Сценарий литературно-музыкальной композиции Друзья мои, прекрасен наш союз!
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
"ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!" (Пушкинский лицей)
В подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции принимали непосредственное участие лицеисты школы (учащиеся 10 и 6 классов). Пушкинский Царскосельский лицей впервые принял 30 мальчиков в возрасте 12 лет (это возраст наших шестиклассников), а из стен этого учебного заведения вышли возмужавшие юноши, полные надежд и мечтаний принести пользу своему Отечеству (думаем, что их чувства близки нашим старшеклассникам).
Надеемся, что ребята, которые готовили данное мероприятие не только получили определенный объем информации (знакомство с лицейской лирикой А.С. Пушкина и его друзей), не только получили навыки выразительного чтения, навыки обобщения и систематизации литературного материала, но и оценили важность, ценность дружеского участия в жизни человека.
В то время, когда молодой человек определяет свои жизненные ориентиры, хотелось бы, чтобы он выбрал объектом для подражания не киногероев с накаченными бицепсами, не "упакованных" дельцов, а у него были более высокие, нравственные ориентиры.
Надеемся, что знакомство с Пушкинским выпуском заставило задуматься каждого: а как же у меня, у нас есть и будет, что ребята прониклись чувством гордости и ответственности за то, что носят звание лицеистов. Пример дружбы, которую пронесли через всю жизнь одноклассники Пушкина, которая была опорой в их жизненных невзгодах, давала им силы, вдохновение для творчества является тем ориентиром, "маяком", который поможет и нашим учащимся.
ЗВУЧИТ 1 ЧАСТЬ КОНЦЕРТА №2
для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова, на фоне музыки слова:
ВСТУПЛЕНИЕ: Юноши-старшеклассники:
История одного класса Класс как класс – 30 человек, мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывавшие.
История друзей Наверное, многих она заставила задуматься: а как же у меня, у нас все было и будет? И нам, которым ЖИТЬ, нужно познакомиться с одним классом, который уже прошел по жизни. Прошел много лет назад.
Важно ли, когда, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? 100, 200 лет назад?
Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?
Пересекают ли они свою страну на поезде, самолете или в карете, на почтовых лошадях?
Носят ли джинсы или камзолы, треуголки?
Конечно, любая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль Но сколько общего! Разве они не любили, не мечтали, как мы?
Разве мы, современники космических ракет и цветного телевидения, если б вдруг были допущены на один из древних «традиционных сборов» лицеистов, не нашли бы, о чем поговорить, о чем спросить тех ребят, а они – нас?
И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше СЕГОДНЯ и ИХ ДАЛЕКО. Соединяем, и сразу же по цепи «бежит ток», и становится ясно то, что именуют « связью времен», - и огромного исторического расстояния как и не бывало, и мы уже рядом с теми лицеистами, а они – с нами.
Мы на том, далеком, конце «цепи» видим одноклассника необыкновенного, юного чародея, которому подвластно все: «и небо содроганье, и горних ангелов полет» - ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать, ибо тот славный юноша, тот веселый одноклассник легко и просто ведет за собой всех своих друзей в историю, в будущее.
Пушкинский выпуск Пушкинский лицей «Люди 19 октября» Вот о каком классе будет идти рассказ, вот, кто наши герои. Их дела, дружба, их радость, их печаль, их мысль, может, станут нашими.
Именно потому мы приглашаем нашего современника отправиться совсем недалеко –на два века назад – первые десятилетия 19 века.
ВСЕ: ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ, МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!
3. ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ
«МЕТЕЛЬ» Г. Свиридова.
4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Старался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: Нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
5. ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕЯ:Девушки-старшеклассницы:
Если мысленным взором искать на карте России литературные урочища, то Царское Село, воспетое лучшими поэтами названное «городом муз», придет на ум едва ли не первым.
19 октября 1811 года открылся в России первый Царскосельский лицей. Он был расположен в одном из красивейших городов Петербурга, в самой резиденции императора.
