
Научатся:
– анализировать форму тела животных;
– выполнять рисунок морского животного Познавательные:
моделирование и преобразование объекта;
выполнение действий по алгоритму;
Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия;
выражение своих мыслей;
формулирование и аргументация своего мнения.
Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 2 неделя
ноября
10 Невиданный зверь
1 Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа
жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника
Получат возможность научиться:
– части тела реальных животных;
– этапы рисования животного;
– понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника.
Научатся: придумать и выполнить рисунок фантастического животного Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе Проявляют доброжелательность и эмоцианально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им 3 неделя
ноября
11 Наброски
с куклы-игрушки
1 Пропорции и конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека) Получат возможность научиться:
– сходство и различие фигур куклы и человека;
– пропорции куклы.
Научатся:
– строить композицию рисунка;
– выполнять набросок с куклы-игрушки Познавательные:
анализ, сравнение,
поиск и выделение необходимой информации,
выполнение действий по алгоритму,
использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; 4 неделя
ноября
12 Портрет как жанр
живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов 1 Портрет как жанр
живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая и цветовая разработка формы Получат возможность научиться:
– жанр живописи – портрет;
– пропорции тела человека;
– творчество выдающихся мастеров-портретистов.
Научатся:
– подбирать цветовое решение;
– выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритма деятельности;
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; 2 неделя декабря 13 Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой
одежде)
1 Портрет как жанр
живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая и цветовая разработка формы Получат возможность научиться:
– жанр живописи – портрет;
– пропорции тела человека;
– творчество выдающихся мастеров-портретистов.
Научатся:
– подбирать цветовое решение;
– выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей,
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Личностные:
личностные переживания.
выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности Презентация на тему «Человек» 3 неделя декабря 14 Фигура человека в движении. Спорт
1 Анатомия и пропорции тела человека.
техника аппликации, коллажа
Получат возможность научиться:
– пропорции тела человека;
– механику различных движений человеческой фигуры;
– понятия модуль, канон;
– технику аппликации, коллажа.
Научатся:
изображать фигуру человека с соблюдением анатомии и пропорций тела в технике аппликации Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей,
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала,
Личностные:
личностные переживания оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; 4 неделя декабря,
15 Две контрастные фигуры
1 Контраст в изобразительном искусстве и его разновидности
Получат возможность научиться:
– понятие контраст и его разновидности в изобразительном искусстве;
– особенности применения закона контрастов в живописи.
Научатся:
– различать цветовой, светотеневой, размерный контрасты в произведениях живописи;
– выполнять рисунок человеческих фигур с использованием закона контрастов Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей,
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задач; учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; 2 неделя
января
16 Новогодняя открытка
1 Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник при изготовлении открыток. Правила безопасной работы с ножницами и клеем
Получат возможность научиться:
– виды графики;
– выразительные средства графики;
– виды шрифтов.
Научатся:
выполнять эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка, пригласительный билет) Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств. Личностные:
личностное переживание. Коммуникативные:
выражение своих мыслей.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Проявляют доброжелательность и эмоцианально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им
адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 3 неделя
января
17 Зимние забавы, комиксы
1 Комикс как разновидность современной книжной графики. Комикс и его связь с книгой и кино
Получат возможность научиться:
– отличие книжной графики от других видов графики;
– отличительные особенности комикса.
Научатся:
придумывать и рисовать комиксы на заданную тему Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств.
. Коммуникативные:
выражение своих мыслей.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала
Личностные: личностные переживания сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 4 неделя
января
18 Мы рисуем инструменты
1 Конструкция предметов. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Постановка натюрморта Получат возможность научиться:
– законы линейной перспективы и светотени;
– технику штриха.
Научатся:
– анализировать конструкцию предметов;
– выполнять рисунок натюрморта Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств.
.Коммуникативные:
выражение своих мыслей.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; 1 неделя
Февраля, 2 неделя
февраля 19 Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и
Санкт-Петербурга
1 Архитектура как вид изобразительного искусства. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга
Получат возможность научиться:
– понятие архитектура;
– чем занимается архитектор;
– организацию внутреннего пространства Кремля;
– архитектурные памятники Санкт-Петербурга Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные:
личностные переживания Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Презентация на тему «Третьяковская галерея» 3 неделя
февраля,
20 Архитектурные памятники родного края 1 Архитектурные памятники родного края. Современная архитектура. Пейзаж и бытовой жанр. Произведения живописи в жанре пейзажа и бытовом жанре
Получат возможность научиться:
– архитектурные памятники родного края;
– особенности современной архитектуры;
– жанр пейзажа, бытовой жанр.
Научатся:
– различать картины пейзажа и бытового жанра;
– анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;
– изображать архитектурные сооружения с соблюдением законов перспективы Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 4 неделя
февраля 21 Красота народного
костюма
1 Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды Получат возможность научиться:
– понятие костюм, особенности национального костюма;
– произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме.
