Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме: «Красивые места Казахстана. Песенное наследие Абая»
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства
по теме: «Красивые места Казахстана. Песенное наследие Абая»
Класс: 3
Тип урока: интегрированный урок
Вид урока: урок-путешествие
ТДЦ:
Образовательная: познакомить с творчеством композитора Абая и художника А.Кастеева;
Развивающая: развивать умение слушать серьёзную музыку, умение критически мыслить и анализировать; развивать навыки работы с живописными материалами;
Воспитательная: воспитывать любовь к своей Родине, чувство прекрасного, любовь к искусству.
Методическое оснащение: муз.произведения Абая, образцы работ, репродукции картин А.КастееваАппаратное обеспечение: интерактивное оборудование
Литература: Учебник ИЗО и музыки 3 класс
Ход урока.
1. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
- Здравствуйте, ребята и гости! У нас сегодня необычный урок. Мы начинаем урок, на котором мы отправимся в путешествие по просторам нашей Родины.
Предлагаем вам взять с собой хорошее настроение.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Для позитивного настроя проведём небольшую разминку. (Разминка на слайде)
3. Изучение нового материала.
Сегодняшний урок у нас посвящён культурному наследию Казахстана.
Попадаем в удивительное место, где родиля великий мыслитель, писатель, акын и композитор – Абай Кунанбаев.
(Выход Абая с приветствием).
Услышав песню, млеет душа,
Умная музыка, как хороша !Разумную душу невольно влечёт.
Любите песню так же как я!
Сообщение о биографии Абая.
Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, просветитель, автор многих любимых песен, композитор.
Песни Абая - новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи, выразили новый строй мыслей и чувств.
В ауле Абая звучали песни и кюи. Такие известные деятели искусства, как Биржан – сал, Ахан- серэ и Таттимбет, часто бывали в ауле Абая, с которыми Абай проводил долгие беседы. Это были времена формирования казахской народной музыки, рассвет творчества народных музыкантов.
Абай тесно общался с высланными на казахские земли политическими заключёнными, они оказали на его мировоззрение огромное влияние. Он стал исследовать русскую литературу, читать и комментировать Л Толстого, М. Салтыкова – Щедрина, А.С. Пушкина, даже европейских и античных философов Сократа, Аристотеля и Платона.
Позже Абай познакомился с жанром романса (Семипалатинск, Омск) Гурилёва, Алябьева, Глинки.
- Музыка и в жизни , и в поэзии Абая занимала важное место. Абай создал ряд чудесных песен, вошедших в золотой фонд казахской культуры. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая быстро распространялись среди народа, превращались в любимые. Таким образом, песни его сохранились до сегодняшнего дня.
Абай не знал нотной грамоты. Его мелодии шли от сердца. Поэтому песни композитора отличаются особой лиричностью, простотой и доступностью в исполнении. Но в них очень яркие новые интонации.
Слушание «Көзімнің қарасы». С этой песней связана история наших космонавтов Токтара Аубакирова и Талгата Мусабаева.
- А сейчас мы отправимся на родину ещё одного выдающегося человека Казахстана – художника Абилхана Кастеева.
4. Сообщение о биографии А.Кастеева.
Имя Абылхана Кастеева хорошо известно даже далеким от искусства людям. Он оставил яркий след в истории казахстанского изобразительного искусства, заложив основы для будущих поколений. Но много ли мы знаем о биографии отца казахской живописи?
Абильхан Кастеев — казахский живописец и акварелист, народный художник, основоположник казахского изобразительного искусства.
Родился в ауле Чижин возле Джаркента (ныне Алматинская область).
С 1929 по 1931 годы Кастеев учился в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова (жившего тогда в Казахстане).
