Учебно-исследовательская работа Моя Родина а.Икон-Халк
Карачаево-Черкесское республиканское государственное бюджетное учреждение
«Центр дополнительного образования детей»
Республиканский конкурс«Моя малая родина: природа, культура, этнос».
учебно-исследовательская работа
в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»
Тема "МОЯ РОДИНА- а.ИКОН-ХАЛК"
Автор: Сатемиров ТемирланКласс: 9Руководитель: Сатемирова Алтынай Асановна,учитель географииНаселенный пункт: а.Икон-халк
КЧРНогайский район
Содержание
Введение 4
Глава1. Из истории аула ИконХалк. 6
Глава2. Природа края. 7
Глава3.Сакральные природные объекты 11
Глава4.Традиции населения 14
-формирование обычаев
-обряды
-намыс-гостеприимство
-традиционные праздники
Заключение 18
Литература 19
Аннотация
Объект исследования: Территория аула Икон-ХалкПериод реализации проекта: 2015-2016 гг.
Тип проекта: Долгосрочный, практико-ориентированный.
Основные методы в работе над проектом:
1.Наблюдение
2.Исследование
3.Сбор данных
Пути реализации проекта
1. Поисково-теоретический этап
2. Практический этап
2.1. Работа с разнообразными источниками информации (интернет-ресурсы,
энциклопедии, исторические справки).
Ожидаемые результаты для социума:
Социальная эффективность проекта заключается в сохранении уникального
природного комплекса на территории Ногайского района Карачаево-Черкесской
Республики, аула Икон-Халк.
Гипотеза нашего исследования:
Если каждый житель нашего края будет знать историю местности, где он проживает, то сохранится преемственность знаний по истории «малой родины», сформируется бережное отношение к окружающему миру, интерес и любовь к родному краю, что позволит установить связь между прошлым и настоящим изучаемого объекта.
Введение.
Люблю мой край…
Приятно это слышать:
И каждый человек
Свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Р.Рожденственский.
Моя Родина – Россия, но у каждого человека есть и своя «малая Родина» - это место, где он родился и вырос. Для меня – это аул Икон-Халк. С экрана телевизоров, на страницах газет, журналов можно узнать об аулах нашей необъятной Родины. В нашем ауле все больше строится новых домов и я этому очень рад. Информация, собранная мною, пополнит краеведческий материал школьной библиотеки, поможет жителям аула узнать о происхождении, да и моему поколению будет интересно узнать историю и быт родных мест. Самое же главное – я хочу понять, почему люди бросают давно обжитые аулы и уезжают в поисках счастья в города. Что такое природа объяснять не надо – все отлично это знают, мы много и красиво говорим о ее красоте, неповторимости, уникальности, желании уберечь от действия разрушающих факторов и т.д. Данное экологическое исследование способствует формированию принципов повседневной жизни, направленных на осознание экологической обстановки в ауле, на желание изменить ее в лучшую сторону, увидев как положительное, так и отрицательное воздействие человека на окружающую среду. В ходе учебно - исследовательской работы была исследована экологическая обстановка на территории аула Икон-Халк.
Ребёнок, который будет знать историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену.
Он прислушается к своим родным, близким, которые объяснят ему, что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.
Целью работы является: исследовать территорию и историю аула. Просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к окружающей природе, а значит к самим себе; изучить традиции и обычаи ногайского народа.
Реализация указанной цели представляет решение следующих задач:
Желание узнать как можно больше о своѐм народе и языке;
Дать характеристику обрядов и традиций;
Выявить влияние языка на духовное развитие
Глубже знать родное село.
Разрабатывать конкретные методы природоохранительной деятельности.
Представлять на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы.
Именно, исходя из этих задач, и было организовано экологическое исследование аула Икон-Халк.
Для исследования использовал следующие методы:
анализ литературных источников, изучение архивных похозяйственных книг, наблюдения, интервьюирование аульчан.
