Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Всеобщая история» для обучающихся 5 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; примерной программы основного общего образования, на основе авторской программы Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира».
Цель и задачи учебного предмета
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи:
Обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Обеспечить понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
Обеспечить владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
Обеспечить осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
Обеспечить приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изучение всеобщей истории начинается с истории древнего мира.
На материале древней истории начинается формирование системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Пятиклассники впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучение древней истории основывается на цивилизационно-гуманитарном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе вначале в значении «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полное понимана термина «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) даётся на примере античной (полисной) цивилизации. В то же время содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства и исторического движения. Эти линии соединяет воедино сквозная линия — человек, личность в истории.
Структурно учебный предмет «Истории Древнего мира» разделен на четыре раздела: I. Жизнь и открытия первобытных людей; II. Древний Восток; III. Древняя Греция; IV. Древний Рим. Каждый раздел состоит из тем, которые, в свою очередь, делятся на уроки.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение истории в 5 классе учебным планом предусматривается 2 часа в неделю из обязательной части.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Всеобщая история»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
5. Содержание учебного курса
Раздел Примерная программа Авторская программа
Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира»
Введение Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Увлекательный мир истории. Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Счет лет в истории. Многообразие способов счета лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.
Раздел I. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ
Собиратели и охотники каменного века. Первые люди на Земле. Человек — потомок обезьяны. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный». Открытия и изобретения древних охотников. Прародина человечества и причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др. Потепление — изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека. Искусство и религия первобытных людей. Открытие пещерной живописи и споры о ее происхождении. Создатели древних рисунков и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.
У истоков цивилизации. Возникновение земледелия и скотоводства. Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества. Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Образование родовых общин и племен. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремесел. Факторы усиления неравномерности и разнообразия эволюции древних земледельцев. От первобытности к цивилизации. Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и ее экономические последствия: появление излишков, разделение племен на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати. Основные признаки первобытного периода и цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей, приведшие к цивилизации. Основные признаки цивилизации: города, письменность, государство, аппарат управления и подчинения, более высокий уровень жизни и культуры, др. Наследие первобытного мира и современность.
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Цивилизации речных долин. «Египет — дар Нила». Природно-географическое положение Египта, роль реки Нил в развитии древней цивилизации. Условия для занятия земледелием. Мифологические представления о причинах разливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства. Письменность Египта. Страна двух рек. Географическое положение Месопотамии (Междуречья), его природно-климатические особенности. Шумеры и тайны их происхождения. Особенности шумерских городов. Глиняные таблички и клинопись. Мифы и сказания шумеров. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н.э. Личность «царя четырех стран света». Законы Хаммурапи как исторический источник. Древнейшие цивилизации Индии и Китая. Географическое положение Индии и Китая, особенности рек Инд и Хуанхэ. Мифы о потопе как отражение природных и культурных особенностей древних народов Индии и Китая. Хараппская цивилизация. Особенности источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке.
Древний Египет. Фараоны и пирамиды. Вещественные и письменные источники истории Египта. Пирамиды Египта. Значение фараона в древнеегипетском обществе. Жизнь в Древнем Египте. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Условия жизни и занятия вельмож. Значение жрецов в древнеегипетском обществе. Народные восстания. Завоевания фараонов. Предпосылки завоевательных походов в Азию и африканские страны в середине II тыс. до н.э.: освобождение от иноземного владычества, укрепление армии, богатства соседних стран. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV в. до н.э. в самое могущественное государство в мире. Новая столица Египта — Фивы, дворцы и храмы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины ее провала. Культура Древнего Египта. Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Религия древних египтян, пантеон богов как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Миф об Осирисе. Предпосылки развития в Древнем Египте математики, медицины и астрономии. Научные знания и изобретения египтян в этих и других областях познания.
