Сценарий литературного вечера с элементами квеста по творчеству Сергея Есенина
Сценарий литературного вечера с элементами квеста по творчеству Сергея Есенина
«Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»
С. Есенин
Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие памяти;
Задачи: показать тонкий лирический и духовный мир поэта, познакомить с жизнью и творчеством поэта; создать положительную мотивацию к урокам литературы.
Форма проведения: игровая (литературный квест)Оборудование: мультимедиасистема
Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина. Выставка книг, посвященная 120- летию С. Есенина.
Слайд 1
«Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»
С. Есенин
Ученица
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты
Слайд 2
Фотография Есенина
Годы жизни
+ музыка «За окошком месяц»
Есенин 1. (Ученик начальной школы) Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября по старому стилю, в Рязанской губернии.
Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.
Слайд3 – маленький Есенин
Сценка ( Появляются дед и бабка).
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
Слайд 4+семейная фотография, дед, бабка, мал Есенин - коллаж
Есенин 2( Старшеклассник)
Так протекло мое детство. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах.
Слайд 5
+ видеоряд, слайд - коллаж
Песня «Не жалею, не зову, не плачу»
Слайд 6 +
Видеоряд - клип
Ведущий 1
Наше мероприятие посвящается творчеству самого лиричного и, пожалуй, самого загадочного русского поэта XX века.
3 октября 2015 года Сергею Александровичу Есенину исполнилось бы 120 лет. Без поэзии Есенина невозможно представить русскую и мировую литературу и культуру. До сих пор не умолкают споры вокруг его имени. Нас тоже заинтересовал вопрос: «Каким же был Сергей Есенин при жизни?» Сегодня мы прикоснемся к тайне Есенина и постараемся найти ответ на этот вопрос.
Ведущий 2
И встреча наша сегодня будет не совсем обычной. Трем командам предстоит пройти 7 этапов квеста, посвященного жизни и творчеству Есенина. Вас, ребята ждут самые разные задания, для выполнения которых понадобятся знание биографии поэта, вопросов теории литературы.
А еще вам нужно будет проявить смекалку и проявить ваши творческие способности.
Маршрутные листы
(время на этапе – 5-10 минут;
Макс . балл - 10)
1."Цветопись в поэзии Есенина"
Ведущий :
Цветопись - способ передачи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.
Например:
Персидские мотивы
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
С.Есенин.
Его стихи как картины, а он – чудесный художник. Каждый цвет имеет свое значение.
Синий, голубой, малиновый – цвета Руси, любимой Родины.
Розовый – юность, свежесть, чистота, первая любовь.
Красный – цвет осени, увядания, краткости жизни
Ребята, я хочу проверить, как хорошо вы знаете поэзию С.А. Есенина. Перед вами несколько отрывков из произведений поэта , в которых пропущены слова, называющие цвет. Рядом на столе - полоски цветной бумаги, которые станут для вас подсказкой. Вам нужно в течение 5 минут восстановить отрывки.
Стихи:
Ключ:
Как Есенин научился плавать?
2.Художественный.
Ведущий: Ребята, мы все знаем, что поэзия Есенина отличается образностью, выразительностью, лиричностью. Наше воображение легко рисует картины, написанные художником слова. И сейчас я хочу предложить вам следующее задание:
По рисункам, по иллюстрациям назовите стихотворения Есенина. Дополнительные баллы вы можете заработать , прочитав наизусть хотя бы четверостишие из каждого произведения.
Ключ: Какую профессию должен был получить Есенин по мнению родителей?
3.Лингвистический: ( соотнесение )
Ведущий: Лазарева Лиза
Я надеюсь, ребята, что вы хорошо знаете лирику Сергея Есенина, и вам не составит труда выполнить моё задание. Определите название стихотворений по первым строчкам.
Ключ:
Кого из поэтов первым увидел Есенин в Петербурге?
4.История.
Ведущий: Романова А.
Готовясь к нашему мероприятию, вы познакомились с биографией Сергея Есенина. Мне хотелось бы , чтобы опираясь на полученные знания , вы ответили на вопросы викторины.
Ключ:
Назовите основные темы поэзии Есенина
5.Знатоки теории литературы
Ведущий: Солдатов Д
Я приветствую знатоков творчества Сергея Александровича Есенина. Этого поэта любят миллионы. Его стихи знакомы нам ещё с раннего детства. Их легко читать, легко заучивать наизусть. Кажется, они просятся к нам в сердце, чтобы остаться там навсегда.
Мне хочется, чтобы сейчас вы услышали голос великого поэта. ФОНОГРАММА
А сейчас задание: в этом же стихотворении найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор. Ещё вам нужно определить размер и рифму произведения.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
Время выполнения задания: 5 минут
Ключ:
Назовите первое стихотворение поэта
6.Шифровка.
Ведущий: Григорьева Е.
Моё задание совсем простое. Строки известного стихотворения Есенина "рассыпались" и вам предстоит в течение 5 минут собрать их в единое целое.
Ключ:
Назовите хотя бы 2 стихотворения Есенина, посвященных
животным
7.Народный
Ведущий: Волкович М., Сазыкина Е.
Есенина мы знаем как крестьянского поэта, воспевающего красоту родной природы, родного края. Он был знатоком народной поэзии. Приезжая домой после заграничных поездок, поэт любил послушать народные песни, которые пели ему мать и сестра.
В детстве он мечтал сочинять частушки. В разные периоды своего творчества Есенин не раз обращался к этому народному жанру . Сегодня я хочу предложить вам для исполнения несколько есенинских частушек.
Мы прикоснемся к времени, в котором жил и творил Сергей Есенин.
ЧАСТУШКИ
Играй, играй, гармонь моя!Сегодня тихая заря,Сегодня тихая заря, Услышит милая моя.
1916
Не хочу баранины,Потому что раненый,
Прямо в сердце раненныйХозяйкою баранины!
1922
У Европы рожа чиста,Не целуюсь с ею!Подавай имажинистуМилую Рассею!
Не ходи тропинкой склизкой,А ходи по лесенке.Если парень сядет близко,Убеги за песенки.
16
Не звени, мой милый, шпорой,А звени тальяночкой.Поцелуешь ты мне скороНа щеках две ямочки.
17
Я украшу длинну косуПурпуровой астрою.Задает мне мил вопросыИ зовет зубастою.
1923
18
Сныть-трава, трынь-траваЗдесь у каждого двора.А в Рязани лебеда,Не забыть мне никогда.
1924
Ключ:
Где похоронен Сергей Есенин?
1-й ведущий: Вот и подходит к концу наша встреча. И пока жюри подводит итоги, мы попробуем ответить на вопрос: Так каким же он был – Сергей Есенин?
2-й ведущий: Он был нежным, любящим.
1-й ведущий: Озорным, молодым.
2-й ведущий: И очень талантливым!
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды сердца не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
1-й ведущий
Мы попросили ребят прочитать любимые стихи Сергея Есенина, чтобы еще раз прикоснуться к тайне его творчества.
Стихотворение 1
Команда №1
Стихотворение 2
Команда №2
«Мне грустно на тебя смотреть»
Стихотворение 3
Команда №3
Песня
2-й ведущий:
Современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Творчество Есенина одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному.
1-й ведущий
Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь. Не любить Есенина нельзя. Он близок нам даже спустя 120 лет после его рождения. И если сегодня после нашего мероприятия хоть один из вас заинтересуется творчеством Есенина, значит, мы и вы не зря старались. Итоги квеста.
Большое спасибо за внимание!
ђЗаголовок 115