Ценность данной работы, на мой взгляд, заключается в организации сотрудничества учителя географии и работников администрации аула Икон-Халк, меня в исследовании аула Икон-Халк. Проводя данное исследование, я научился отбирать и систематизировать необходимую информацию, приобрел навыки работы с архивными документами. В ходе исследования темы «Моя малая Родина – аул ИконХалк» мною был собран материал об ауле ИконХалк, была изучена краеведческая литература, организованы встречи с земляками, работниками администрации, тружениками бывшего колхоза. Я посетил множество достопримечательностей в родном ауле, аул ИконХалк имеет интересную историю, в ней отражаются исторические события района. На сегодняшний день в аул ИконХалк проживает 4351 человек. Главная причина упадка села - отсутствие производства, трудоспособное население безработные. Поставленной цели по сбору и систематизации материала мы достигли. Собрали краеведческий материал об ауле. Исследовательская работа находится в школьной библиотеке.
Глава 1.История аула Икон-ХалкИкон-Халк (абаз. Икон-ХӀалкъ, кабард.-черк. Икон-Хьэлкъ, карач.-балк. Икон-Халкъ) — аул в Ногайском районе Карачаево-Черкесии, центр Икон-Халкского сельского поселения.
Основан в 1858 году. До 1929 года – Тохтамыс авыл – аул Тохтамышевский. С 1935 года Икон-Халк входил в состав Икон-Халкского района, причём в 1935—1936 годах он был его центром. В 1956 году перешёл в прямое подчинение Черкесской АО. С 1957 года в составе HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D0%B5-%D0%A5%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Адыге-Хабльский район" Адыге-Хабльского района. В 2007 году вошёл в состав Ногайского района[2].
В ауле родился Герой Советского Союза HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Кумуков, Халмурза Сахатгереевич" Халмурза Кумуков.
Население
Численность населения
2003 2010
4202 ↗4353
Население — 4353 жит. (2010, перепись). В 2002 году в Икон-Халке проживало 4202 жит.
Национальный состав (2002)
ногайцы — 3906 чел. (93,0 %),
черкесы — 111 чел. (2,6 %),
русские — 46 чел. (1,1 %),
абазины — 21 чел. (0,5 %),
карачаевцы — 13 чел. (0,3 %),
Названия кварталов
1.Арслемекей – южная часть аула. В основе наименования мужское личное имя Арсланбек.
2.Кумук кесек3.Байыс кесек4.Булгар кесек5.Конъырат кесек6.Найман кесек7.Карас кесек8.Къан-Хабле (квартал основали черкесы)
Глава 2. Природа края
Географическое положение, границы
Икон-Халкское муниципальное образование является самым крупным по площади (8875,5 га или 40% общей площади района) сельским поселением в составе Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Северо-Кавказского федерального округа. Расположено в северных предгорьях Большого Кавказа. Координаты: 44°17'60'' с.ш. и 41°55'00'' в.д. Высота над уровнем моря-485 м.
Занимает невыгодное периферийное положение как в Республике, так и в Ногайском районе. На севере граничит с Апсуанским МО Адыге-Хабльского района и Адиль-Халкским МО Ногайского района, на западе - со Старо-Кувинским МО Адыге-Хабльского района, на востоке - с Адыге-Хабльским МО Адыге-Хабльского района, на юге граница проходит с Хабезским районом.
Икон-Халкское СП
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 -Положение Икон-Халкского СП на территории КЧР Поселение находится в 6 км в юго-западном направлении от административного центра района- п. Эркен-Шахар. В состав Икон-Халкского СП входят следующие населенные пункты: аул Икон-Халк (административный центр), аул Кызыл-Тогай.
Площадь муниципального образования составляет 7521 га, это около 40% территории района. Из них пашни составляют 4084 га.
Поселение находится в 6 км в юго-западном направлении от административного центра района- п. Эркен-Шахар. В состав Икон-Халкского СП входят следующие населенные пункты: аул Икон-Халк (административный центр), аул Кызыл-Тогай.
Площадь муниципального образования составляет 7521 га, это около 40% территории района. Из них пашни составляют 4084 га.
Климатические и аргоклиматические ресурсы По климатическому районированию Икон-Халкское СП относится к зоне умеренно-континентального климата. Для территории муниципального образования основными климатообразующими факторами являются его физико-географическое положение, в частности близость Черного и Каспийского морей, которой обусловлены особенности циркуляционных процессов, происходящих в атмосфере. Территория одновременно испытывает влияние Атлантики и сухого континентального климата внутренних районов Евразии. Минимальная высота над уровнем моря 400 м, максимальная – западная вершина горы Эльбрус 5642 м.
