Технологическая карта по русскому языку на тему: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс4 Предметрусский языкТип урокаурок открытия нового знания
ТЕМАПонятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Цели (для учителя)
Образовательные: овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение»; первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Развивающие: развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, обобщения.
Воспитательные: воспитание чувства товарищества, уважения к собеседнику.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование предстоящей работы (составлять план); оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: работа с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления; выявление сущности, особенностей объектов; развитие умения извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы; обобщение и классификация по признакам; ориентация на развороте учебника.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; оформление своих мыслей в устной форме.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с словоизменением в настоящем времени; с личными окончаниями глаголов I и II спряжения; научатся указывать спряжение глаголов по ударному личному окончанию; выделять личные окончания глаголов; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
Ресурсы (оборудование): учебник Русского языка. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 класс. 2 ч.5-е изд., перераб. - М.: 2013. - 144с.; Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с; тетради, ручки.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы. Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. Фронтальная
Словесный метод.
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня наш урок начнем с высказывания Ральфа Эмерсона, американского поэта, философа: «Язык – город, на строительство которого каждый человек принёс свой камень».
– Как понимаете эти строки? (Ответы детей)
– Найдите в высказывании часть речи, которую вы изучали на предыдущих уроках. (Глагол)
– Как вы думаете, все ли мы уже знаем о глаголе? (Ответы детей)
– Хотите открыть новые тайны русского языка? (Да) Приветствую учеников.
Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Проверяю готовность обучающихся к уроку.
Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. Личностные УУД: 1. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
2. Умение слушать и понимать речь других
II. Актуализация знаний (5-7 мин)
Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее. Фронтальная
Индивидуальная
Словесный метод – опрос.
Практический метод – устный рассказ.
1. Минутка чистописания
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение пройденного.
– Начнём наш урок с минутки чистописания. Запишите в своих тетрадях, отступив 2 строчки от предыдущей работы, «число», «Классная работа»
(На доске записан образец написания букв и буквосочетаний)
«П п» - 1 строчка;
«пр, сл» - 1 строчка.
– Дома вам предстояло подготовить устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе» по составленному плану с включением примеров из домашнего задания, которое вы дома подготовили, а именно: вы подбирали предложения из учебника по литературному чтению, где глагол был бы употреблён в формах настоящего, прошедшего и будущего времени и выполнить с одним из глаголов морфологический разбор. Это вы дома подготовили? (Да)
– Есть желающие выступить со своими рассказами?
– А остальные могут про себя закончить предложения, которые находятся на слайде. (Слайд 2)
(После 1–2 выступлений даётся самооценка.)
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Итак, молодцы, теперь проверим ребят, как они вас слушали и могут ли закончить предложения.
– Глагол – это часть речи, которая что обозначает? (Действие)
– А отвечает на какие вопросы? (Что делать? Что сделать?)
– В предложениях глагол чем чаще всего является? (Сказуемым)
– А какие вопросы имеет неопределённая форма? (Что делать? Что сделать?)
– Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме? (ти, ть, чь)
– Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам и родам)
– Как мы пишем глаголы с частицей не? (Раздельно) Организую минутку чистописания, просматриваю как дети справляются с чистописанием.
Организую условия для проверки домашней работы; провожу опрос по повторению материала
Двенадцатое марта.
Классная работа.
Записывают буквы и буквосочетания по образцу.
1-2 учащихся выступают со своими рассказами о глаголе.
Заканчивают предложения.
Познавательные УУД:
1. Работать с информацией, представленной в разных формах.
2. Формирование логического мышления.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД:
1. Осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить.
2. Осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
2. Умение слушать и понимать речь других.
III. Постановка темы и определение целей урока (2-3 мин.)
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
Фронтальная
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – красочный учебный материал.
– Ребята, напомните мне что такое склонение? (Ответы детей)
– Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.
– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается? (Глаголы не изменяются по падежам.)
– Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)
– Откройте страницу 75 и прочитайте название параграфа.
– Как вы понимаете значение слова словоизменение? (Ответы детей)
– А что такое словообразование? (Образование новых слов)
– В чём отличие между этими понятиями? (При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.)
