Разработка урока по литературе в 6 классе на тему: ««Изображение тяжёлой жизни детей в рассказе Ф. М. Достоевского» Мальчик у Христа на ёлке».
Разработка урока по литературе в 6 классе на тему: ««Изображение тяжёлой жизни детей в рассказе Ф. М. Достоевского» Мальчик у Христа на ёлке».
Цели:
рассказать о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского;
познакомить с идейно-художественным содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке», привлечь к нему интерес;
показать мастерство Ф. М. Достоевского в передаче чувств и состояния героя рассказа;
развивать навыки анализа произведения, выразительного чтения, инсценирования эпизодов произведения;
воспитывать в учащихся «чувства добрые»: милосердие, сострадание.
Планируемые результаты:
знание основных сведений о жизни и творчестве писателя, содержания рассказа;
понимание идейно -художественного содержания произведения;
умения извлекать из текста необходимую информацию;
владение навыками анализа текста;
сопереживание, сострадание по отношению к герою рассказа.
Методы и приёмы:
слово учителя, беседа, сообщение учащегося(проектная деятельность), ролевая игра, работа с текстом произведения.
Эпиграф к уроку: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказывал, недостойно называться человеческим». (У. Оден)
Ход урока.
1. Слово учителя:
-Недавно мы писали сочинение на тему «Самое интересное открытие». Я была приятно удивлена откровением девочки, которая написала следующее: «Самые интересные открытия происходят на уроках литературы, где мы открываем для себя новые имена писателей, постигаем их мудрость». Сегодняшний наш урок, я надеюсь, станет открытием и для вас, поскольку нам предстоит познакомиться с замечательным русским писателем Ф. М. Достоевским, о ком английский поэт У. Оден сказал так: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказывал, недостойно называться человеческим».
Перед вами портрет писателя (художник В. Перов). Вглядитесь в него. Худое измождённое лицо. Высокий лоб и глаза.. Художник изобразил Достоевского в момент «тягостных раздумий», поэтому взгляд обращён глубоко в себя. Так кто же такой Достоевский? О чём писал? Об этом нам расскажут наши ребята, которые подготовили презентацию о писателе.
2. Проект: сообщение учащегося о Ф. М. Достоевском (сопровождается подготовленной им презентацией о жизни и творчестве писателя).
План сообщения.
В какое время жил писатель?
Каким произведением он вошёл в литературу, встав на защиту «униженных и оскорблённых»?
Галерею каких литературных героев продолжил Достоевский?
Какой теме он посвятил всю свою жизнь?
Какие основные произведения он написал?
(по этим же вопросам можно провести фронтальный опрос после СООБЩЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ).
3. Определение задач и целей урока.
Учитель.
-Особое место в творчестве Достоевского занимает «детская» тема. Им создана галерея детских портретов, чьи судьбы горьки и трагичны: Нелли в «Униженных и оскорблённых», Илюшечка Снегирёв в «Братьях Карамазовых», дети Мармеладовы в «Преступлении и наказании»…Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», написанный в последние годы жизни Достоевского, - это суровая правда о тяжёлой доле бедных детей, о страданиях человека, о его назначении и судьбе…Тема урока – «Изображение тяжёлой жизни детей в рассказе Ф. М. Достоевского» Мальчик у Христа на ёлке». Как вы определите цели урока? Какие задачи вы ставите перед собой? (познакомиться с содержанием произведения;
вчитаться в текст, чтобы попытаться понять авторский замысел;
соприкоснуться с трепетным и чистым миром героя рассказа).
4.Работа по теме урока.
Учитель:
- Самый любимый праздник всех детей, тогда и теперь, - Рождество Христово. Чего ждёте вы в этот день? (праздника, подарков, ёлки, чуда…). Иван Шмелёв русский писатель, вспоминая своё детство, восторженно пишет в «Святках» о Рождественском утре.(На фоне «Святок» П. И. Чайковского заранее подготовленный ученик выразительно читает отрывок из «Святок» Шмелёва со слов: «Рождество…» до слов: «В детстве таким явилось и осталось…»).1.Словарная работа.
Учитель:
-Итак, Рождество воспринимается ребёнком как праздник цвета и света. Причём Шмелёв соединяет воедино два понятия: Рождество и детство. Какие цвета этого праздника?(золотой, голубой, розовый, белый).
-А что вообще символизирует этот праздник? Составьте ассоциативную цепочку этого слова.(Рождество – рождение – начало жизни –радость –любовь…)
Подберите антоним к слову »рождение»(смерть).
2.Работа по тексту.
Учитель:
-Рассказ начинается с утра накануне Рождества. Автор описывает его в цвете. Найдите его в тексте. Зачитайте.
- Какие эпитеты использует автор при описании утра? («утро сырое, холодное»; «ужасный мороз»).
В сыром и холодном подвале очутился шестилетний мальчик. Даёт ли автор его подробный портрет? (зачитать). Почему нет? (Достоевский – психолог, в рамках небольшого эпического жанра писатель делает акцент на внутреннем, душевном состоянии мальчика).
-Как он здесь оказался?
-Зачитайте, что он испытывает, находясь в подвале? Какие слова категории состояния подчёркивают состояние мальчика? («хотелось кушать», »стал бояться», «жутко стало», «холодно»)
-С чего для него начинается Рождество?(со смерти матери). Разве это не противоречие? Разве можно соединить два понятия: праздник и смерть? Таким образом, в самом начале рассказа Достоевский разделяет два понятия: Рождество и детство…
Итак, обстоятельства заставляют маленького голодного мальчика выйти на улицу Петербурга. Но это не Петербург А. С. Пушкина («Люблю тебя, Петра творенье…»). Это город великих контрастов, и он показан глазами мальчика, который сравнивает, анализирует. Давайте прочитаем фрагмент рассказа, где Петербург предстаёт во всём своём блеске и величии и одновременно являет собой картину нищеты и обречённости.