Научатся:
выполнять эскиз русского национального (народного) костюма Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задач; учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные:
интерес и уважение к другим народам. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; Презентация на тему «Русский костюм» 1 неделя
марта 22 Эскиз русского национального (народного) костюма
1 Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды Получат возможность научиться:
– понятие костюм, особенности национального костюма;
– произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме.
Научатся:
выполнять эскиз русского национального (народного) костюма Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей,
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми,
Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
поиск и выделение необходимой информации.
Личностные: интерес и уважение к другим народам. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; Презентация на тему «Русский костюм» 2 неделя
марта 23 Русский быт в прошлые века
1 Изобразительное искусство как кладезь знаний об истории, прошлых веках. Творчество выдающихся художников XIX века. Выбор сюжета тематической композиции
Получат возможность научиться:
– произведения художников XIX века (И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и других передвижников);
– правила композиции, перспективы, светотехники.
Научатся:
– выбирать сюжет тематической композиции;
– выполнять иллюстрации к стихотворениям поэтов-классиков XIX века Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения,
Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
самостоятельное создание алгоритма деятельности.
Личностные: личностные переживания Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 3 неделя
марта 24 Материнство
1 Тема воспевания материнства в изобразительном искусстве. Взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов. Праздники, посвященные матери. Произведения художников, воспевающих женщину-мать Получат возможность научиться:
– что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери;
– как раскрывают в своих картинах художники образ матери.
Научатся:
- выполнить рисунок в жанре портрета или бытовом жанре на тему «Материнство» Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств;
Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
планирование способов;
взаимодействия;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми;
выражение своих мыслей;
формулирование и аргументация своего мнения;
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные: личностные переживания выражают положительное отношение к процессу познания; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; 1 неделя
апреля,
2 неделя
апреля 25 Красота орнамента
1 История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека. Получат возможность научиться:
– виды орнамента;
– о связи орнамента и стиля эпохи;
– о декоре архитектурных сооружений.
Научатся:
– выполнять рисунок декоративного элемента орнамента (из гипса) со светотеневой разработкой;
– лепить элементы декора для украшения зданий Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения,
планирование способов взаимодействия,
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности Презентация на тему «Раппорт ткани».
3 неделя
апреля,
4 неделя
апреля 26 Иллюстрирование литературного произведения
1 Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.). Народные художественные промыслы
Получат возможность научиться:
– шедевры деревянного и каменного зодчества России;
– устройство крестьянского дома;
– специфику образно-символического языка внутреннего устройства дома.
Научатся:
-выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков Коммуникативные:
планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей. Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
поиск и выделение необходимой информации,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности,
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные: личностные переживания Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности 27 Иллюстрирование русской народной сказки (по желанию) 1 Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.). Народные художественные промыслы
Получат возможность научиться:
– шедевры деревянного и каменного зодчества России;
– устройство крестьянского дома;
– специфику образно-символического языка внутреннего устройства дома.
Научатся:
-выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
4 неделя
апреля 28 Космические дали
1 Космический пейзаж: реальность и фантазия. Процесс макетирования (журнал, книга, марка)
Получат возможность научиться:
– произведения живописи с изображением реального и фантастического космического пейзажа;
– цветовое и композиционное решение картин;
– первичные сведения о макетировании.
Научатся:
- выполнить макет марки на тему космоса Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритма деятельности;
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. 5 неделя
апреля 29 Выполнение эскиза поздравительной открытки ветеранам
Великой Отечественной войны. 1 Поздравительная открытка: виды оформления открыток Получат возможность научиться:
– символический язык декоративного искусства;
– правила составления композиции открытки;
Научатся:
- придумывать и выполнять эскиз открытки (класса, личный и т. д.) Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные: личностные переживания оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу;
3 неделя
мая 30 Разработка герба
1 Символический язык декоративного искусства. Гербы, флаги, эмблемы. Композиция герба. Герб России. Типы орнаментальных композиций: геральдическая Получат возможность научиться:
– символический язык декоративного искусства;
– правила составления композиции герба;
– российский герб;
– формы герба;
– символичность цвета.
Научатся:
- придумывать и выполнять эскиз герба (класса, личный и т. д.) Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств.
. Коммуникативные:
выражение своих мыслей.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные:
личностные переживания оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу;
4 неделя
мая 31 Разрабаты-
вать плакат на определенную тему.
1 Плакат как вид графики. Назначение и художественный язык плаката. Элементы композиции плаката Получат возможность научиться:
художественный язык плаката.
Научатся:
– использовать художественные средства выразительности для создания плаката;
– разрабатывать плакат на определенную тему Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритма деятельности;
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу;
5 неделя
мая 32 Человек и профессия. Поясной портрет 1 Портрет как жанр живописи. Пропорции лица. Мимика. Анатомическое строение тела человека. Произведения живописи художников-портретистов Получат возможность научиться:
– жанр портрета;
– виды портрета (поясной бюст и т. д.).