– Предположите, что же изменяется при словоизменении глаголов. (Какие-то признаки глагола.)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.) Организую, условия для самостоятельного определения темы урока детьми. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, приводят примеры.
Формулируют тему урока. Познавательные УУД:
1.Развиваем умения извлекать информацию иллюстраций.
Регулятивные УУД:
1.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные УУД:
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Первичное усвоение новых знаний (7-10 мин)
Цель: познакомить учащихся с новым понятием – спряжение. Фронтальная
Индивидуальная Словесный метод – беседа, чтение.
Наглядный метод –иллюстрации в учебнике, записи на доске.
Практический метод – работа в учебнике, наблюдение, самостоятельная работа.
1. Введение понятия спряжение.
2. Проверка закономерности.
3. Самостоятельная работа с изменением форм глаголов сочинить и спасти. – Посмотрите на упражнение 247.
– Рассмотрите формы глагола идти. В каком времени стоит глагол? (Настоящем)
– Как изменяется глагол в настоящем времени? (По лицам и числам)
– Что значит личное окончание? (Это окончание в глаголах, которые меняются по лицам)
– Кто желает выйти к доске и изменить глагол идти, стоять по лицам и числам, как в образце.
(Формы глаголов идти, стоять записываются 2-мя учениками на доске, выделяются личные окончания и сравниваются.)
– Посмотрите на личные окончания слова идти и слова стоять, какие различия вы видите? (Ответы детей)
– Сделайте вывод о характере окончаний. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице, и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)
– Прочитайте задание упражнения 248. Что нам нужно здесь сделать? (Изменить по лицам и числам в настоящем или будущем времени глаголы говорить, сочинить, спасти, нести)
– Давайте, вместе попробуем выполнить на доске изменение двух глаголов: говорить, нести. Вы мне диктуете, я записываю на доске, а вы в своих тетрадях. Договорились? Только не выкрикиваем, а поднимаем руки!
– Итак: в первом лице в единственном и множественном числе глагол говорить будет? (Я говорю, мы говорим) Во втором лице? (Ты говоришь, вы говорите) В третьем лице? (Он\ она\ говорит, они говорят).
– Глагол нести в первом лице в единственном и множественном числе будет? (Я несу, мы несем) Во втором лице? (Ты несешь, вы несете) В третьем лице? (Он\ она\ несет, они несут)
– Молодцы, а теперь выполните те же действия, но только самостоятельно со словами сочинить и спасти.
– Прочитайте про себя, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)
– Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)
Организую условия для введения новых знаний; провожу работу над выявлением закономерности личных окончаний у доски и индивидуально в тетрадях. Рассматривают личные окончания в учебнике, двумя учениками формы слов идти и стоять записываются на доске.
Проверяют выведенную закономерность на других глаголах коллективно.
Самостоятельно в тетрадях проверяют выведенную закономерность на других глаголах.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
V.Физкультминутка (1 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. Наглядный метод: м/м презентация, электронная физ. минутка для глаз; практический метод: глазами следят за предметами в презентации. – Теперь, немного отвлечемся, посмотрите на слайды, следите глазами за предметами. (Слайды 3-10)
Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Обучающиеся следят глазами за предметами в презентации. VI. Первичная проверка понимания (5-7 мин)
Цель: формирование первичных умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию. Фронтальная
Словестный метод – беседа.
Наглядный метод – учебник.
Практический метод – работа в учебнике, чтение.
1. Работа с определением спряжения.
2. Работа с текстом определения.
– Немного передохнули, поехали дальше!
– Прочитайте первый текст в рамке на с. 76.
– Что нового вы узнали? (Ответы детей)
– Запишите ключевое слово урока: спряжение.
– Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях?
– Назовите окончания 2-го лица ед. числа. (-ешь, -ёшь, -ишь)
– Проверьте себя, прочитав предложение 1 рядом с восклицательным знаком.
– Какая буква пишется на конце? (Мягкий знак)
– Знакома ли вам эта орфограмма? (Нет)
– Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму. (Рисуешь (2-е л., ед.ч.), молчишь (2-е л., ед.ч.) и т.д.)