Лицей был создан по желанию Александра 1, который хотел воспитать генералов и министров в двух шагах от собственного дворца. Он, по крайней мере поначалу, не возражал против вольнодумства.
Лицей создавался, когда устанавливалась новая Россия, когда призывались к историческому служению Отечеству новые люди. Их было нужно найти, вырастить и воспитать. Требовались деятели общенационального масштаба. На Лицей возложены великие надежды, и потому в него было вложено почти все лучшее, что имела культурная Россия.
Благословляла Лицей осенью 1811 года вся официальная (впрочем, и неофициальная тоже) Россия: царь и царская семья, высшее духовенство, члены Государственного Совета и министры.
Юноша:
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь открыл для нас чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
30 мальчиков напутствовались на учение и на служение. Первый лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных дворянский детей. Им было по 12 лет.
6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЮНЫХ ЛИЦЕИСТОВ:Мальчики-шестиклассники:
Антон Дельвиг. Родился 6 августа 1798 года в семье обедневшего эстляндского барона. До поступления в лицей учился в частном Московском пансионе.
Девушки-ведущие:
Добродушный, медлительный, ленивый фантазер.
Иван Пущин. Родился в 1798 году в Москве. Познакомился с Пушкиным до поступления в лицей. Наши кельи располагались рядом, мы в свободное время подолгу беседовали обо всем на свете.
Справедливый, спокойный, уравновешенный весельчак.
Вильгельм Кюхельбекер. Родился 10 июня 1797 года в семье немецкого аристократа, директора Павловска, имения Павла1. Семья долгое время жила в Эстляндии, где учился в частном пансионе до поступления в Лицей.
Восторженный, долговязый, одержимый стихами, нелепый и трогательный.
Александр Пушкин. Родился в Москве 6 июня 1799 года в семье отставного военного Сергея Львовича Пушкина.
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры,
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя в миниатюре.
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье
Не глуп, говорю не стесняясь,
Никогда не было болтуна
Надоедливее и крикливее, чем я
У меня свежий цвет лица
Русые волосы и кудрявая голова.
Удивлял всех остроумием и живостью, прекрасным знанием французского языка, за что получил кличку Француз.
7.ЗВУЧИТ КОНЦЕРТ №4 «Зима» из «Четырех времен года» Вивальди.
САДЫ ЛИЦЕЯ (музыка служит фоном): Слайды.
Девушка-ведущая: Каким он был, этот поэтический зеленый городок? Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды (озера, пруды, протоки, фонтаны), стройные дворцы, причудливые беседки, белеющие среди ветвей мраморные статуи – все будило в лицеистах фантазию, вдохновение, творчество.
Юноша-ведущий:С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наряды
Его ленивою водой.
А там, в безмолвии, огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги,
Не сель Минервы росской храм!
Не сель Элезиум полночный
Прекрасный Царскосельский сад?
Дворцовый парк, густо населенный статуями мифологических персонажей, рождал ассоциации с Золотым веком, вызывал представление о гармонии, полноте бытия.
Навстречу из зелени выходит громада дворца, чтобы поразить стройностью линий, легкостью орнамента, цветными гирляндами, львиными масками, решетками балконов.
И надо всем - яркое, как само солнце, золото куполов И само солнце, отраженное в оконных стеклах и стекающее вниз по лазоревым стенам дворца. И простое четырехэтажное здание – Лицей.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЛИЦЕЕ:Юноши-старшеклассники:
Обычный понедельник И, может быть в этот день шел дождь. И за окном было сумрачно. И так не хотелось вставать. Но звонил колокол, начинался очередной, самый что ни на есть будничный день. Ибо что может быть будничнее понедельника. И все было известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом занятия:
Шестиклассники перечисляют учебные предметы:– Энциклопедия прав
политическая экономика
военные науки
прикладная математика
опытная физика
всеобщая политическая история
закон божий
латинский язык
российская поэзия
эстетика
немецкая риторика
рисование
фехтование, танцы.
Юные лицеисты танцуют вальс.