(индивидуальное задание: выразительное чтение отрывка текста со слов: «Господи, какой город!» до слов: «…чтоб не заметить мальчика»).Учитель:
-Сравните описание прежнего места нахождения мальчика(дома) с описанием Рождественского Петербурга. Какой композиционный приём лежит в основе этого фрагмента?(антитеза).Сделайте в тетради соответствующую заданию запись.
3.Самостоятельная работа с текстом. Запись в тетрадях.
Примерная запись в тетради:
прежнее место рождественский Петербург
Чёрный мрак, низенькие деревянные дома, но сытно, тепло. Свет, много людей, мороз. Хочется есть.
-Как вы думаете, обращение «Господи!» автор использует случайно или это слово в тексте имеет особый смысл? (Мальчик здесь совсем один, ему не на кого рассчитывать, не к кому обратиться, кроме Бога).
-О чём просит мальчик? («Кабы покушать…»).
-А теперь посмотрим, озлобился ли мальчик? Поселилась ли в его сердце зависть при виде витрин в магазинах, где детям их богатые родители покупают подарки?
4.Инсценирование(индивидуальное задание) со слов: «Вот и опять улица…» до слов: «Какая хорошенькая девочка».
5. Беседа по эпизоду.
-Чего много в речи мальчика?(междометий). Почему?(чувство восхищения захватило мальчика).
-Как реагирует он на увиденное?(дивится и смеётся, хотя «болят уже пальчики…»)
-Завидует ли он? И даже когда , «сунув поскорее копеечку», его выгнали и ему было больно, одиноко, он увидел в витрине кукол, он не может не выразить своего восторга: «Господи! Да что же это опять такое?!»
-Чем закончился этот восторг?(его избивают, и он убегает, чтобы спрятаться в подворотне, за дровами: «Тут не сыщут, да и темно…»).Учитель:
Итак, Петербург не для бедных. Посмотрите, какие слова передают состояние мальчика, верившего в рождественское чудо и мечтавшего о нём( проектор):
дома подвал улица Чужой двор
Чёрный мрак, нет людей, но тепло, «давали кушать». Темно, холодно, голодно, жутко, страшно. Свет, люди, но холодно, голодно.
«Испугался», «обидели». Темно, холодно, страшно, но: «хорошо!», «тепло!»
Учитель зачитывает фрагмент текста со слов: «Посижу здесь…» до слов «Мама, я сплю, ах как тут спать хорошо!»…и затем: «А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика…»
- И всё-таки мальчик встретил Рождество! Автор не доверил мальчика людям, равнодушным к бедным и обездоленным. Он устроил его душу у Христа! Почему? (Это добрый мальчик, он не умеет завидовать, он любит людей, поэтому заслужил ёлку у Христа).
6.Инсценирование фрагмента «На ёлке у Христа» со слов: «Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама… « до слов: «…смеясь и любя их».
7.Беседа по эпизоду.
-Кто ещё из детей оказались на ёлке у Христа? («маленькие деточки, у которых там нет своей ёлки…»)
-Так почему мальчик у Достоевского не назван по имени? (Он был не единственным, кого постигла такая участь).
Учитель:
-У известного режиссёра Э. Рязанова один из его последних фильмов называется «Небеса обетованные". Нищих, старых людей, живущих на свалке, власти выгоняют. Во время избиения многие погибают. Но выживших автор перенёс на небеса, где они будут счастливы. Не правда ли, это продолжение традиций Достоевского в показе положения «бедных людей" и в попытке изменить их жизнь к лучшему? В любом случае, писатель будит в людях совесть, взывает к ней и призывает нас быть милосердными и сострадательными.
8.Ролевая игра.
Учитель:
-К нам пришли журналисты, которые хотят задать вам несколько вопросов.
Журналисты (берут интервью у учеников):
- Ваше отношение к нищим. Не раздражают ли они вас?
- Всегда ли вы готовы дать милостыню просящему?
5.Подведение итогов.
Учитель:
-Финал трагичен. Это потрясающий приговор строю и миру, в котором страдают и гибнут дети. Страдание детей – один из главнейших признаков несправедливости мира. Иван Карамазов, герой романа Достоевского « Братья Карамазовы», делает вывод: «Если мировая гармония непременно должна быть основана на слезах и крови, то долой такую гармонию. Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного героя».
Да, рассказ заканчивается трагически, но это не безысходный трагизм, если есть иной мир, где воплотятся чаяния всех обездоленных. Значит, надо не только изменять жизнь, но и преодолевать её: любить её так, как любят дети. Любить жизнь – это значит всегда и везде делать людям добро. «Да разве этого мало, хотя бы и на всю жизнь человеческую?»
Так что же позволило английскому поэту сказать о творчестве Достоевского так?(см. эпиграф к уроку)
И ещё: невозможно не сказать о мастерстве писателя. В чём оно проявилось?
1)в построении рассказа ( рассказ построен на приёме контраста - антитезе);
2)в особом ритме, в быстроте действия (в тексте много глаголов движения);
3)в передаче авторского отношения к герою: Достоевский использует слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Домашнее задание: ответить письменно на один из вопросов:
1)»Моё открытие Достоевского».
2)»Чему учит рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ЁЛКЕ»?