Западная Азия в век железа. Финикийские мореплаватели. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Города-колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности. Древняя Палестина. Географическое положение и природные особенности Палестины. Древнейшее население, первые государства и их отношения с соседями до прихода на эти земли филистимлян и евреев. Начало железного века в Палестине. Библия об истории еврейского народа до победы над филистимлянами, принятия единобожия и образования государства Израиль. Первые цари Израиля. Строительство храма в Иерусалиме. Причины распада единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства. Ассирийская военная держава. Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие ее военное превосходство над соседними государствами с началом железного века. Ассирийская армия — армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование военной державы и политика ассирийских царей в завоеванных странах. Правители Ассирии. Причины падения Ниневии в конце VII в. до н.э. Победители Ассирии. Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Образование новых государств в Малой Азии: Лидия, Мидия, Персия. Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже VII—VI вв. до н.э. Памятники культуры: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные познания вавилонян.
Великие державы Древнего Востока. Образование державы Маурьев в Индии. Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н.э. Предпосылки перехода индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремеслам. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга. Верования индийцев. Варны, отношения в обществе. Образование державы Маурьев и ее расцвет в царствование Ашоки (III в. до н.э.). Легенда о Будде. Причины введения буддизма и его роль в укреплении государства. Культурные достижения и научные открытия индийцев. Единое государство в Китае. Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI—III вв. до н.э. Конфуций и его учение. Объединение Китая под властью Цинь Шихуана и создание великой державы. Великая Китайская стена. Изобретения китайцев. Великий шелковый путь. Великая Персидская держава. Объединение__ персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоеванных народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария I над своими соперниками, его административные, денежные и военные реформы.
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая Греция. Греция и Крит в эпоху бронзы. Географические и природные условия Греции. Занятия древнейших жителей Балканского полуострова. Вторжение ахейских племен в начале II тыс. до н.э. Миф о Тесее и Минотавре. Ахейская Греция в XV—XII вв. до н.э. Микены, Троя и другие города-государства как памятники истории и культуры бронзового века. Троянская война в мифах и археологических открытиях XIХ—ХХ вв. Поэмы Гомера. Вторжение дорийских племен на Балканы в конце II тыс. до н.э. и причины их побед над ахейцами. «Темные века» в истории Греции и становление новой греческой цивилизации. Мифы о Троянской войне и ее героях как память об ахейской Греции. Образ Гомера и дискуссия об авторе поэм «Илиада» и «Одиссея». «Илиада» и «Одиссея» как бессмертные памятники культуры и ценные исторические источники. Боги и герои Эллады. Мифы о богах Олимпа. Герои Эллады: Геракл, Прометей, Ахилл и др. «Идеальный герой» Древней Греции: черты характера, качества личности, цели жизни, поступки и др. Древнегреческая мифология как тема в мировом искусстве.
Рождение античного мира. Греческие полисы и Великая греческая колонизация. Сущность «греческого чуда» и его последствия для дальнейшего развития Греции и Древнего мира. Эллины и варвары. Полис как город-государство. Причины особого пути развития греческой культуры. Великая греческая колонизация. Афинский полис. Географическое положение Аттики и занятия ее жителей. Положение различных слоев населения Афинского полиса. Реформы Солона. Победа демоса и тирания Писистрата. Реформы Клисфена. Древняя Спарта. Географическое положение Спарты и природные условия Лаконии. Государственное управление в Спарте. Спартанское войско. Ценности и идеалы спартанского общества. Система воспитания детей и молодежи.
Греко-персидские войны. Начало греко-персидских войн. «Встреча двух миров»: Греции и Персидской державы на берегах Эгейского моря в конце VI в. до н.э. Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милете. Первый (492 г. до н.э.) и второй (490 г. до н.э.) походы персов против Афин. Соотношение сил персов и греков. Планы персов в Марафонской битве. Тактика Мильтиада и причины победы греков. Значение победы греков в битве при Марафоне.Персидское нашествие на Грецию и его итоги. Фемистокл об особенностях новой войны с персами. Строительство военного флота и объединение граждан Афин перед новой угрозой персидского нашествия. Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободительной борьбы. Фермопильское сражение и его значение в укреплении боевого духа эллинов. Саламинское сражение. Итоги войн с Персией.
