Особенности святочного рассказа Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Сценарий урока Калининой Людмилы Ивановны учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 4 г.Асино Томской области
Урок литературы с использованием ИКТ в 5-м классе по теме:
Особенности святочного рассказа Ф.Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке»
В 19 веке большую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Свое название они получили от слова «святки», т.е. святые дни от Рождества Христова до праздника Богоявления. Такие рассказы часто были наполнены ожиданием чуда. В день воспоминания о великом чуде рождения Бога во плоти, каждому хотелось увидеть чудо и в своей жизни: достижение заветной мечты (А. Куприн «Тапер»), чудесное избавление от трудной жизненной ситуации (А. Куприн «Чудесный доктор»). Святочные рассказы напоминали о том, что в этот день Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь «труждающимся и обремененным» и поэтому в этот день особенно важно проявить заботу о своих ближних: подарить праздник голодным и обездоленным (Н. Поздняков «Без елки», Н.Д. Телешов «Елка Митрича», Л. Андреев «Ангелочек», Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», А.П. Чехов «Ванька», Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»).
Цель урока: расширить круг чтения, продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа.
Задачи урока:
обучающие – познакомить обучающихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;
воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Вид урока: урок милосердия
Технология: личностно – ориентированная (групповая форма работы), ИКТ
Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; Бетховен «Лунная соната»; иллюстрации к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, рисунки ребят, ёлка с игрушками.
Ход урока:
Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” (цикл “Времена года”). Появляется слайд№1
1. Беседа по вопросам.
Учитель:
- С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?
- Каково ваше настроение перед праздником?
Сообщение обучающегося о Рождестве, слайд№2
Короткое сообщение о святках, слайд№3
Учитель:
Рождество – это дни всеобщей любви и добра.
слайд№4
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс
Слово учителя
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.
- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Учитель: В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
2. Анализ рассказа, групповая форма работы
Учитель: Сегодня мы с вами поведём разговор о рождественском рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”. Слайд №5. Мы продолжим учиться анализировать прозаическое произведение, должны будем выяснить, чем рождественский рассказ отличается от сказки и в чём его жанровые особенности.
взрослый писатель. Он автор больших и нелёгких для чтения романов. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский всегда с болью в сердце писал о детских страданиях. Для него было ясно: если страдают и плачут дети, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо устроена наша жизнь. А теперь мы переходим к обсуждению рассказа.
Раздаются задания группам, время ограничено (7 минут).
1 группа слайд №6
1.Когда происходят действия в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке»?
2. Из скольких частей состоит рассказ? О чём каждая из частей?
3.Как изменился бы смысл рассказа, если бы автор не включил первую часть?
4.Какой литературный жанр он бы напомнил?
Ответ: Слайд №7
2 группа слайд №8
Почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
Как описывается мир, в котором живут мальчишки. Выделите ключевые слова.
Как Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие слова можно выделить?
Что мешало мальчику выбраться из подвала?
Ответ: слайд №9
3 группа слайд №10
Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?
Как встречает мальчика этот неведомый мир города?
Становятся ли милосерднее, добрее накануне Рождества?
Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?
Ответ: Слайд №11
4 группа слайд №12

Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?
Какую ассоциацию вызывает это описание?
Как мальчик оказывается у Христа на ёлке?
Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделите ключевые слова.
Ответ: слайд № 13
Во время всей работы проводится взаимооценка другими группами на контрольном листе.
- Зачем автор вводит эпизод “Мальчик у Христа на ёлке”?
- Что испытывает каждый из вас? А как теперь?
- Почему рассказ получил такое название?
3. Работа с иллюстрациями художника Ю. Данилова. Слайд № 14
Учитель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрациях? Какие цвета преобладают?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа? Какие краски вы бы использовали?
Давайте обратимся к выставке рисунков, которые вы подготовили к уроку.
Учитель: Чем заканчивается рассказ? Как? Каково настроение рассказа?
- Как писатель помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
5. Творческая работа учащихся.
Учитель: Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда.
Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.
(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского “Январь. У камелька” из цикла “Времена года”).
6. Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа? О каких человеческих качествах хотел нам напомнить Достоевский?
Из новогоднего сапога появляются слова:
добро, милосердие, сердечность, сострадание, вера, любовь
- В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?
Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.
Домашнее задание:
Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения:
Андреев Л. “Ангелочек”.
Куприн А.И. “Чудесный доктор”.
Иваненко О. “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”.
Белов В. “Даня”.





























Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 315