Гидрография
В Икон-Халкском СП протекают реки Большой и Малый Зеленчук - левые притоки Кубани, принадлежат бассейну Азовского моря и текут в северном направлении. Малый Зеленчукисторически формировал основу для расселения на данной территории и является главной осью расселения в муниципальном образовании. Основное питание реки получают в теплый период года за счет таяния ледников и снежников в высокогорной зоне, что обуславливает высокое и продолжительное (около 6 месяцев, начиная с апреля) половодно-паводковый период.
Река Большой Зеленчук
Река Б. Зеленчук является одним из наиболее крупных притоков Верхней Кубани. Образуется р. Б. Зеленчук от слияния высокогорных рек Псыш (с притоками София и Архыз) и Кизгыч. Протяжённость реки Большой Зеленчук в границах Ногайского района чуть более пяти километров. Направление течения – с юга на север. В границах района протекает только по территории Икон-Халкского сельского поселения. Размер водоохранной зоны реки Большой Зеленчук составляет 200 м.
Река Малый Зеленчук
Протяжённость от южной границы района до впадения в реку Кубань составляет около 15 километров. Является левым притоком реки Кубань, впадает в неё на территории Ногайского района. Наряду с рекой Большой Зеленчук является одним из самых крупных притоков Кубани. Протекает по территории трёх поселений – Икон-Халкского, Адиль-Халкского и Эркен-Халкского. Размер водоохранной зоны реки Малый Зеленчук составляет 200 м.
Балка Чёрная Речка
Является притоком реки Кара-Йылга (Черная речка). Берёт начало на территории Ногайского района. Имеет широтное направление. Протяжённость в границах района составляет около пяти километров, направление течения – с запада на восток. Размер водоохранной зоны составляет
50 м.
Геологическое строение
В орографическом отношении территория муниципального образования относится к провинции Большого Кавказа, расположена между Пастбищным хребтом и Сычевыми горам в Северо-Кавказской моноклинали Альпийской зоны, на равнинной территории с относительными высотами 600-700 м. Представлена нижнемиоценовыми отложениями неизвестковых глин с конкрециями сидерита, залегающих до глубины 400 м.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 - Геологическая карта Карачаево-Черкесской Республики Флора и фауна На территории Икон-Халкского СП естественный растительный покров весьма неоднороден, что связано с высотной поясностью. В растительность входит пырей, шалфей, молочай, кипчак, чабрец, тонконог, овсяница (луговая), ромашка, эспарцет, горицвет, василёк, азалия, черемиса, гвоздика и др. Растительность территории представлена в виде отдельных групп деревьев лиственных и хвойных пород: сосна, клён, ясень, вяз, тополь пирамидальный, каштан конский, орех грецкий, липа, туя и т.д.
На остепенённых участках пойменных лугов встречаются более 30 видов млекопитающих и 25 видов птиц (с учетом пролетных). К доминантам среди млекопитающих относятся желтогорлая, полевая, лесная мыши, обычный кавказский крот, кустарниковая и обыкновенная полевки. Там, где пойма имеет древесно-кустарниковую растительность и хорошо развитый травостой, среди млекопитающих доминируют те же 3 вида мышей и обыкновенная полевка. Часто встречаются обыкновенный еж, кавказский крот, кавказская бурозубка, лесная соня, водяная полевка, заяц-русак, ласка, лисица, рыжая вечерница, норка, выдра, енотовидная собака, волк. Население птиц речных долин богато и разнообразно: перевозчик, малый зуек, белая трясогузка, кряква, цапля, чеканы, маля выпь, камышёвка, кукушки, домовой сыч, сизоворонки, золотистая щурка, галка, скворец, полевой воробей, каменка, славка, черноголова, горная овсянка, зимородок. Среди птиц, обитающих на припойменных лугах, обычны перепел, желтая трясогузка, луговой и черноголовый чекан, обыкновенная овсянка, болотная камышёвка. Для березовых и ольховых зарослей поймы характерны сорокопут-жулан, зеленушка, серая и ястребиная славка, чечевица, На сухих остепненных участках пойменных лугов абсолютными доминантами являются полевой жаворонок и коноплянка.
Ихтиофауна рек представлена 12 видами рыб. Наиболее многочисленными из них являются ручьевая форель, усач кубанский, подуст кубанский, плотва, быстрянка кубанская, пескарь. Проходные рыбы реки Кубань в её верховья не поднимаются.