Научатся:
- изображать человека определенной профессии, используя живописно-пластические средства в решении образа Познавательные:
моделирование и преобразование объекта,
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Презентация на тему «Человек» 33 Портрет-шутка
1 Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж
Получат возможность научиться:
– особенности карикатуры,
шаржа;
– пропорции и мимику лица.
Научатся:
- составить и нарисовать шуточный портрет Познавательные:
анализ, синтез, сравнение;
использование знаково-символических средств.
. Коммуникативные:
выражение своих мыслей.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Личностные: личностные переживания выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
34 Весенний букет
1 Произведения изобразительного искусства (натюрморты с цветами). Красота лесных и садовых цветов.
Зрительное равновесие форм, цвета, ритма Получат возможность научиться:
– отдельные произведения живописи;
– правила постановки натюрморта с цветами;
– законы перспективы, цвета и цветового контраста, светотени.
Научатся:
- выполнять рисунок – натюрморт с цветами Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритма деятельности;
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Презентация на тему «Рисование цветов» МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
.
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое
кол-во Есть в наличии
Необходимо приобрести
ОШ 1 2 3
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» Д + 2. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству Д + 3. Авторские программы по изобразительному искусству Д + 4.
Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
К +
Учебники по изобразительному искусству автор: В.С. Кузин К -
5.
Рабочие тетради
автор: В.С. Кузин
К -
6.
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) автор: В.С. Кузин
Д + 7.
Методические журналы по искусству
Д -
8. Учебно-наглядные пособия
Ф
Д + -
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства Д -
9. Энциклопедии по искусству, справочные пособия Д -
10. Альбомы по искусству Д -
11. Книги о художниках и художественных музеях Д + -
12. Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры Ф -
13. Словарь искусствоведческих терминов П -
2. Печатные пособия
14. Портреты русских и зарубежных художников Д -
15. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Д -
16. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Д -
17. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Д -
18. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Д + -
19. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте К -
3. Информационно-коммуникационные средства
20. Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники Д -
21. Электронные библиотеки по искусству Д -
22. Игровые художественные компьютерные программы 23. Музыкальный центр
Д -
24. DVD-проигрыватели Д -
25. Телевизор -
26. Видеомагнитофон Д -
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением Д -
27. Слайд проектор Д -
28. Мультимедиа проектор Д -
29. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций Д -
30. Экран (на штативе или навесной) Д -
31. Фотоаппарат П -
32. Видеокамера Д -
33. Графический планшет Д -
5. Экранно-звуковые пособия
34. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям Д -
35. Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям Д -
36.
Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников
Д -
37. Мольберты К -
Настольные скульптурные станки К -
38. Комплекты резцов для линогравюры К -
39. Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений Ф -
40. Краски акварельные К -
41. Краски гуашевые К -
42. Краска офортная П -
43. Валик для накатывания офортной краски П -
44. Тушь К -
45. Ручки с перьями К -
46. Бумага А3, А4 К -
47. Бумага цветная К -
48. Фломастеры К -
49. Восковые мелки К -
50. Пастель Ф -
51. Сангина К -
52. Уголь К -
53. Кисти беличьи № 5, 10, 20 К -
54. Кисти щетина № 3, 10, 13 К -
55. Емкости для воды К + 56. Стеки (набор) К -
57. Пластилин / глина К -
58. Клей Ф -
59. Ножницы К -
60. Рамы для оформления работ К -
61. Подставки для натуры П +
62. Муляжи фруктов (комплект) Д -
63. Муляжи овощей (комплект) Д -
64. Гербарии Ф -
65. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Д -
66. Гипсовые геометрические тела Д -
67. Гипсовые орнаменты Д -
68. Маски античных голов Д -
69. Античные головы Д -
70. Обрубовочная голова Д -
71. Модуль фигуры человека П -
72. Капители Д -
73. Керамические изделия (вазы, кринки и др.) П -
74. Драпировки П + -
75. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) П + -
76. Конструкторы Ф 77. Театральные куклы Д -
78. Маски Д -
79. Столы рисовальные К -
80. Стулья К + 81. Стулья брезентовые складные К -
82. Стеллажи для книг и оборудования Д + 83. Мебель для проекционного оборудования Д -
84. Мебель для хранения таблиц и плакатов. Д + Перечень учебно-методических средств обучения
УМК
Для реализации рабочей программы используется методический комплект, включающий:
Список литературы
Для учителя
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – 2-е изд., В.С. Кузин 2000,288с.
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина/ сост. О.В. Павлова. – Волгоград: учитель, 2008. – 365с.
Дополнительная литература для учителя
Великие художники. Леонардо да Винчи. Изд.»Директ –Медиа», 2009.
Локрина Т. «Композиция с берестой» - М.: Издательский дом «Ниола 21 век», 2005.
Презентации по предмету
Краски осени.
Осенний лес.
Серебряный век.
Стили изобразительного искусства.