Могущество и упадок Афин. Расцвет демократии в Афинах. Главенствующее положение Афин в греческом мире во второй половине V в. до н.э. От Афинского морского союза — к Афинской морской державе. Недовольство союзников политикой Афин и предпосылки образования Пелопоннесского союза. Укрепление основ демократии в Афинах в результате греко-персидских войн. Народные собрания как феномен социально-политической жизни Афин. Категории населения, лишенные гражданских прав. Ограниченность афинской демократии. «Век Перикла». Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э. Особенности системы рабовладения в Греции и странах Востока. Источники рабства в античном мире. Причины увеличения численности рабов в ходе греко-персидских войн и превращения Афин в морскую державу. Масштабы использования рабов в ремесле и сельском хозяйстве. Положение рабов и отношение к ним свободных греков. Пирей — международный торговый порт и источник обогащения Афинского государства. Пелопоннесская война. Причины и начало Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н.э.). Интересы различных слоев афинского общества и других греческих полисов в военном конфликте со Спартой и ее союзниками. Непрочность Никиева мира (421 г. до н.э.). Алкивиад на посту стратега и его планы против Спарты. Сицилийская катастрофа. Бегство Алкивиада в Спарту и критическое положение Афин (411 г. до н.э.). Вторичное избрание Алкивиада на должность стратега, победа афинского флота над спартанским. Роль Алкивиада в истории Афин. Последний этап войны (406—404 гг. до н.э.). Трагедия у Аргинусских островов и ее последствия для Афин. Поражение Афин в Пелопонесской войне и ее последствия для Греции в целом.
Греческая культура. Образование, наука и спорт в Древней Греции. Понятие «гражданин», права и обязанности гражданина полиса, «идеальный гражданин». Система обучения и воспитания детей в греческих полисах. Предпосылки становления в Древней Греции науки как особого рода деятельности. Научные интересы и открытия греческих ученых. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве. Отношение греков к себе и миру, роли личности в истории. История первых Олимпийских игр и их значение в жизни полисов и греческого мира. Искусство и литература в Древней Греции. Архитектурные особенности греческих храмов, места их расположения и роль в жизни полисов. Афинский акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения. Древнегреческий театр.
Македонские завоевания. Возвышение Македонии. Геополитическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе Филиппе II. Личность Филиппа II как политика и полководца. Македонская фаланга. Реакция разных слоев населения Греции на угрозу македонского завоевания. Деятельность Демосфена. Битва при Херонее (338 г.до н.э.) и объединение полисов под властью Филиппа II. Подготовка греко-македонского похода против персов. Гибель Филиппа II. Завоевания Александра Македонского. Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.) и падение Персидской державы. Продолжение восточного похода Александра Македонского. Завоевание Средней Азии и долины Инда, основание новых городов. Образование Македонской державы. Греческий Восток. Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам и др. Греческий Восток — ареал распространения античной культуры. Александрия Египетская —политический, культурный и научный центр мира в III—I вв. до н.э. Александрийский маяк, Музей, Александрийская библиотека. Ученые эпохи эллинизма и их открытия.
Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
ДРЕВНИЙ РИМ
Образование Римской республики Начало римской истории. Географическое положение и природные условия Апеннинского полуострова и Сицилии. Италия как объект греческой колонизации. Хронологические границы истории Древнего Рима и ее периодизация. Основание Рима: легенда и археологические раскопки на берегах Тибра. Этруски. Латины. Царский период истории Рима: признаки перехода от первобытности к цивилизации: вожди, совет старейшин (сенат), народное собрание. Патриции и плебеи. Легенды о героях Древнего Рима. Республика римских граждан. Установление республики (509 г. до н.э.). Борьба плебеев за свои права и интересы, введение должности народного трибуна. «Сенат и римский народ»: своеобразие формы и режима правления в Римской республике. Римская армия в первой половине I тыс. до н.э. Пантеон римских богов. Завоевание Римом Италии. Политика римлян по отношению к соседним народам и племенам. Войны с галлами. Завоевание Средней и Южной Италии. Войны с Пирром. Причины военных и политических побед римлян над своими противниками. «Разделяй и властвуй!» как принцип управления подвластными территориями и народами. Основные изменения во внутреннем и внешнем положении Рима к III в. до н.э.