С детства интересовался Абылхан народным искусством. Мать будущего художника была хорошей мастерицей, изготовлявшей все необходимое для дома: здесь были четкие узоры сырмаков, мягкие, как бы приглушенные краски текеметов, красочные баскуры и бау. В ауле жизнь знаменитый ювелир, создававший разнообразные изделия из серебра, дерева и кости. Из его рук выходили нарядные серьги и браслеты, пояса, украшенные узорчатыми серебряными пластинками, кровати и седла, инкрустированные костью, и резные небольшие сундучки (кебеже), служившие посудными шкафами или буфетами. Богатство национальных узоров прекрасно сочеталось с красотой природы, подчас заставляя маленького Абылхана забывать о его трудной, полуголодной жизни.Потребность изображать окружающий мир — потребность, которая отличает творчески одаренного человека, художника, -проявилась у Абылхана очень рано. Ему хотелось воспроизвести окружающие пейзажи, животных, людей, но он не имел ни малейшего представления, как это осуществить: ведь ни он, ни его земляки никогда не видели ни одного художника, ни одной картины.
С 1934 по 1937 годы он продолжил учебу в Москве, в художественной студии им. Крупской.
Председатель Союза художников Казахстана (1954—1956).
Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4—6-го созывов.
Умер 2 ноября 1973 года, похоронен в Алмате.
Многие работы Абильхана Кастеева можно увидеть в Государственном музее искусств Республики Казахстан в Алматы.
Показ картин А.Кастеева. Анализ работ художника. Портрет Абая.
- Живопись и музыка – это различные виды искусства, которые сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека, они вызывают широкий спектр эмоций от спокойного сопереживания до бурных восторгов или полного неприятия. Часто в своих песнях Абай воспевает красоту родной природы. Слушание «Желсіз түнде жарық ай» - мелодичная песня, в которой поётся о красоте лунной ночи.
5.Физминутка.
6. Практическая деятельность.
Побывав на земле наших выдающихся личностей рассмотрев их творчество, мы сегодня создадим пейзаж родного красивого Казахстана.
Наша практическая работа будет выполнена в необычной технике – пуантилизм. Для этого вы приготовили ватные палочки, краски и баночки-непроливайки. Прокладывание фона пейзажа, определение основного цвета композиции, уточнение пропорций.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Мы возвращаемся из путешествия, в котором познакомились с удивительными и талантливыми людьми.
Что вы на уроке узнали нового? Что наиболее ярко запомнилось? Что больше всего понравилось?
8. Дом. задание. Завершение работы. Повторить слова песни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Көзімнің қарасы». Абай КунанбаевТы – зрачок глаз моих,
Пламень душ золотых.
Сердцу мук не избыть,
Столь глубок шрам от них.
И мудрец весь седой,
Покачав головой,
Скажет: «Нет, средь живых
Не встречал я такой!»
Весь в слезах я брожу
И тоской исхожу,
Жемчуг слов дорогих
Для тебя нахожу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Техника Пуантилизм
562483022860Одним из интереснейших направлений живописи является пуантилизм (от фр. pointiller — писать точками) или дивизионизм (от division — разделение). Это своеобразный художественный приём — рисовать раздельными мазками различной формы.
Автором этого метода, считается французский живописец Жордж-Пьер Сёра (1859-1891).
В поиске своего стиля в искусстве Сёра основал свою технику живописи на теории цвета и оптики. Его предположение, что смешивание различных ярких цветов, на сетчатке нашего глаза, даст «живое» изображение, подтвердилось.
Метод основан на свойстве зрения человека, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. Например, смешение чистых основных цветов — красного, зеленого и синего, в определенном соотношении, дает белый цвет, смешивая их в разных пропорциях, можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Смешение этих трех цветов и пар дополнительных цветов (красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым), воспринимается ярче, чем механическая смесь пигментов. Поэтому, метод характеризуется отказом от механического смешения красок ради оптического эффекта.
Такие картины воспринимаются зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде, при этом происходит ощущение переливов воздушной среды, вибрации воздуха.
Неоднозначно восприняло общество новую технику письма картин точками «пуантами». Когда картина Сёра «Гранд-Жатт» была впервые выставлена, она вызвала взрыв негодования, как у художников, так и у критиков, которые посчитали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника, превращал его работу в простое механическое нанесение мазков.
И только со временем стало очевидно, что подобная техника помогает создавать яркие, словно живые, насыщенные воздухом картины, в которых силуэты уже не кажутся плоскими, а приобретают энергию движения.
Хотя многие современные авторы и обращаются к пуантилистической манере письма, но в большинстве случаев, это несколько видоизмененная техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты, чаще всего, применяют смешанные краски. Такие картины можно рассматривать и с близкого расстояния.
Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства.