Урок внеклассного чтения Рождественский рассказ Мальчик у Христа на ёлке Ф. М.Достоевского
Рождественский рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»
Ф. М.Достоевского (5 класс)
Цель. Создание условий для восприятия произведения Ф.М.Достоевского и ответа на вопрос: рождественский ли рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»?
Задачи:
учить видеть позицию автора, прогнозировать события;
развивать мышление, воображение;
воспитывать чувство сострадания, доброту, милосердие.
Ход урока
I.Обращаю внимание обучающихся на портрет Ф.М. Достоевского.1.1)Знаете ли вы этого писателя?
2) Что вы можете по портрету сказать о нём, о чертах характера?
3)Как вы думаете, у этого писателя доброе сердце? Почему?
2.1) Краткий рассказ о Ф.М.Достоевском.
2) Какой, по вашему мнению, самый любимый праздник был у детей Ф.М.Достоевского? (Рождество)
3) Вы знаете, что для многих детей Рождество – любимый праздник.
II. Работа в группах.
1. Создайте кластер, поставив в центр слово «Рождество». (Ёлка, подарки, Бог, вера, посещение храма, ликование Земли, ощущение счастья, небесная благодать, веселье, чудеса, внимание, милосердие, добрые дела и др.).2. Обсуждение кластеров.
3. Какие рассказы называют рождественскими (святочными)?
(Рождественским рассказом называют произведение, в котором события происходят на Рождество. Обязательны чудесные явления, наличие среди героев ребенка, наличие нравственного урока, морали. Писатели специально сочиняли истории, где реальность переплеталась с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняли жизнь несчастных героев, дарили надежду на лучшее. Эти рассказы всегда завершались счастливой развязкой).4.С какими святочными рассказами вы знакомы? (Х.К.Андерсен «Девочка со спичками», А.И.Куприн «Чудесный доктор» и др.)
III. 1.Рассказ о создании произведения Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
26 декабря 1875 года Ф.М. Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в клубе художников Петербурга; на следующий день он побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни, «перед елкой и в самую елку перед Рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, который просил милостыню («мальчик с ручкой»). В январе 1876 года в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевский напечатал рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
2. Как вы думаете, о чём будет рассказываться в произведении?
3.Давайте проверим, оправдаются ли ваши ожидания.
IV. Стратегия «Чтение с остановками».
1.Читаю часть рассказа «Мальчик с ручкой».
Первая остановка.
2.Почему так назвал эту часть писатель? (Высказываются предположения)
3. Читаю рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», заканчивая словами «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».
Вторая остановка.
4.Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чём он вспоминает?
( «Там, откудова он приехал, было так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать!»)
5. Почему человек, который должен следить за порядком, отвернулся?
6.Как вы думаете, что будет дальше?
7. Продолжение чтения:
- «Вот и опять улица, – ох, какая широкая!..»
(Чтение заканчиваю словами: «Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно»). Третья остановка.
8. Что чувствовал мальчик в это время?
9.Как можно оценить поведение людей, встретившихся ему в холодном городе?
10.Как вы думаете, удалось ли мальчику спрятаться?
11.Что будет дальше?
Читаю, заканчивая словами:
- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. - Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.
Четвёртая остановка.
12. Где, по вашему мнению, оказался мальчик?
- Это «Христова елка», - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо... (Объясняю выражения: «в вагонах третьего класса», «самарский голод», «чухонцы»).
Пятая остановка.
13.Что оказалось неожиданным?
14.Кто вместе с мальчиком был на ёлке у Христа? (Дети и мамы)
Почему мамы плакали?
15. Изменилось ли настроение мальчика? Как? Почему? (Был счастлив, рад)
16. Как вы думаете, о чём мы прочитаем дальше?
Читаю заключительные строки:
- А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе…
V. Рефлексия.
1. Какие впечатления от содержания рассказа?
Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете произведения. Насколько они оправдались?
2.Зачем писатель создает этот рассказ? (Достоевский видел, как несправедливо устроена жизнь, ощущал душевную боль за судьбы детей. Этот рассказ – упрек равнодушным взрослым. Если нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети - это признак неблагополучия в мире).Ф.М. Достоевский в конце рассказа пишет: «И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать».
3. Предположите, какой бы была судьба мальчика, если бы он остался жив?
4. Что могло бы его спасти?
VI.Домашнее задание. Подумайте: все ли жанрообразующие признаки святочного рассказа прослеживаются в произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»? Напишите ответ на вопрос: рождественский ли рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»?