Почвенные ресурсыПочвы Икон-Халкского СП – предкавказские черноземы со средним содержанием гумуса на пашнях 4,9%, что несколько выше, чем в республике в целом. Среднее содержание подвижного фосфора на пашнях - 25-27 мг/кг почвы, обменного калия - 263 мг/кг почвы. В равнинной зоне Карачаево-Черкесской Республики, где расположено Икон-Халкское СП, значительный процент распаханных земель. Здесь сосредоточены основные посевы сельскохозяйственных культур. Однако в связи с особенностями циркуляционных процессов атмосферы именно здесь образуется зона повышенной активности ветра, так называемого «Армавирского коридора», которая пересекает равнинную часть Карачаево-Черкесии с востока на запад. В период с марта до апреля, когда еще почва не покрыта устойчивой растительностью, поверхностный слой пашни в хозяйствах, расположенных в «ветровом коридоре», выдувается сильными и продолжительными ветрами (от 2 до 10 сантиметров слоя пашни). Почвы поселения подвержены водной и ветровой эрозии
Глава 3. Сакральные природные объекты
Объекты культурного наследияНа территории Икон-Халкского сельского поселения имеются следующие объекты культурного наследия, находящиеся в собственности муниципального образования:
обелиск на месте захоронения Советского воина, участника ВОВ,
памятник павшим воинам в годы ВОВ 1941-1945 гг.,
бюст героя Советского Союза Х.С-Г.Кумукова, установленный на территории средней школы а.Икон-Халк.
бюст воинам-афганцам, погибшим при исполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Э.Джумаеву и А.Найманову.
На берегу р. М. Зеленчук расположен домик рыбака. На сегодняшний день пользуется спросом преимущественно среди местного населения.
- Бюст героя Советского Союза Х.С-Г. Кумукова
- Памятник павшим воинам в годы ВОВ 1941-1945 гг.
- Обелиск на месте захоронения Советского воина, участника ВОВ
Бюст воинам-афганцам, погибшим при исполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Э.Джумаеву и А.Найманову
Бюст героя Советского Союза Х.С-Г. Кумукова Глава 4.Традиции населения
Формирование обычаев, традиций.
Если вы любите свой народ,
вы поймѐте и другие народы,
которые любят свою природу,
своѐ искусство, своѐ прошлое.
Д. Лихачѐв
Поистине удивителен мир, удивительны народы, их история, обряды, обычаи. Одни обычаи характеризуют отдельный народ, другие являются общими для многих.
Кавказ! Кто только не любовался им, народами, живущими здесь. Одни его воспевали, другие покоряли. Поистине интересно всѐ то, что касается народов, его населяющих.
У подножия горы Кинжал между реками Кума и Суркуль расположено моѐ село Канглы, где проживает мой народ, ногайцы, с интереснейшей историей, с древней самобытной культурой.
Ногайцы - тюркоязычный народ, проживающий в КЧР, Нефтекумском районе, Дагестане, Турции, Румынии, Нижнем Поволжье, Челябинской области, Австрии, Болгарии, Голландии.
Несмотря на то, что мы, кумские ногайцы, живѐм оторвано от компактно проживающих ногайцев, стараемся сохранить язык, традиции, обычаи нашего народа, ибо, не зная их и не чтя их, невозможно уважать, ценить культуру, традиции других народов.
Во-первых, я хотела расширить и углубить знания о своѐм народе. Главный критерий этого желания — узнать как можно больше о своѐм народе и языке. Ведь молодѐжь, мои сверстники, изучают язык всего лишь 6 лет, а наши родители вовсе не изучали. Отсюда следует, что они не знают ни прошлого, ни настоящего о своѐм народе
Обряды
Народные обычаи и традиции формировались на протяжении всей истории общества. В каждой общественно-экономической формации складывалась своя система обычаев и традиций, которые служили важным средством формирования духовного облика новых поколений в соответствии с характером экономических отношений.
Обычаи возникли в эпоху родового строя. Они детально регламентировали общественные отношения внутри рода или племени. Родоплеменные обычаи определяли, как и в какой последовательности соблюдать установившиеся нормы и правила поведения.
Традиции возникают в классовом обществе. Если обычаи формируют простые привычки, то традиции формируют сложные установки, определѐнную направленность поведения.
