Рабочая программа по ПМ 01 Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами
Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
3
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
19
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
22
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
040401 Социальная работа
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный модуль
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;
- осуществления социального патроната;
-создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;
-координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента
уметь:
-анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;
-пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;
-выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
-оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
-активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;
-осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
знать:
- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;
-основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов;
-особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;
-структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
№
Цель дисциплины
Ссылка
на компетенции
1
2
3
Иметь практический опыт
1.
диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;
ПК 1.1, ОК 1, ОК 3, ОК 6
2.
осуществления социального патроната;
ПК 1.3, ОК 2
3.
создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации
ПК 1.4, ОК 2, ОК 6
4.
координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента
ПК 1.2, ОК 7, ОК 8
Уметь:
5.
анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;
ПК 1.2, ОК 2, ОК 7
6.
пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения
ПК 1.4, ОК 4, ОК 5
7.
выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах
ПК 1.1, ОК 4, ОК 5
8.
оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг
ПК 1.4, ОК 9
9.
активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида
ПК 1.5, ОК 11
10.
осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
ПК 1.3, ОК 10
Знать:
11.
нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;
ПК 1.4, ОК 8
12.
основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов
ПК 1.1, ОК 13
13.
особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам
ПК 1.4, ПК 1.5, ОК 12
14.
структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
ПК 1.2, ОК 2
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 220 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 330 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 110 часа;
учебной и производственной практики – 36 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи
ПК 1.2
Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента
ПК 1.3
Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа
ПК 1.4
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам
ПК 1.5
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку
ОК 12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК. 1.1 – 1.5
МДК 01.01. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами
48
32
2
16
-
9
-
ПК. 1.1 – 1.5
МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов
102
68
10
34
9
-
ПК. 1.1 – 1.5
МДК 01.03. Технология социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами
90
60
20
10
30
9
-
ПК. 1.1 – 1.5
МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов
90
60
22
10
30
9
-
Всего:
330
220
54
20
110
-
36
-
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами
57
МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами
32
Тема 1.1. Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов
Содержание
2
Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. Ее основные задачи и принципы. Механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.
1,2
Тема 1.2. Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов
Содержание
6
Понятие и функции социального обеспечения. Международные и российские источники права социального обеспечения пожилых и инвалидов. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. Особенности региональной системы социального обеспечения пожилых и инвалидов.
2
Социальное обслуживание как элемент государственной системы социального обеспечения.
Право пожилых и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социального обслуживания пожилых и инвалидов, гарантированные законодательством России. Перечень социальных услуг для пожилых и инвалидов, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Условия оказания бесплатной и платной социальной помощи.
Право на ритуальные услуги.
Тема 1.3. Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ
Содержание
6
2
Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.
Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам.
Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам
Содержание
6
2
Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов. Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др. Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие пожилым и инвалидам льготы.
Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Возможности замены льгот денежными компенсациями.
Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам.
Практическое занятие
Определение права пожилых и инвалидов на льготы и пособия.
2
Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам
Содержание
4
2
Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством. Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов. Протезно-ортопедическая помощь.
Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования.
Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ
Содержание
6
2
Особенности трудового законодательства, определяющего права пожилых и инвалидов на труд. Признание инвалида безработным.
Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты и т.д.
Особенности жилищного законодательства в отношении пожилых и инвалидов: нормы обеспечения инвалидов жилой площадью, право инвалидов на дополнительную жилую площадь, особенности оборудования жилого помещения для инвалидов и т.д.
Консультация к экзамену
2
2,3
Самостоятельная работа при изучении раздела 1
16
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Основные источники норм права, определяющие комплекс мер по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов.
2. Основные международные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению.
3. Региональные и локальные нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых и инвалидов.
4. Обязательное пенсионное страхование.
5. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
6. Государственные национальные стандарты социального обслуживания населения.
7. Назначение, перерасчет, индексация трудовых пенсий.
8. Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения пожилым и инвалидам.
9. Порядок осуществления медико-социальной экспертизы.
Учебная практика
Виды работ:
1. Определение права пожилых и инвалидов на социальное обеспечение.
