Выступление НПК Я — исследователь 2017г.
XI городская научно-практическая конференция младших школьников
«Я – исследователь»
«Сказка живет»
Автор работы: ученица 3 «б» класса
МБОУ «СОШ № 5»
Свиридова Софья
Руководитель исследовательской работы
Канаева Анна Александровна.
Зима – 2017 год
Оглавление
1. Введение 3
2. Основное содержание 4
3. Результаты исследования 7
4. Заключение 8
5. Список литературы 9
6. Приложения 10
« ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Введение
Тема: «Сказка живет».
Актуальность. Я выбрала эту тему не случайно. На уроке литературного чтения нам задали сочинить волшебную сказку. Мне очень понравилось это задание, так как я очень люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои - это феи. Я читаю сказки и себя представляю в роли феи. Я решила сочинить свою сказку «Таинственная страна волшебства». Первые слова в ней стали: «Где- то там…». Не все ребята выполнили это задание. Я заметила, что некоторые из них и чужие слушали невнимательно. Неужели они не любят сказки и не хотят их даже читать? Я решила выяснить это. Моя учительница посоветовала мне написать исследовательскую работу, чтобы не только выяснить, кто и почему не любит читать и сочинять сказки, но и помочь им понять как это интересно и увлекательно.
Цель: выяснить, почему мои одноклассники не любят читать и сочинять сказки, и привить им любовь к чтению.
Задачи:
1.Провести анкетирование среди учащихся 3 «б» класса.
2.Опросить школьного библиотекаря, кто и какие книги берет в библиотеке.
3.Собрать творческую группу среди одноклассников.
4.Создать сборник волшебных сказок. Разместить на стенде в классе «Дерево познания»
5.Опубликовать свои сказки на конкурсе Центра интеллектуального развития «Академия таланта».
6. Собрать игровые упражнения для развития беглости чтения.
Предмет исследования: уровень читательской активности и творческих способностей одноклассников.
Объект исследования: ученики 3 «б» класса
Гипотеза: если научиться сочинять свои сказки, то повысится интерес к чтению.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, создание творческой группы единомышленников, привлечение к совместной творческой работе одноклассников.
Исследование
Я прочитала одноклассникам свою сказку «Таинственная страна волшебства». Ребятам понравилась сказка, но некоторые ребята не слушали меня и были не готовы к уроку. Мне стало интересно, почему не все мои одноклассники хотят слушать, читать и сочинять сказки. Я решила провести анкетирование, чтобы узнать, насколько ребята любят читать, что читают и кто любит сочинять сказки. Результаты анкетирования оформила в таблице и графически. В нашем классе 24 человека.
1. Работа в библиотеке
Сколько учащихся 3б класса посещает библиотеку? (количество карточек)
Сколько сборников сказок?
Какие больше всех выбирают ребята?
2. Работа в библиотеке с карточками
Кто из ребят читает сказки? Количество сказок в полугодие
Редко 1- 4 сказок в полугодие
Часто 5 – 10 сказок в полугодие
Книги с одной сказкой
Сборники сказок ( количество сказок)
Результаты читательской активности в 3 «б» классе мы посчитали со школьным библиотекарем Лашкиной Лидией Ивановной.
1.Всего записано в первом полугодии 14 человек.
№ п/пФ.И. учащихся посещения Названия книг
1 Бушко Евгений 1раз. рассказы
2 Галактионова Елизавета 2раза 3 сказки,
1 сборник русских сказок
3 Гузняков Сергей 3раза 4сказки, 1 сборник
4 Докука Карина 1раз. 1сказка
5 Золотова Арина 1 раз. 1 книга со сказками
6 Копылов Виктор 5 раз. 9 книг, 6 сказок
7 Малкова Диана 7 раз. 6 книг со сказками
8 Малышев Даниил 7 раз. 5 книг со сказками
9 Михайлов Даниил 2 раза 3 книги со сказками,
1 сборник сказок
10 Михайлов Максим 3раза 6 книг, 3 сказки, 1 сборник русские
народные сказки
11 Николаева Татьяна 3 раза 1 сборник сказок
12 Пономарёва Елизавета 1раз. 1 книга со стихами А.Л.Барто13 Ситникова Ксения 1 раз. 1 книга .Сказки К.И.Чуковского
14 Чурбаков Максим 3 раза. Журнал «Непоседа»
Вывод: Всего посещают школьную библиотеку в 3 «б» классе 14 человек, что составляет (63 %). Ребята предпочитают читать русские народные сказки. В библиотеке берут книги 63%, но только 12,5% берут сказки, а 29% читают сказки в интернете, получается, что 8% читают сказки в интернете, но не указали себя среди тех, кто любит читать сказки. Поэтому могу сделать вывод, что сказки любят читать 29%, а не 21%. Сочиняют сказки 21%, но потешки сочиняют 50%, значит, умеют сочинять 50%. Думаю, если их заинтересовать, то сочинять смогут ещё больше. Для начала, я сходила в школьную библиотеку и спросила фамилии самых активных читателей, их оказалось 5 человек, затем я спросила, что предпочитают брать в библиотеке. Многие мои одноклассники приходят и читают детские журналы, книги берут очень редко.
Всего за 1 полугодие взято 31 книга сказок, из них 4 сборника сказок. Кроме того ребята посещают читательский зал. Любят читать журналы « Непоседа», «Ухтышка», «Мурзилка» и некоторые ребята берут журналы домой. В школе при подготовке домашнего задания по внеклассному чтению ребята с удовольствием пользуются услугами интернет. Анализируя читательскую активность 3 «б» класса можно сказать, что больше всех посещают библиотеку : 1. Копылов Виктор- 9 раз., 2. Малкова Диана – 7раз., 3. Малышев Даниил- 7 раз. Каждый из них взял по 6 книг со сказками.
