Тема милосердия в рассказе Ф.М.Достоевского Мальчик у Христа на ёлке


Урок внеклассного чтения
Тема милосердия и сострадания в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
7 класс.

Планируемые результаты:
Предметные : учащиеся
- отрабатывают умение анализировать текст;
- учатся понимать авторский замысел;
- учатся выстраивать систему действующих лиц;
-анализировать эпизоды, определять место эпизода в структуре текста.
Личностные :- осмысление своих взаимоотношений со сверстниками и учителями;
- формирование мотивации к учению, понимания значимости образования (на примере главного героя рассказа);
-понять, для чего автор решил рассказать эту историю.
Деятельностные приёмы, используемые на занятии: побуждающий диалог, проблемный вопрос,, проблемный диалог, смысловой кластер.
Этап учебной ситуации Основная деятельность учителя и детей Рефлексивные вопросы учителя на понимание цели, осознание способов и результатов деятельности
МотивационныйЧто вы знаете о Рождестве?
1. О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
2.Связаны ли события в рассказе Ф.М. Достоевского с темой Рождества?
2.Как можно сформулировать тему нашего урока?
3.О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
4.Каковы цели урока?
Актуализация Побуждающий диалог?
1.Кто главный герой рассказа?
2.Что символизирует ёлка?
3.Какие возникают ассоциации с праздничной ёлкой?
4.Идёт ли речь о празднике в рассказе?
Привлечение жизненного опыта, факта, представления Проблемный вопрос 1.Какие жизненные ситуации в рассказе вызывают у вас непонимание?
Открытие детьми нового
1.Анализ эпизодов рассказа
Работа в группах:
1группа – мальчик в подвале
1группа-мальчик на улице
3 группа – мальчик у витрины
4 группа – мальчик в булочной
5 группа – мальчик в чужом дворе 1.В какое время происходят события рассказа?. Выпишите ключевые слова, характеризующие время, место.
Противоречие Проблемный диалог
Побуждающий диалог 1.Почему тепло, радость, любовь мальчик ощутил только у Христа на ёлке?
2.Почему события в рассказе происходят накануне Рождества?
3.Что такое милосердие?
Детские смыслы
Рефлексия Смысловой кластер
Беседа 1.Составьте смысловой кластер: главный герой в системе действующих лиц.
1.Что нового вы сегодня узнали?
2.Изменилось ли ваше представление о взаимоотношениях людей?
3.Чему научил рассказ?
4.Какие уроки рассказа вам пригодятся в жизни?