2. Определение права пожилых и инвалидов на пенсионное обеспечение.
3. Определение права пожилых и инвалидов на льготы.
4. Определение права пожилых и инвалидов на различные виды медико-социальной помощи.
9
3
Раздел 2. Применение основ психологии и педагогики в социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами
111
МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов
68
Тема 2.1. Старение и старость как социальная и психологическая проблема
Содержание
8
1,2
Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологической проболемы.
Теории старения и старости: старость как биологическая проблема; старость как социальная проблема; старость как когнитивная проблема; комплексные теории старения. Проблема возрастных границ старости.
Практические занятия
1 Старость как социальная проблема
2
Тема 2.2. Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста
Содержание
10
2
Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, обидчивость и т.д. Отношение к собственному старению. Типология личности в пожилом возрасте.
Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д.
Возрастные психологические и личностные кризисы в старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости.
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости:
- социальная ситуация жизни пожилых как полноценная ситуация развития;
- выбор стратегии старения;
- сохранение себя как личности и индивида;
- самоопределение и деятельность на разных этапах старения.
Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости.
Практическое занятие
Особенности личности и деятельности пожилого человека.
2
Тема 2.3. Познавательная сфера в период старения
Содержание
10
1,2
Развитие ощущения и восприятия: изменение слуховой чувствительности, нарушение зрения, динамика психофизических функций.
Развитие высших психических процессов. Изменения памяти. Особенности развития мышления. Причины снижения интеллектуальных функций.
Тема 2.4. Смерть и умирание
Содержание
8
1,2
Отношение к смерти. Страх смерти.
Этапы умирания. Помощь умирающему, его поддержка. Смерть в вере.
Эвтаназия- моральные, правовые и социальные проблемы.
Практическое занятие
Конец жизни
2
Тема 2.5. Психология инвалидности
Содержание
12
2,3
Психология больных с дефектами органов и аномалиями развития.
Проблема отношения к своему расстройству или дефекту.
Невротические и личностные расстройства вследствии маргинализации в обществе.
Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере у инвалидов.
Формирование чувства самоэффективности и факторы, влияющие на него. Возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ.
Социальная поддержка как фактор, определяющий специфическое отношение к собственной инвалидности.
Практическое занятие
Психологические особенности личности инвалидов.
2
Тема 2.6. Особенности обучения пожилых и инвалидов
Содержание
10
2,3
Герогогика – наука об обучении и воспитании пожилых людей.
Особенности обучения пожилых людей. Мотивация желания учиться у пожилых людей. Обучение в специализированных учреждениях, предназначенных для людей старшего возраста. Российский и зарубежный опыт обучения пожилых людей.
Проблемы занятости инвалидов. Образование инвалидов. Принципы и методы профессионального ориентирования и профессионального обучения инвалидов.
Практическое занятие
Обучение пожилых и инвалидов.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Выход на пенсию как кризисный период.
2. Отношение к старости в разных культурах (русской, западноевропейской, восточной).
3. Признаки психического старения.
4. Психодиагностика возрастных изменений личности.
5. Долголетие и жизнеспособность в пожилом и старческом возрасте.
6.Проблема одиночества.
34
Учебная практика
Виды работ:
Выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида.
Охарактеризовать психологические изменения в личности пожилого человека и инвалида.
Определить особенности и методы обучения пожилых и инвалидов.
9
3
Раздел 3. Применение технологий социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами
99
МДК 01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами
60
Тема 3.1. Технологический процесс в социальной работе
Содержание
4
1,2
Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы».
Сущность и основные характеристики технологического процесса.
Социальная технология как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Содержание и структура технологического процесса.
Основные этапы технологического процесса.
Тема 3.2. Особенности социальной диагностики трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов
Содержание
4
2,3
Понятие «социальная диагностика», ее сущность и значение. Общая логическая схема диагностического исследования ситуации клиента.
Принципы социальной диагностики. Социальный диагноз и его сущность в социальной работе. Система методов социальной диагностики.
Диагностическое исследование трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов.
Особенности первого контакта социального работника с людьми пожилого возраста и инвалидами. Выстраивание отношений между социальным работником и клиентами.