Римские завоевания в Средиземноморье. Первая война с Карфагеном. Предпосылки выхода Рима на широкую международную арену в III в. до н.э. Основные соперники Рима в борьбе за господство в Западном и Восточном Средиземноморье. Политическое и экономическое положение Карфагена в Западном Средиземноморье в начале III в. до н.э. Столкновение интересов Рима и Карфагена в борьбе за Сицилию. Цели участников в Первой Пунической войне. Сильные и слабые стороны армии Карфагена, полководец Гамилькар. Создание военно-морского флота и победа Рима в упорной борьбе за Сицилию. Предпосылки новых столкновений и подготовка к ним в Риме и Карфагене. Ганнибал. Война с Ганнибалом. Нарушение Карфагеном мирного договора и объявление войны. Военные планы римлян и вторжение Ганнибала в Италию через Альпы. Отношение к войску карфагенян местных италийских племен, покоренных римлянами. Споры в сенате о тактике борьбы с Ганнибалом. Консулы Фабий и Варрон в битве при Каннах (216 г. до н.э.). Причины победы Ганнибала и ее последствия. Публий Корнелий Сципион и победа римской армии у города Замы (202 г. до н.э.). Причины поражения Карфагена во Второй Пунической войне и условия мирного договора, обеспечившие Риму господство в Западном Средиземноморье. Общее и особенное во Второй Пунической войне. Рим — завоеватель Средиземноморья. Продолжение завоевательной политики Рима в Восточном Средиземноморье. Причины разобщенности восточных государств перед общей угрозой римского нашествия. Война с Македонией. Политика «Разделяй и властвуй!» в войнах против великих царств Малой Азии и полисов Греции. Третья Пуническая война (149—146 гг. до н.э.) и уничтожение Карфагена. Рим — владыка Средиземноморья. Провинции и принципы управления ими. Последствия римских завоеваний III—II вв. до н.э. для Рима и покоренных им народов.
Гражданские войны в период Римской республики. Народные трибуны — братья Гракхи. Внутреннее положение Рима в связи с образованием мощного Средиземноморского государства. Противоречия между римлянами и союзниками, покоренными народами, аристократами и народом. Положение крестьян и ремесленников в связи с активной завоевательной политикой Рима в III—II вв. до н.э. Братья Гракхи: происхождение, образование и семейное воспитание, черты характера. Земельный закон трибуна Тиберия Гракха (133 г. до н.э.) и борьба вокруг него между римской знатью и народным собранием. Законодательная деятельность Гая Гракха в должности народного трибуна (123—121 гг. до н.э.). Причины поражения реформ братьев Гракхов. Начало гражданских войн в Римской республике. Сулла — первый военный диктатор Рима. Обострение противоречий внутри римского общества и государства на рубеже II—I вв. до н.э. Война в Нумидии. Военные реформы Гая Мария и превращение римской армии в наемную. «Союзнические» войны и наделение италиков гражданскими правами. Войны Рима с Митридатом в Малой Азии и Греции. Борьба между сторонниками Мария и Суллы. Отличия диктатуры Суллы от «обычной» власти диктатора в Риме. Изменения в социальноэкономической и политической жизни Рима в результате новых гражданских войн, реформ и проскрипций Суллы. Восстание Спартака. Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III—I вв. до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака, развитие событий в 74—71 гг. до н.э., основные сражения, направления походов рабов, причины поражения. Цезарь — повелитель Рима. Предпосылки усиления роли армии и полководцев в политической жизни Римской республики в I в. до н.э. Личности трех самых влиятельных полководцев Рима в середине I в. до н.э.: Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Цели триумвирата (60 г. до н.э.). Раздел провинций и использование власти проконсулов каждым из триумвиров. Войны Цезаря в Галлии и переход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49—48 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря. Цезарь — пожизненный диктатор, принципы его управления Римом и причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря (44 г. до н.э.). Падение республики. Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. «Последние республиканцы» и «наследники Цезаря». Амнистия Цицерона как временный компромисс между политическими группировками. Поражение республиканцев в битве у г. Филиппы (43 г. до н.э.). Борьба между Антонием и Октавианом за единоличную власть. Причины победы Октавиана.
