Педагогический проект Профессиональное самоопределение через ученическое самоуправление


Название работы:
Проект «Профессиональное самоопределение через ученическое самоуправление»
Номинация: «Педагогический проект»
Автор проекта: Козуб Марина Владимировна
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39
Невского района Санкт-Петербурга
Должность: заведующий ОДОД

Аннотация
Президент России Владимир Путин в апреле 2015г. в ходе «прямой линии» с россиянами заявил о необходимости высококвалифицированных кадров. «Подготовка является одним из ключевых элементов роста» — отметил президент. По его словам, профориентацию обучающихся необходимо развивать еще со школы.
В настоящее время перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи в плане поддержания конкурентоспособности и мобильности выпускников в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школы необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения требуют переосмысления деятельности по профориентации. Она должна не просто помогать молодым людям в выборе профессии, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру.
Реализовать данную миссию позволит образование детско-юношеских объединений, в том числе через работу кружков отделения дополнительного образования детей. Исходной ступенью является дополнительное образование, ориентированное на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению.
В дополнительном образовании работа кружков социально-педагогической направленности рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Обоснование необходимости проекта
В соответствии с экономической политикой, ориентированной на достижения технологического лидерства российской экономики, от сферы образования требуется подготовка высококвалифицированных кадров во всех сферах производства.
Выпускник школы должен иметь высокий уровень адаптации к условиям жизни в современном обществе, ориентации в возможностях жизни в мегаполисе, для развития своих духовных запросов, умение ставить перед собой жизненные цели и быть способным к их достижению.
В связи с намеченными ориентирами профориентация школьников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Во время прямой линии 15.04.2015 года президент России В. В. Путин заявил, что подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов для обеспечения экономического роста в России.
Поэтому, опираясь на поставленные главой государства задачи и нормативные документы в сфере образовательной политики, на накопленный опыт в направлении профориентации, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения принял решение взять за основу необходимость создания проекта профессионального самоопределения через ученическое самоуправление на основе работы отделения дополнительного образования детей.
Система мер, на протяжении всего периода обучения в отделении дополнительного образования детей, позволит решить поставленные задачи, которые будут способствовать формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.
Данный подход позволит прийти к обоснованному выбору обучающимися профессионального образовательного учреждения и подготовить высококвалифицированных востребованных на рынке труда специалистов.
SWOT-анализ оценки потенциала
Сильная сторона Благоприятные возможности
1. Высококвалифицированные педагогические кадры
2. Хорошие результаты в образовательной деятельности.
3. Налаженные связи с социальными партнерами.
4. Школьные традиции.
5. Наличие спортивной площадки, спортивного зала, библиотеки. 1. Создание целостного образовательного процесса с высоким уровнем достижений обучающихся в различных видах коммуникации, в дополнительном образовании.
2. Уважительное отношение обучающихся к существующим нормам и законам жизни, развитие их потребности в осознании и соблюдении этих норм и законов.
Риски и ограничения Слабая сторона
1. Время исполнения проекта.
2. Затраты по проекту.
3. Отказ обучающихся, родителей и педагогов от участия в проекте.
4. Некомпетентность педагогов по тематике проекта.
5. Трудности в поиске социальных партнёров (предприятия, образовательные учреждения). 1. Увеличение нагрузки на педагогический коллектив и повышенные требования к педагогам со стороны обучающихся и родителей.
2 Негативное отношение к освоению материала, не имеющего видимой практической значимости и совместной деятельности.
3. Увеличение числа конфликтов из-за возросшего уровня потребностей и активности обучающихся и родителей.

Цель проекта: создать условия выбора для обучающихся (содержания, темпа, форм работы), повысить уровень индивидуализации и персонализации образования, сделать более эффективным использование активных форм обучения, повысить мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности, сделать возможным обучение в любом месте и в любое время, сделать сам образовательный процесс более доступным, в частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
Сформировать умения и навыки выделения приоритетов в жизни и учебе и определение путей их достижения.
Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах.
Создать условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности
Разработать сервис информационного сопровождения участников программ дополнительного образования, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, индивидуальных траекторий развития.
Разработать медийные проекты, направленные на просвещение детей и подростков.
Основное содержание проекта
В период ориентации в мире профессий, профессионального самоопределения занятия, проводимые в отделении дополнительного образования детей, в совершенно новой форме, могут дать сильный толчок в выборе профессии.
Проект составлен таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала они получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме организации, проведения и участия в игровых дискуссиях, деловых играх, общешкольных мероприятий. К тому же проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги);
дистанционное обучение (информационно-образовательный портал);
обучение через опыт и сотрудничество (организация, проведение и участие в общешкольных мероприятиях).
В течение всего учебного года обучающемуся может быть оказана психологическая и информационная поддержка, в том числе через информационно-образовательный портал, чтобы он смог сделать обоснованный выбор профиля обучения, спланировать свой профессиональный и жизненный маршрут.
Принципы профориентационной работы:
Систематичность и преемственность – профоориентационая работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Мероприятия по реализации проекта
Название Участники Сроки
«Российское движение школьников» Добровольное вступление в общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников» Учащиеся
Зав. ОДОД В течение года
Участие в мероприятиях РДШ Учащиеся
Зав. ОДОД
Педагоги ДО В течение года
Мини-проект «Разукрась свою школу» Работа кружка «Волшебная кисточка» Учащиеся
Педагоги ДО Ноябрь-май
Проведение школьной акции Учащиеся
Зав. ОДОД
Педагоги ДО 19 ноября
Календарь мероприятий с возможностью подачи заявок на участие Создание календаря Google Зав. ОДОД Ноябрь
Разработка формы заявки на конкурсы Зав. ОДОД Ноябрь
Заполнение календаря положениями Учащиеся
Зав. ОДОД
Педагоги ДО В течение года
Информационно-образовательный портал Сбор информации о видах профессий Учащиеся В течение года
Составление списка тестов для определения профориентации Зав. ОДОД В течение года
Разработка МООК, дистанционных курсов Зав. ОДОД
Педагоги ДО В течение года
Сбор информации о ВУЗах Учащиеся В течение года
Школьная группа в ВК Создание группы в ВК Учащиеся Октябрь
Ведение группы в ВК, обновление информации Учащиеся
Зав. ОДОД В течение года
Виртуальная галерея достижений Учащиеся
Зав. ОДОД
Педагоги ДО В течение года
Размещение информации о конкурсах Зав. ОДОД
Педагоги ДО В течение года
Размещение информации о победителях Зав. ОДОД В течение года
Профоориентационая работа через кружок «Учебная фирма» Работа кружка Педагоги ДО В течение года
Ярмарка учебных фирм в СПбГЭУУчащиеся
Педагоги ДО Декабрь, апрель
Портфолио в виде листа оценки труда обучающегося Разработка листа оценки Зав. ОДОД Октябрь
Апробация листа оценки на участниках конкурса «Ученик года» Зав. ОДОД
Учащиеся В течение года
Конкурс достижений «Радуга талантов» Разработка Положения Зав. ОДОД Апрель
Апробация конкурса на основе листа оценки педагога, участника конкурса «Ученик года», системы фиксации результативности участия в мероприятиях Зав. ОДОД
Учащиеся Май-июнь
Рейтинг классов Разработка Положения Зав. ОДОД Апрель
Апробация конкурса на основе листа, участника конкурса «Ученик года», системы фиксации результативности участия в мероприятиях Зав. ОДОД
Учащиеся Май-июнь
Игра-квест «Электронная летопись» Разработка Положения Зав. ОДОД Март
Разработка игры на основе посещении сайтов музеев, выставок и пр. Зав. ОДОД
Педагоги ДО Апрель-май
Конкурс интернет-плакатов Разработка Положения Зав. ОДОД Декабрь
Апробация создания интернет-плакатов в кружке «Активист» Зав. ОДОД
Учащиеся Январь-май
Самоуправление через работу кружка «Активист» Проведение марафона-старта «Вместе мы можем все!» для отбора участников школьного актива Зав. ОДОД Сентябрь
Работа в кружке Педагоги ДО В течение года
Акции «добра», спортивные акции Учащиеся В течение года
Турнирная таблица спортивных мероприятий Разработка турнирной таблицы Учащиеся Ноябрь
Оформление стенда в школе Учащиеся Ноябрь-май
Оформление виртуальной таблицы Учащиеся Ноябрь-май
Пропаганда ЗОЖ и ГТО Спартакиада «ГТО – Горжусь тобой, Отечество!» Зав. ОДОД Февраль-май
Военно-спортивные игры (игры на командообразование) Педагоги ДО
Учащиеся Декабрь, февраль
Мозговой штурм ЗОЖ Учащиеся Декабрь
Конференция ЗОЖ Учащиеся Февраль
Мастер-классы ЗОЖ Учащиеся Апрель
Результат реализации проекта
Обучающиеся мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и другие) и получению дальнейшего профильного профессионального образования.
Родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации.
Развитие детских и подростковых объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей.
Повышение удовлетворённости обучающихся качеством своей жизни за счёт возможностей самореализации.
Повышение конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на основе высокого уровня образования, развития их личностных качеств и сформированных социально значимых компетенций.
Участники реализации проекта
Члены проектной группы Функционал и ответственность в проекте
Заведующий отделением ДО Разработка плана работы по проекту.
Контроль за осуществлением деятельности по проекту.
Создание условий для осуществления деятельности по проекту.
Создание условий для повышения уровня квалификации педагогов школы.
Создание условий по привлечению широкого круга социальных партнеров, специалистов и общественности.
Сбор информации по проекту и проведение анализа деятельности по проекту.
Педагог-организатор ДО, педагоги ДО Участие в разработке дополнительных общеразвивающих программ
Организация и проведение исследований, мониторингов выявления и учета достижений детей в программах дополнительного образования, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную деятельность.
Разработка мероприятий.
Заместитель директора по АХР Контроль материально-технического снабжения проекта.
Выполнение смет, размещение госзаказа по проекту.
Взаимодействие контролирующими государственными органами.
Руководитель проектной группы Козуб Марина Владимировна – заведующий отделением дополнительного образования детей
Телефон/факс: 441-12-03
Е-mail: m.v.kozub@school39spb.ruЛитература
Айзенка Г. Проверьте свои способности/ Предис.д-ра мед.наук проф. Ф.Д.Горбова.-М.: «Мир», 1972.
Болотова Е. Л. Профильное обучение в старшей школе / Голомшток Е. Л. Болотова.- М.: Просвещение, 1996. -264с.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.:ВАКО,2008.-112 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин.- СПБ., 2003. -186с.
Климов Е. А. Как выбирать профессию/Е.А. Климов.- М., Просвещение, 1990. – 653с.
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 1-4 классах.\Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся в начальной школе. – Сост. Т. А. Матерова, отдел учебно-методической работы и профессионального консультирования. – Барнаул, 2007г.
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 5-8 классах.\Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся 5-8 классов. – Сост. Т. А. Матерова, отдел учебно-методической работы и профессионального консультирования. – Барнаул, 2007г.
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 9-11 классах.\Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся 9-11 классов. – Сост. Т. А. Матерова, отдел учебно-методической работы и профессионального консультирования. – Барнаул, 2007г.
Павлова Т. Л. «Профориентация старшеклассников»: Диагностика и развитие профессиональной зрелости.- М.: ТЦ Сфера, 200.
Психология популярных профессий/под ред. Л.А.Головей.- СПб.: 2003.- 256с.
Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося/Г.В.Резапкина.- М: Генезис, 2004.-80с.
Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ Методическое пособие для организаторов детского движения. - Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.
Сами или за нас? Путеводитель по школьному самоуправлению. Сборник материалов из опыта детей и взрослых – участников дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьное самоуправление: сами или за нас?» /Сост. О. В. Можейко. – ВДЦ «Орлёнок», 2016. – 352 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с.Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2008. - 208 с.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/ А.П. Чернявская.- М.: Изд-во «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2003.-96с.
Ярощенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы/ В.В. Ярощенко.-М.: Просвещение, 2004.- С.235.
«Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г.