Информация и ее источники, необходимые для изучения ситуации клиента. Многообразие ситуаций пожилых и инвалидов.
Практическое занятие
Социальная диагностика психосоциального статуса пожилых и инвалидов.
4
Тема 3.3. Особенности выявления проблем пожилых и инвалидов
Содержание
4
2,3
Разработка социальным работником идеального видения ситуации клиента. Выявление проблем и затруднений пожилых и инвалидов путем сопоставления идеального представления и реальной ситуации.
Характер отношений человека к проблемам и его учет в деятельности социального работника.
Типизация проблем по степени сложности и разрешимости. Ранжирование проблем и затруднений. Разработка проблемного поля клиента.
Особенности проблем и затруднений пожилых и инвалидов и их семей: материальные, социальные, бытовые, жилищные, медицинские, психологические, педагогические, духовные и др.
Практическое занятие
Выявление проблем у пожилых и инвалидов.
2
Тема 3.4. Основные формы и виды социальной работы с пожилыми и инвалидами
Содержание
2,3
Выбор приоритетов, методов и средств решения проблем пожилых и инвалидов и их семей.
Современные виды социальной работы с пожилыми и инвалидами.
Общие и частные технологии социальной работы. Понятие интегрированных социальных технологий. Индивидуальная и групповая социальная работа с пожилыми и инвалидами.
Использование информационных технологий в практике социальной работы с пожилыми и инвалидами. Создание классификатора и картотеки типовых проблемных ситуаций пожилых и инвалидов.
4
Практическое занятие
Определение путей решения проблем и затруднений пожилых и инвалидов.
4
Тема 3.5. Технология социального обслуживания пожилых и инвалидов
Содержание
4
2,3
Формы и принципы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов Сущность и содержание социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов в сельской местности.
Организация социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Тема 3.6. Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Содержание
4
2,3
Социальная адаптация и реабилитация пожилых. Особенности восстановления социального статуса личности.
Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем пожилых людей. Социальное консультирование пожилых.
Основные принципы социальной профилактики ТЖС у пожилых.
Практическое занятие
Применение технологий при социальной работе с пожилыми людьми.
4
Тема 3.7. Основные технологии социальной работы с инвалидами
Содержание
2
2
Социальная адаптация и реабилитация инвалидов. Особенности восстановления социального статуса личности инвалидов.
Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем инвалидов. Основные принципы социальной профилактики ТЖС у инвалидов. Центры независимой жизни инвалидов.
Практическое занятие
Применение технологий при социальной работе с инвалидами.
4
Тема 3.8. Контроль качества деятельности социального работника
Содержание
2
2,3
Роль социального работника в защите и реализации прав пожилых и инвалидов. Осуществление своей деятельности с позиции «рядом с клиентом».
Понятие «эффект» и «эффективность» в деятельности социального работника. Качественные и количественные показатели результата.
Рефлексия в деятельности социального работника.
Практическое занятие
Оценка деятельности социального работника.
2
Консультация к экзамену
2
2,3
Курсовая работа
10
Самостоятельная работа при изучении раздела 3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Сбор информации в социальной работе.
2. Методы сбора информации: опрос, наблюдение, работа с документацией и т.д.
3. Разработка стратегии сбора информации.
4. Классификация социальных технологий.
5. Работа с конфиденциальной информацией клиента.
6. Выработка цели социальной работы с пожилыми и инвалидами и их семьями.
7. Основные методологические подходы социальной работы с пожилыми и инвалидами.
8. Национальные стандарты РФ по социальному обслуживанию населения.
9. Технологии социокультурного обслуживания.
30
Учебная практика
Виды работ:
Выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида.
Охарактеризовать психологические изменения в личности пожилого человека и инвалида.
Определить особенности и методы обучения пожилых и инвалидов.
Составить алгоритм деятельности социального работника с пожилыми и инвалидами.
Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов.
Выявление и типологизация проблем пожилых и инвалидов.
Определение путей решения проблем пожилых и инвалидов, выявление социальных рисков.
Применение социальных технологий при работе с пожилыми людьми и инвалидами
9
3
Раздел 4. Осуществление патроната к пожилым и инвалидам
99
МДК 01.04.