Обычаи и обряды находятся в органической связи с обрядами. Обряд выполняет роль средства воспитания эстетических и нравственных качеств. Обряд рождает коллективность переживания. Многие из народных праздничных обрядов обязательно включали в себя массовые военизированные игры молодѐжи, состязания в верховой езде, стрельбе из лука и т. д. В этих играх участвовали молодые мужчины, юноши, а в некоторых и девушки. Ныне эти состязания возрождаются. Примером такого обряда может служить весенний праздник «Сабантой», который устраивают во многих местах проживания ногайцев, во всех аулах работники культуры и учителя.
В народных обычаях просматривается передача молодым поколениям ценного нравственного опыта, установленного практикой бытовой жизни народа, системой обычаев. Эта система оказывает громадное влияние на формирование духовных качеств личности. Одним из основных обрядов жизненного цикла является свадьба. Свадьба у ногайцев, как и у других народов Северного Кавказа — это наиболее яркое празднество в жизни человека, сопровождающее такое важное событие в его жизни, как вступление в брак, переход в новое семейное состояние.
Я знаю современные свадебные обряды. И мне захотелось узнать, а как же они проходили раньше. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к книге академика, этнографа, доктора исторических наук Р. Х. Керейтова «Ногайцы» и узнала, что после всех обрядов в доме невесты, свадебный кортеж отправлялся в дом жениха. Родные, гости выходили навстречу. Под музыку и выстрелы из ружья выносили из арбы закрытую покрывалом невесту, на голову сыпали шашу: пшеницу, ячмень, сладости, деньги. (Пусть жизнь будет сладкой, как конфета, богатой, как зерно.). Мать жениха во время церемонии открывания лица слегка наступала на ногу невесты со словами: «Батып калсын» - «Пусть в этом доме доживѐт до старости».
Оказывается и в 21 веке ногайцы сохранили из свадебного обряда старины очень многое.
Так же я узнала, что ногайцы придавали очень большое значение рождению ребѐнка. Выбор имени играл важную роль. Это событие происходило обязательно в доме отца новорождённого. С именем связывалось будущее ребѐнка. Поэтому к его выбору подходили очень серьѐзно. В доме собирались умудрѐнные жизнью старики. Первое слово предоставлялось самому уважаемому из них. Если с его предложением соглашались, имя давалось сразу же. После этого ребѐнка вносили в комнату, и мулла благословлял имя, читая молитву. Потом он брал ребѐнка на руки и, вслух произнося имя, читал молитву. Голова ребѐнка должна была лежать на его правой руке. Стариков угощали, давший имя получал подарок.
Обряд имянаречения сохранился до сих пор, правда, имя младенцу дают близкие родственники родителей новорождѐнного. После наречения ребѐнка именем совершали обряд его пеленания или укладывания в колыбель (бесик той). Укладывая ребѐнка, его привязывали широкими лямками (тарткы). При этом у колен туго перетягивали, а на груди отпускали, чтобы ребѐнок дышал свободно. Ребѐнок лежал прямо, кости развивались нормально, без искривлений, но существует мнение, что колыбель – бесик вела к деформации черепа.
Для предохранения ребѐнка от сглаза к колыбели прикрепляли амулет «дуа», под подушку клали какой-нибудь железный предмет, например, ножницы. По обычаю, люльку, после того, как ребѐнок подрастал, не выбрасывали. Еѐ тщательно хранили в укромном месте и передавали из поколения в поколение.
Когда ребѐнку исполнялось 40 дней, с него снимали рубашку и надевали на собаку. Эта рубашка называлась собачьей (ийткоьлек). Существовало поверье, что ребѐнок после этого будет выносливым и сильным. Молодой отец, по обычаю, сам ребѐнка на руки не брал, а предлагал своей матери; если же был в возрасте, то брал на руки, в тѐплую погоду клал на траву, переворачивал, а затем отдавал женщинам.
Годовалому ребѐнку в первый раз брили голову (бас кетеруьв.). Этот обряд совершал брат матери ребѐнка, а если его не было – другой старший родственник матери. По этому случаю устраивали угощение, проводили конные состязания, соревнования силачей и т. п. Совершавший обряд бритья дарил ребѐнку жеребѐнка.
Другой пример связан с комплексом верований ногайцев, где заметны следы культа языческих богов. Не случайно в глубокой древности сложился культ сил, олицетворяющих воду. Один из таких обрядов – «Индыр Шопай» (Индыр – место для хранения урожая.). Обряд совершается мальчиками во время засухи. Двое ребят, неся в руках чучело, одетое в мужскую одежду, обращались к «Индыр-Шопай» - богу дождя с мольбой о дожде. Остальные ребята шли за ними. Те, кто нѐс «Индыр-Шопай», держа его за руки, стучали им о землю и пели:
Оп, Оп, Индыр-Шопай!