Расцвет и могущество Римской империи. Император Октавиан Август. Властные полномочия Октавиана и укрепление его единоличной власти. Новые завоевания и расширение границ Римской империи. Предпосылки расцвета римской культуры во времена правления Октавиана. Золотой век поэзии. Вергилий, Гораций и главные идеи их произведений. Развитие научных знаний в Древнем Риме. Цезари Рима. Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров). «Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры: черты личности, цели, способы и итоги их правления в оценках современников и потомков. Расширение границ Римской империи при Траяне. Жизнь в Римской империи. Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Особенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времен империи: Пантеон, Колизей, триумфальные арки и колонны, акведуки. Отдых и досуг римлян: амфитеатры, термы, цирки. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Причины расширения гражданских прав на все свободное население Римской империи (212 г.). Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Рабы с хижинами и колоны.
Закат античной цивилизации. Кризис Римской империи в III веке. Признаки кризиса во всех сферах жизни римского общества и государства. Император Аврелиан (270—275 гг.).Христианство. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи. Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Христианские общины, преследования первых христиан в императорском Риме. Предпосылки превращения христианства в конце III в. в организованную и влиятельную силу. Руководители христианской Церкви. Императоры Диоклетиан и Константин. Личности римских императоров III—IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетиан (284—305 гг.) и начало периода поздней Римской империи. Реформа управления Римом (августы, цезари, тетрархия): уничтожение признаков республики и установление монархии. Административная и налоговая реформы, их эффективность в борьбе с экономическим кризисом Рима. Константин (306—337 гг.) и его реформы в религиозной (313 г.), социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи. Причины прекращения гонений на христианскую Церковь и основание «Нового Рима» (330 г.). Падение Западной Римской империи. «Варваризация империи» в I—IV вв. Натиск гуннов и готов на границы империи в период Великого переселения народов (IV—V вв.). Политика Феодосия I по преодолению кризисных явлений. Утверждение христианства в качестве единственной религии, раздел империи (395 г.) и др.; ее последствия для судеб Западной и Восточной Римской империи. Нашествия варваров на Рим в V в.: Аларих и взятие Рима готами в 410 г.; Аттила и «битва народов» (451 г.), разорение Рима вандалами (455 г.), захват Рима в 476 г. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п Название раздела/темы Количество часов по авторской программе Количество часов по рабочей программе Количество часов на контрольные мероприятия Основные виды учебной деятельности
1 Введение. Увлекательный мир истории 1 1 Усвоение значения терминов история, исторический источник, археология.
Обсуждение проблемы: для чего нужно знать историю. Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника.
Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга.
2 Жизнь первобытных людей и их открытия
7 7 1(тестирование) Комментирование и формулирование основных понятий. Сравнивание первобытного и современного человека. Дать характеристику предшественникам людей современного типа, их антропологическим особенностям и образу жизни.
Определить значение и роль общины в жизни человека. Анализ и оценка информации, представленной из различных источников. Чтение, анализ и оценка текста учебника.
Определение цели урока и выполнение заданий учителя.
Учебный диалог. Узнать условия жизни и основные занятия первобытных людей в условиях до и после Великого оледенения. Найти различия на рисунках и таблицах изображений орудий труда первобытного человека. Показать на карте территории, заселенные первобытными людьми. Объяснить причины освоения первобытными людьми новых территорий. Осознание важности трудовой деятельности в жизни людей.
Выполнение заданий учителя, представлять результаты
работы. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Понимание важности трудовой деятельности и коллективного опыта как необходимых факторов развития человеческого общества. Сформировать понятия «религия», «искусство», «миф». Привести доказательства существования религиозных верований у первобытных
людей. Объяснить причины возникновения религиозных верований.
Структурировать учебный материал, подготовить сообщения и презентации.