Это не полный перечень того, чему обучали лицеистов.
Одного только тогда они (лицеисты) не могли себе представить: почти каждый их день, самый заурядный и скучный, окажется предметом исследования историков.
НАСТАВНИКИ:
Во главе Лицея были поставлены самые выдающиеся люди, не просто педагоги, а просветители.
Василий Федорович Малиновский. Умный, образованный, мечтающий о реформах.
Александр Петрович Куницын. Профессор нравственных наук начнет создавать лицеистов с первого же дня
Куницыну дань сердца и пера!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Словесник Николай Федорович Кошанский. На его уроках многие лицеисты впервые попробовали свои перья.
6. Инсценировка:
Кошанский: Господа, будем пробовать перья. Опишите, пожалуйста, розу стихами.
А. Дельвиг: Роза ль ты, розочка, роза душистая!
Всем ты красавица, роза цветок.
Вейся, плетися с лилией и ландышем,
Вейся, плетися в мой пышный венок!
В.Кюхельбекер: Цвет моей жизни, о роза, не вянь!
О время сладостной скорби!
Чем удержать тебя, друг мой, постой,
К мысли убийственной не привыкну.
А. Пушкин: О дева – роза, я в оковах,
Но не стыжусь своих оков:
Так соловей в кустах лавровых,
Пернатый царь лесных певцов,
Близ розы, гордой и прекрасной,
В неволе сладостной живет
И нежно песни ей поет
Во мраке ночи сладострастной.
Кошанский: Господа, ваши стихи прелестны. А вам, Пушкин, следует подумать о призвании поэта. А теперь опишите восход солнца в стихах.
Мясоедов: Блеснул на западе румяный царь природы (смех, возгласы «на западе»).
Пушкин: Можно мне продолжить?
Блеснул на западе румяный царь природы
И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.(Дружный смех лицеистов).
6.Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ:
Сдав в начале 1815 года публичный экзамен, воспитанники лицея перешли в старшую группу. «Монашеский» режим кончился: за ними теперь почти не следили, и они вдруг почувствовали себя взрослыми. Это был возраст снов, надежд и мечтаний, тот критический возраст, когда «и жить торопятся, и чувствовать спешат». А что за жизнь без самого сокровенного его таинства – любви?
Первой любовью поэта была Екатерина Бакунина, сестра товарища по лицею. Пушкин стал скрытен, все больше дичился. На смену прежней резвости пришла меланхолия. Он искал Катеньку везде и всюду, а увидев, встретившись с ней глазами, вспыхивал, смущался и убегал. И ПИСАЛ, ПИСАЛ о том, чего не решался высказать вслух.
3. Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!
4. Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!
5. Везде искал ее следов,
О ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал,
И счастье тайных мук узнал.
Все горечи несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу, не слышен ропот мой,
Я слезы лью, мне слезы в утешенье,
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое провиденье,
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
ОТДЫХ ЛИЦЕИСТОВ:
Девушки-старшеклассницы: На четвертом этаже в длинном коридоре смотрят друг на друга одинаковые двери лицейских «келий». Здесь жили по-спартански. На всем этаже ни одной печи в каждой комнате - лишь узкая кровать, комод, конторка, столик. А вот и табличка на двери под номером №14: « Александр Пушкин». Рядом – «Пущин», напротив: «Кюхельбекер».
Не пропускались в Лицее дни рождения. Однажды неизвестно кем был сочинен ХОР по случаю «дня рождения почтенного поэта нашего Алексея Демиановича Илличесвского. (Шестиклассники поют:
Слава, честь лицейских муз,
О бессмертный Илличевский!
Меж поэтами ты туз!
Все гласят тебе лицейски
Криком радостным: «виват!
Ты родился – всякий рад!»)
Причудливые тени мечутся по стенам «келий». Затихает шум, кончается день.
Что они чувствовали, о чем думали в эти вечера! Шесть лет Не было каникул Редкими были встречи с родственниками. И только друзья. Сколько было переговорено по ночам. Наверное, они говорили по ночам и о Гражданине, и об Отечестве.
4. Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом,
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом
Владыки! Вам венец и трон
Дает закон – а не природа,
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
Лицеистам уготовано еще держать много экзаменов, где они покажут свою гражданскую зрелость. Но один запомнился надолго
ПУБЛИЧНЫЙ ЭКЗАМЕН 1815 года:
Репродукция картины Репина.
Из воспоминаний Пушкина: «Это было на публичном экзамене, где присутствовал сам Державин. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Он преобразился весь. Наконец, вызвали меня, и я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе». Я не в силах описать состояние души моей Голос мой дрожал, отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Державин был в восхищении
1817 год Наступают дни прощания. Разумеется, потом, после выхода из лицея, многие будут видеться, переписываться, поэтому прощальное слово относится более всего общему прошлому. Впрочем, кто знает – что готовит судьба «рукой железной»?
14. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ ЛИЦЕИСТОВ:
О, где б судьба не назначала
Мне безыменный уголок,
Где б ни был я, куда б ни мчала
Она смиренный мой челнок,
Где поздний мир мне б ни сулила,
Где б ни ждала меня могила,
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей.
К моменту окончания Лицея выявлялись и определялись вкусы, наклонности, интересы каждого из лицеистов. Небольшой этот класс оказался способен выдвинуть группу потенциальных государственных деятелей.
Он заключал в себе будущего выдающегося дипломата всего русского, может быть, и европейского 19 века – князя Горчакова.
И он же, этот класс, выпускает несколько «антигосударственных» деятелей: 7 (почти треть класса) фамилий лицеистов попадут в следственные дела по декабристскому движению, а некоторые станут выдающимися его участниками, рыцарями даже этого рыцарства (Иван Пущин) и, может быть, немного его донкихотами (Вильгельм Кюхельбекер).
Один из них – Сильверий Броглио – на подозрении нескольких европейских государств – за связи с карбонариями. Сложил голову, сражаясь за свободу Греции.
Первый лицейский класс выдвинул и замечательного боевого генерала – Вольховского.
И замечательного мореплавателя, адмирала Матюшкина.
И музыканта Яковлева. Исследователи полагают, что мы распеваем сегодня некоторые его романсы, о которых говорят «автор неизвестен».
Звучит романс на стихи неизвестного поэта 19 века.
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
11.К юношам старшеклассникам подходят шестиклассники.
Антон Дельвиг. Начал издавать литературную газету. Служил в Публичной библиотеке. Сочувствовал Французской революции 1830 год. Подвергся грубому допросу Бенкендорфа, что подорвало его здоровье, привело к смерти.
12.Вильгельм Кюхельбекер. Незадолго до 1825 года вступил в тайное общество. 14 декабря находился на Сенатской площади в рядах восставших. После разгрома был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой.
Иван Пущин. Вступил в тайное общество. Один из основателей северного общества. Оставил военную карьеру. 14 декабря находился среди восставших, был осужден на 20 лет каторги.
14. Александр Пушкин. Погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей жены. Ему было 38 лет.
15. Остались его стихи, которые составили славу Лицея, славу всей России.
16. Хвала лицейский! Свят обет
Им день сей праздновать свиданьем,
Уже мы ровно девять лет,
Но связаны воспоминаньем.
И что время нам? Оно
Расторгнуть братских уз не смеет,
И дружба наша, как вино,
Тем больше крепнет, чем стареет!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА:
19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками.
Через шесть лет без малого 29 юношей обучатся, получат аттестаты.
Класс как класс. Мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступниками», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читали легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще при жизни стали легендой, преданием.
Как без этих мальчишек, без этих 28, без остальных, развился бы не лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы – разве Пушкин стал бы Пушкиным? Без их шуток, похвал, насмешек, писем, помощи, памяти? А они без него, без его мыслей, строчек, веселости, грусти, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился!
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село!
ВСЕ: ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
16. Звучит вальс Свиридова в повести Пушкина «Метель»
13PAGE 15
13PAGE 14115
15