– Какую роль играет в этом случае ь? (Ответы детей)
– Является ли он показателем мягкости согласного? (Нет)
– Почему? (Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.)
– Прочитайте уточнение под цифрой 2. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные).
– Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.
– Откройте страницу 77, там находится текст в рамке, сверим наши предположения с тем, что нам предлагают авторы.
– Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? (2) Как будем указывать спряжение глаголов? (Римскими цифрами: I и II.)
– Прочитайте второе предложение.
– Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов? (Ответы детей)
– Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения.
– Как определяется спряжение глагола? (По окончанию.)
– А мы ведь с вами уже определили, что окончания у глаголов или е, или и? (Да)
– Прочитайте материал для запоминания после правила.
– Когда легко определить спряжение глагола?
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
– Ребята, а как вы думаете спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола? (Постоянный)
– Почему? (Так как если глагол первого спряжения, то как бы ты его не изменял он останется глаголом в первом спряжении)
– Какой вывод можно сделать? (Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.) Организую работу с определением спряжения. Узнают, что такое спряжение и новую орфограмму – мягкий знак после ш во 2 л. ед. ч. у глаголов.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
5. Выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
VII. Первичное закрепление (5-7 мин)
Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, развитие логического мышления. Фронтальная
Индивидуальная Словесный метод – чтение, опрос.
Наглядный метод – красочный материал учебника, записи на доске.
Практический метод – работа в учебнике над упражнениями.
1. Работа в учебнике над упражнением 250 у доски цепочкой
2. Дополнительно задание – упражнение 251.
– Хорошо, а теперь, чтобы закрепить понятие о спряжение, которое вы сегодня узнали, выполним упражнение 250.
– Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (Списать, выделить окончания глаголов и определить спряжение.)
– Первые два слова я разберу вместе с вами, а потом по цепочке будите выходить и делать аналогичные действия. И обязательно при написании комментируйте то, что записываете.
Образец записи:
42481593408517443457435850084899573406000243459054356010585455435600192976538163536766537909513106402076451344295381000065849538735Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II), трещат кузнечики (II), свистят синицы (II), говорим друг с другом (II), едите овощи (II), льют дожди (I), идет снег (I), бьёте в барабан (I), шьёшь платье (I).
– Можете никого не ждать и делать у себя в тетради самостоятельно, подойдете, я проверю вашу работу. На доске записан номер следующего упражнения.
133971372583123506037782523304503595575019305586671809794170697824289175083(Дополнительное задание: упражнение 251 – трещит(2спр.), гудит (2 спр.), гнуться (1 спр.), идет (1 спр.), встает (1 спр.), идет (1 спр.))
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Все ли все делали правильно? Какие недочеты были?
– Каждый пусть подумает какую бы отметку он сам себе поставил бы. Организую выполнение упражнений на выбор, по ходу выполнения задания корректирую ответы детей объясняя причину.
Даю дополнительное задание для детей с высоким уровнем обучаемости.
Задаю вопросы для формирования самооценки.
Выполняют письменно задания к упражнениям.
Дети с высоким уровнем обучаемости выполняют дополнительное задание, упражнение, в котором нужно из текста выписать глаголы с ударными личными окончаниями, определить спряжение.
Отвечают на вопросы. Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
VIII. Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Фронтальный
Словесный метод – опрос
Практический метод – дают характеристику своей деятельности фразеологизмом.
1. Рефлексия. – Назовите ключевое слово урока. (Спряжение)
– Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени)
– Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения, какую – II спряжения? (В I спряжении – е, II спряжении – и)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня.
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами Задаю вопросы по содержанию темы. С помощью вопросов, побуждаю учеников к самооценке. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке. Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IX. Домашнее задание (1 мин)
Цель: задается для повторения, закрепления и обобщения материала дома, пройденного на уроке. Словесный метод – объяснение, пояснение – Дома, вам нужно будет выучить правила на стр. 77-78, а также предлагаю вам по желанию выбрать или задание № 3, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради, или упражнение 249 в учебнике, или сделать дома два задания. Прочитайте задания, все ли понятно? Отлично, запишите домашнее задание. Урок окончен. До свидания! Даю комментарии к домашнему заданию. Записывают домашнее задание в дневник.