Осознать связь искусства и религии. Проанализировать понятия «присваивающее хозяйство» и «производящее
хозяйство». Объяснить преимущества производящего хозяйства по сравнению с присваивающим. Описать жизнь и занятия людей в родовой общине. Составить конспект урока. Узнать причины перехода от каменного века к бронзовому, объяснить причины и следствия появления социального
неравенства между людьми. Сформулировать определение понятий
«первобытность» и «цивилизация».
3 Древний Восток 19 19 4(тестирование) Работа с текстом и картой, с различными источниками информации. Установить соответствие между объектами и их характеристиками, провести сравнение объектов. Структурировать учебный материал, составить конспект урока в тетради, установить причинно-следственную связь. Осознать значимость труда для достижения поставленной цели.
Применять полученные знания на практике. Определить цель урока и поставить задачи, необходимые для ее достижения. Отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. Формировать познавательный интерес
к истории, процессу научного познания. Осознать роль
труда народных масс в создании цивилизации. Познакомиться с природными условиями и географическим положением Древнего Египта,условиями и причинами возникновения древнеегипетской цивилизации, особенностями письменности древних египтян. Выделить основные признаки цивилизации на примере Египта. Привести примеры достижений цивилизации. Показать на карте Верхний и Нижний Египет, долину и дельту Нила, Мемфис. Работа с историческими документами.
Узнать географическое положение и природно-климатические особенности Междуречья и причины возникновения цивилизации. Сравнить природные условия и особенности исторического развития Древнего Египта и Междуречья, выделить сходство и отличия. Привести примеры достижений цивилизации. Показать на карте Междуречье, Шумер, Тигр, Евфрат.
Узнать роль царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержание
судебника царя. Дать характеристику правлению царя и его законодательству.
Охарактеризовать систему управления Древнеегипетским государством. Описать древнеегипетские пирамиды как символов власти и обожествления фараонов. Узнать условия жизни и труда
земледельцев и ремесленников, а также занятия и условия жизни вельмож. Объяснить роль жрецов в древнеегипетском обществе. Показать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Узнать географическое положение и природные условия Финикии, Ассирии и Палестины, а также направления финикийской колонизации. Объяснить значение железного века в истории человечества. Описать ассирийскую армию, ее вооружение и приемы ведения войны и памятников ассирийской культуры. Охарактеризовать роль исторических личностей. Узнать особенности природных
условий Древней Индии, Древнего Китая, Персии и занятий ее населения, а также истории образования
и расцвета державы, культурных достижений и религиозных верований.
4 Древняя Греция 19 19 3(тестирование) Работа с текстом и картой, с различными источниками информации. Установить соответствие между объектами и их характеристиками, провести сравнение объектов. Структурировать учебный материал, составить конспект урока в тетради, установить причинно-следственную связь. Осознать значимость труда для достижения поставленной цели.
Применять полученные знания на практике. Определить цель урока и поставить задачи, необходимые для ее достижения. Отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. Формировать познавательный интерес
к истории, процессу научного познания. Узнать географическое положение и природные условия Древней Греции и Крита, историю и культуру Крита и Ахейской Греции. Показать на карте части Греции и Крит, соотнести их географическое положение с географическим положением государств Древнего Востока. Узнать особенности периода «темных веков» в истории Древней Греции, содержание поэм Гомера и основных сведений о жизни поэта. Проанализировать содержание отрывков из поэм. Узнать основных древнегреческих богов и связанных с ними мифов. Узнать причины возникновения греческих полисов, а также причины Великой греческой колонизации. Описать
и охарактеризовать типичный античный полис. Узнать географическое положение, природные условия и занятия жителей Аттики, историю становления демократии в Афинах. Описать спартанскую армию и спартанское воспитание. Сравнить политическое и социальное устройство Спарты и Афин. Узнать причины
греко-персидских войн и основные события их начального периода, а также значение победы греков при
Марафоне. Оценка личности Мильтиада и его роли в борьбе против персидской агрессии. Узнать особенности рабовладения в Древней Греции, источники рабства,
использование рабского труда в ремесле, положение рабов. Сравнить рабовладение в Древней Греции и странах Древнего Востока. Узнать причины, ход и итоги Пелопоннесской войны. Узнать географическое положение, природные условия и причины возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и
истории подчинения греческих полисов Македонии. Узнать основные события и сражения Восточного похода
Александра Македонского. Объяснить причины победы
македонской армии над персами.