О Бог, дай нам дождя!
Пусть будут урожайными ячмень, пшеница,
Мы просим у Всевышнего!
Участники шествия шли по улице и пели эту песню, потом подходили к каждому дому и хозяева дома как можно обильнее обливали ребят водой, затем одаривали их продуктами – лепешками, брынзой, хлебом и т.д.
Еще одной стороной традиций являлись суеверия. К примеру, одним из интересных у ногайцев является суеверие, связанное со счастливыми и несчастливыми днями недели. Считается, что у каждого человека есть свой счастливый день, который приносит удачу в задуманном деле. Есть и общие для всех счастливые дни: понедельник , четверг, пятница. В такие дни принято кроить, шить новую одежду, совершать обряд первого укладывания новорожденного в люльку, отправляться в путь, начинать новое дело. Наряду с этими днями были и запретные, несчастливые дни. Наиболее несчастливым считался вторник.
Религиозно-магическими обрядами сопровождались многие моменты хозяйственной деятельности. В случае болезни также прибегали к магическим средствам, дополняющим, а нередко и заменяющим рациональные средства народной медицины. У ногайцев наряду с молитвами применялись заговоры, амулеты в виде ладанок с зашитым в них «целительным текстом».
Обычаи и традиции - это особая сфера усвоения молодыми поколениями достижений старшего поколения. Весь процесс такой передачи поддерживается силой общественного мнения, коллективных, массовых привычек, обычаев и традици Намыс В ногайской семье в девочках старались воспитать мягкость и скромность, в мальчиках - мужество, ловкость, силу. И тем и другим передавались знания норм поведения в семье и обществе.
Центральное место в нравственном кредо ногайцев занимает намыс . Это понятие очень ѐмкое, заключает в себе моральные принципы и критерии народа. Суть его - человечность, совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его. Намыс выражается в уважение к старшим, в гостеприимстве, в почтительном отношении к женщине.
Большое внимание уделялось народному этикету, нарушение его влекло за собой значительные неприятности.
В известной ногайской эпической поэме «Шора-батыр» главный ее герой Шора обвиняет Алибия в том, что он по приглашению его отца не сошел с коня, не зашел домой, не отведал приготовленную пищу. Все это считалось оскорблением. Такие элементы поведения естественно, прививались в семье.
Гостеприимство
Исследуя вопрос о гостеприимстве, моя бабушка мне рассказала о том, что одной из замечательных черт характера моего народа является гостеприимство.
- Дом каждого открыт для гостя. У нас ведь говорят, что «дом без комнаты для приѐма гостей – плохой дом».
- Ногаец, если увидит гостя, то обрадуется, словно родственника увидел. Скажет, что у него сегодня радость, принарядится, как на праздник. Существует даже такая ногайская пословица: «Когда приезжает шестилетний гость, то шестидесятилетний встаѐт и уступает ему место».
- В доме всегда есть специальная комната, которая ждѐт гостя. Его не спрашивают, зачем он приехал и надолго ли. Ему подают самые вкусные блюда, исполняют все просьбы гостя. Но для начала его сразу же сажают за стол и подают традиционный ногайский чай, которому отводится, как в старину, как и сейчас большое значение.
Особенностью ногайского чая является то, что сначала кипятят чай в воде, процеживают, а потом добавляют компоненты: сливки или домашнюю сметану, чѐрный перец, соль. Подают его в пиалах с сыром, с маслом, с мѐдом. Он вкусный, калорийный, сытный, придаѐт силы, бодрит, благотворно влияет на здоровье. Ногаец не может без чая. Для гостя всегда подавали свежий чай.
Традиционные праздники
В старину было много традиционных праздников. Обилием различных праздников характеризовался март. Как и у многих народов Востока, у ногайцев год начинался с весеннего месяца - март (навруз.). В этот месяц в день весеннего равноденствия - куьнделим (21 марта) устраивался Навруз-байрам – праздник Нового года. В этот день группа юношей ходила по аулу с ветками облепихи или терна, на которые были прикреплены подснежники. Юноши заходили в дома, предлагали подснежники, пели песни, получали подарки. В этот день пекли различные сладости, резали жертвенных животных, устраивали игрища. Люди ходили в гости друг к другу. В преддверии этого дня женщины убирали дома, выносили вещи, чистили двор, вытряхивали пыль, белили стены, пол обмазывали глиной, а в юртах со всех сторон приподнимали войлок, проветривали, в иных случаях вообще ставили юрту на новом месте. Ненужные старые вещи предавали огню. Если погода позволяла, молодѐжь за околицей устраивала качели, здесь организовывали гулянья, жгли костры, вокруг них плясали.