Критерии
( 22 чел.) количество проценты
1- 4 сказок в полугодие
3 чел. 13%
5 – 10 сказок в полугодие
10 чел. 45%
Больше 10 сказок в полугодие 3чел. 14%
Читательская активность у ребят средняя, так как некоторые предпочитают читать в интернете, а это сложно отслеживать насколько часто дети читают. Но в классе на уроках можно проверить готовность детей при ответах.
Анкета для учащихся:
Вопросы
(22чел.) Время проведения декабрь 2016
городская Филиал № 5 в интернете школьная
Посещаете ли вы библиотеку? 3 чел.
(13%) 1 чел
(4%.) 4 чел.
(18%) 11чел.
(50%)
часто редко никогда 2.Как часто вы выбираете сказки? 6чел.
(27%) 5чел.
(22%) 2чел.
(9 %) устно записывает Сдаёт
учителю конкурс
3. Кто из вас сочиняет сказки? 5чел.
(22%) 4чел.
(18%) 5чел.
(22% 3чел.
(13% )народные литературные волшебные О животных
4. Какие сказки вы любите читать? 10чел
(45%) 8чел.
(36%) 10чел.
(45 %) 8чел
(36 %).
Результаты анкетирования
Таким образом, я выяснила, что в нашем классе
выбирают сказки - 11 человек (50 %),
посещают библиотеки – 15 чел.( 68%),
в интернете – 4 чел., (18 %),
любят сочинять сказки 9 чел. – (40%),
а 3 человека приняли участие в конкурсе (13% ),
некоторые предпочитают читать в интернете 4 чел. (18 %)
Я собрала тех ребят, кто умеет сочинять и любят читать сказки, и предложила создать сборник волшебных сказок. Ребята увлеклись идеей. Для того, чтобы привлечь к этой работе одноклассников, решили использовать «Дерево познания». В нашем классе был вывешен плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. Листочки этого дерева – лепестки цветка. В центре цветка - фотография ученика. Ребята прикрепляют свой листочек - лепесток, на котором написали название своей сказки или той, которую они прочитали дома. Так они помогают распуститься сказочному «Дереву познания». Сами сказки ребята сдавали учителю. Проверяли сказки и ребята из творческой группы. Также они проверяли каждый листочек на дереве, выясняли достоверность того, что на нем написано. Лучшие сказки тоже вывешивали в классе, и все их читали. Постепенно все больше ребят увлекались чтением наших сказок, а некоторые тоже решили сочинять сказки. Лучшие из них мы решили отправлять на конкурс « Академия талантов», в центр интеллектуального развития. Первой отправили мою сказку «Таинственная страна волшебства» . Она заняла на этом конкурсе первое место, и я получила «Диплом победителя! Думаю, что эта победа вселяет надежду, что каждый из нас сможет добиться успеха, если будет больше читать и учиться сочинять, фантазировать, мечтать, а главное, трудиться.
Заключение
Сказка живет только до тех пор, пока её рассказывают, слушают, читают и сочиняют.
В наше время дети перестают читать. Школьников всё больше интересуют игры в интернете. Уроки в школе, посещение кружков и секций тоже занимают много времени. Как же найти время и почитать книжку? Многие считают, что это невозможно. Но ведь на игры находят время! Правда, часто за счет домашних заданий. Но оказалось, что можно найти время и почитать, и сочинять. Работа нашей творческой группы доказала это. Я убедилась, что желание и умение сочинять помогает развивать способности ребят, они начинают больше читать, увлекаются творческими делами и лучше учатся. Таким образом, мы доказали, что сказка живет и сегодня не только в нашей стране, где столько ребят участвуют в конкурсах и создают свои сказки, но она живет и в нашей школе, в нашем классе, где все больше ребят не только читают, но сочиняют сказки. И я верю, что моя победа на конкурсе не будет единственной в нашем классе, ведь сказки моих одноклассников становятся все интересней!
Список литературы рекомендованных для внеклассного чтения в 3 классе.
Веселые стихи Б.В. Заходера. «Буква Я», «На горизонтских островах», «Никто».
«Рассказы и сказки» Е.А. Пермяка. «Иголкины братья»
«Сказки» Г.Х. Андерсена. «Новый наряд короля». «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Оле-Лукойе», «Дюймовочка». «Рассказы» Е.И. Чарушина. «Про меня самого»
«Рассказы о животных» Б.С. Житкова. Книга - сборник «Что я видел».
Рассказы Н.Н. Носова. «Стихи»
В.В. Маяковского «История Власа - лентяя и лоботряса». «Рассказы о животных» В.В. Чаплиной. «Сказки-несказки»
В. Бианки «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»
Э. Шима «Приключения зайца». «Сказки»
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», « Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
П.Ершов«Конек-горбунок».
«Сказки» А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
«Рассказы о природе». Н.И. Сладкова.
«Рассказы и повести» Л.Ф. Воронковой. «Девочка из города». «Книга о защитниках отечества» А. Гайдара, Е. Благининой. «Стихи о человеке и его делах» С.В. Михалкова. «Важные дела», «А что у вас?», «Дядя Степа».
«Лесная газета» В. Бианки.
«Стихотворения и сказки Д. Родари», «Пугало».
«Стихотворения» С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом».
Банк заданий к урокам чтения.