Древний Рим 22 22 3(тестирование) Работа с текстом и картой, с различными источниками информации. Установить соответствие между объектами и их характеристиками, провести сравнение объектов. Структурировать учебный материал, составить конспект урока в тетради, установить причинно-следственную связь. Осознать значимость труда для достижения поставленной цели.
Применять полученные знания на практике. Определить цель урока и поставить задачи, необходимые для ее достижения. Отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. Формировать познавательный интерес
к истории, процессу научного познания. Узнать географическое положение, природные условия и занятия населения Древней Италии. Показать на карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилия, земли, населенные латинами, этрусками, галлами. Описать памятники культуры этрусков. Узнать политическую организацию и социальную структуры Рима в царский период. Узнать причины и характер борьбы патрициев и плебеев, государственное устройство Римской республики. Описать права и обязанности римских должностных лиц. Узнать причины военного противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий в Первой Пунической войне,ее результаты и значение. Узнать причины гражданских войн в Риме и причины падения республики. Дать характеристику периоду гражданских войн в Риме. Описать личности деятелей римской истории периода
гражданских войн. Показать на карте географические
объекты, связанные с гражданскими войнами в Римской
республике.
5 Повторение. Учетно-проверочный 2 2 1(итоговое тестирование) Повторить основные периоды и события истории Древнего мира. Дать общую характеристику древних цивилизаций и государств и показать их на карте. Оценить деятелей древней истории. Привести примеры культурных достижений древних народов.
Установить соответствие между объектами и их характеристиками, провести сравнение объектов. Установить причинно-следственную связь. Осознать значимость труда для достижения поставленной цели.
Применять полученные знания на практике. Отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. Формировать познавательный интерес к истории, процессу научного познания.
70 70 12 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Компоненты оснащения Необходимое оборудование и оснащение
1. Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета основной школы 1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
1.2. Учебно-методические материалы:
1.2.1. УМК по предмету
Авторская программа Михайловского Ф.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Русское слово», 2014 г.;
Учебники:
Михайловский Ф.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Русское слово», 2014 г.
Дидактические и раздаточные материалы по предмету:
Раздаточные
Тест «Жизнь и открытия первобытных людей», «Цивилизации речных долин», «Древний Египет», «Западная Азия и Великие державы Древнего Востока», «Древнейшая Греция и рождение античного мира», «Греко-персидские войны. Древнегреческая культура», «Македонские завоевания», «Образование римской республики. Римские завоевания», «Гражданские войны в период Римской республики», «Расцвет и закат римской империи»
Дидактические материалы
Карты «Греция в 4 в. до н. э.», «Древний Египет 4-1 тыс. до н.э.», Древний Восток 4-1 тыс. до н.э.», «Завоевание Рима в 2-1 тыс. до н.э.», Греция/Греко-персидские войны», «Междуречье в древности», Персидская держава в 6 в. до н.э.», «Древняя Греция до середины 5 в. до н.э.», «Древня Италия до середины 3 в. до н.э.», «Египет и Передняя Азия в древности», «Первобытнообщинный строй на территории нашей страны», «Рост Римского государства в 3 в. до н.э.».
Ф. П. Коровкин. Аппликации по истории Древнего мира
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
Интерактивная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии
Компакт-диск «История. 5 класс»
Компакт-диск «Всеобщая история. 5 класс, 6 класс»
Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии:
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
www.google.ru
www.rambler.ru
www.yandex.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
- http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
- http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru207
2. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
Оборудование (мебель):
Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт
Стол письменный для учителя
Столы двухместные ученические в комплекте со стульями
Стул для учителя
Шкафы секционные для оборудования
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.