Как видим, в атрибутике празднования присутствуют элементы, которые должны были вызвать желаемый для труженика благополучный год – это ветки облепихи и терна, прикреплѐнные подснежники. Здесь и магия, и приѐм умилостивления природы. Данный ногайский обычай схож с освящением вербы у русских.
А вот земледельческий праздник Сабантой (буквально праздник плуга) играл среди праздников главную роль. Это был праздник первой весенней борозды. Его проводили после встречи Нового года (Навруза.). Обычно организовывали после окончания весеннего сева, но иногда и до сева или после весенней вспашки.
Совет старейшин аула выбирал «хана». Он – глава и распорядитель всего праздника. Им становился мудрый и уважаемый старик. Не избирали старика с редкой бородой, с редкими волосами на голове, ибо из-за таких «недостатков» мог быть неурожай.
На Сабантое проводилась обрядовая вспашка. Еѐ выполнял хан, а ханий бросала на пахоту семена, потом они вдвоѐм поливали землю и имитировали уже жатву урожая.
На празднике также особую роль играл ряженный в маску козла – теке (буквально козѐл). Он имел право высмеять жадных баев, лжецов, лентяев. Ещѐ теке воспевал доброту, скромность, трудолюбие и выполнял роль организатора развлечений, игр.
Сабантой – праздник показа стариками своей мудрости, молодѐжью – силы, удали, мастерства в исполнении песен, танцев. Юноши состязались в джигитовке, в стрельбе из ружья и лука, соревновались силачи и борцы, наездники. Устраивался конно-спортивный праздник. Ногайский Сабантой выступал как аграрный праздник, воспевал весеннюю полевую работу, силу, здоровье человека. В нѐм переплетались мотивы 10 справедливости, гуманизма, дружбы между народами, несмотря на их религии. Каждый год перед Пасхой в пятницу дети выходят прямо классами на Май-тобе (высокий холм), на праздник Тепреш. Отличительным признаком этого праздника является окрашивание яиц и катание их с горки.
Я долго расспрашивала об этом празднике. Вот что рассказала мне бабушка.
- Обычай крашения и игры с яйцами является одним из доисламских обычаев ногайцев. Яйцо, заключающее в себе новую жизнь, представлялось древнему человеку источником мироздания. Оно широко применяется до сих пор как символ плодородия.
ВЫВОДЫ
В настоящее время часто приходится вспоминать об истории и этнографии народов. Так, наверное, и должно быть. Реалии жизни справедливо заставляют человека еѐ стороны взглянуть на себя, интересоваться жизнью своих предков, истоками родного народа, его местом в мировой цивилизации. Это естественно. Поэтому вполне понятно, что издаются новые исследования по истории, культуре народов. Сия участь не обходит и мой народ. Эта исследовательская работа дала мне возможность узнать у старожилов, старейшин, пожилых людей нашего села о таких нормах поведения, обычаях, которые помогут нам стать добрее, внимательнее, благороднее
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Да, ногайцы были и в прошлом многочисленным, имеющим собственное государство народом. От былого величия остались исторические свидетельства, воспоминания. Только тот, кто знает свои корни, способен с уважением относится к другим народам. Каждый народ мечтает жить в мире, согласии, благоденствии, спокойно сажать сады, строить дома, растить детей. Так давайте же во имя нашего светлого будущего будем прививать принципы добрососедства, терпимости и уважения к окружающим людям, созидать, а не разрушать. Ведь у всех нас один общий дом – наша Земля, одно на всех дано нам небо.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Керейтов Р.Х. «Ногайцы» 2008г. Сикалиев А.И. «Айт десенъиз – айтайым» 1988г. Калмыков И.Б. «Народные игры» 1990г. Фоменко Н. «Древняя история ногайцев» Половецкая луна 1994г. Керейтов Р.Х. «Орда пашню пахала на Куме» 1996г