Педагогический проект «Формирование культуры здорового образа жизни в условиях ФГОС»








Педагогический проект
«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях ФГОС»
























Тамбов, 2014
Актуальность проекта.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Однако последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.
В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями.  Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.
На выходе из школы лишь 10% выпускников можно назвать относительно здоровыми. Все чаще педагоги осознают, что именно учитель может и должен сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.
Проект формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработан с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Проблема проекта: как формировать у учащихся культуру здорового образа жизни?
Целью данного проекта является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью определены следующие задачи направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта «Формирование культуры здорового образа жизни в условиях ФГОС».

Задачи проекта:
Разработать диагностические материалы, позволяющие оценить отношение школьника к здоровому образу жизни;
Разработать методические рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода в формировании здорового образа жизни детей с учетом результатов медицинских осмотров и мониторингов физического состояния учеников;
Создать банк здоровьесберегающих технологий для использования на уроках;
Разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе;
Разработать план мероприятий программы внеурочной деятельности по направлению «Сохранение и укрепление здоровья, формированию культуры здорового образа жизни»;
Создать библиотеку медиаресурсов по вопросам здорового образа жизни.

Участники проекта – учащиеся школы 1-9 класс, родители, педагоги.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Разработка проекта формирования культуры здорового образа жизни, а также организация всей работы по его реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется с помощью следующих механизмов.
Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно оздоровительных клубов.
3. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

· рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

· эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,

· реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями);

· формирования у обучающихся ценности здоровья, сохранения и укрепления у них здоровья.
организации дней здоровья.
Направления деятельности по реализации проекта

Направление деятельности
Задачи
Ожидаемые результаты

Диагностическая деятельность
Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. Мониторинг состояния здоровья учащихся, анкетирование родителей
Получение картины состояния физического здоровья детей для оптимизации форм работы по сохранению и укреплению здоровья

Урочная деятельность
Повышение уровня профессионального мастерства учителей, использование здоровьесберегающих технологий на уроке; подбор заданий, направленных на формирование здорового образа жизни и включение их в учебный процесс
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе применения технологий и методов, здоровьесберегающей направленности в урочной и внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность
Увеличение кружков и секций спортивной направленности, привлечение учащихся к занятиям в них. Проведение бесед, тренингов, игр, встреч с мед.работниками, экскурсий, выпуск стенгазет, листов здоровья, просмотр фильмов и мультфильмов о здоровом образе жизни


Работа с родителями
Вовлечение всех родителей в спортивно-оздоровительную деятельность. Проведение всеобучей, анкетирования родителей по вопросам здорового образа жизни
Увеличения количества учащихся и родителей принимающих участие в разных физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Питание школьников
Обеспечение всех учащихся горячим питанием в школьной столовой
Уменьшение роста заболеваний органов пищеварения у детей

Туризм и краеведение
Организация системы туристической, экскурсионной работы в школе. Проведение дней здоровья, прогулок в лес. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора знаний школьников в области физической культуры, спорта, туризма
Увеличение количества учащихся в туристические и краеведческие мероприятия

Спортивно-оздоровительная деятельность
Вовлечение всех учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность, организация летнего отдыха детей
Увеличение количества учащихся, вовлеченных в спортивно-оздоровительную деятельность и посещающих пришкольные лагеря дневного пребывания

Профилактика заболеваний у учащихся
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Проведение бесед, лекций с медицинскими работниками
Сокращение количества учащихся, имеющих вредные привычки Увеличение школьников, ведущих здоровый образ жизни


Ожидаемые эффекты проекта:
Получение знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности.
Формирование знаний о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды.
Приобретение знаний о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.
Понимание о возможности вреда для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы.
Соблюдение правил гигиены и здорового режима дня.
Активация подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом).
Создание системы мониторинга состояния здоровья детей.
Снижение общей заболеваемости учащихся.
Повышение психолого-педагогической компетенции одителей, и внимания к вопросам, здоровья, питания, здорового образа жизни.
Усовершенствование воспитательных систем образовательных учреждений района.
Выпускник научится:
 характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
 анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
 классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Описание проекта.
Для решения первой задачи необходимо проанализировать существующие диагностические материалы по теме проекта. Наиболее эффективными можно назвать методики Смирнова Н.К., Базарного В. Ф., которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, используя здоровьесберегающие технологии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитывая имеющиеся материалы и особенности проекта, разработаны материалы, которые могут применяться для входной, текущей и итоговой диагностики, позволяющие определить уровень осведомленности о здоровом образе жизни школьников, о состоянии комфортности образовательной среды и здоровьесберегающей деятельности школы и класса. (Приложение 1)
Формирование культуры здорового образа жизни невозможно без системного подхода к этому вопросу, поэтому внедрение проекта должно проходить в системе, связывающей урочную и внеурочную деятельность детей и педагогов, а так же родителей и общественности. С этой целью была разработана система мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни (Приложение 2).
Необходимым звеном реализации этого проекта является подбор здоровьесберегающих технологий и разработка методических рекомендаций по их использованию на уроках в школе. (Приложение 3)
Важным звеном в формировании культуры здорового образа жизни является внеурочная деятельность учащихся. Для решения этой задачи был разработан план мероприятий, который включает в себя не только классные часы и беседы, но и разнообразные игры, встречи с медработниками, совместные занятия с родителями и др.(Приложение 4)
Для эффективной работы по формированию культуры здорового образа жизни были подобраны различные материалы по этому вопросу: полезная литература и сайты, учебные фильмы и мультфильмы, песни и другое, что может помочь педагогу в достижении намеченной цели.(Приложение 5)

Приложение 1.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика, регулирование, коррекция по проблеме
«Здоровье учеников в режиме дня школы»
Цель: выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме школьного дня.
Задачи:
Определить самочувствие учеников.
Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье учеников.
Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье учеников.
Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса в школе.
Предмет исследования: условия, факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья детей в режиме дня школы.
Рабочая гипотеза: Если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится системная физкультурно-оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведётся пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, то всё это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.
 
Проведение наблюдений.
Анализ классного журнала: общее число отсутствующих, из них по болезни.
Анализ документации фельдшера:
 
Вид заболевания
Число учащихся

ОРЗ


Грипп


Травмы








Освобождение по болезни от физкультуры
 
На длительный срок (более 1 мес.)
Временно




Анализ санитарно-гигиенического состояния школы
 
Столовая


Кабинеты
Начальные классы 1,3
Начальные классы 2,4
Русского языка
Географии
Физики
Истории
Математики
Литературы
Иностранного языка
Химии и биологии
Информатики
Музыки


Спортивный зал


Коридоры


Мастерские


Учитываются качество уборки, освещённость, тепловой и воздушный режим, качество мебели.
Оценка в баллах: 3 – оптимальный уровень, 2 – допустимый уровень, 1 – низкий.
 
Анкета № 1 «Моё здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенствования.
Поставь соответствующий балл рядом с позицией, с которой ты согласен: 3-да, 2-частично, 1-нет.
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни и по каким причинам?
Из-за простудных заболеваний –
Из-за отсутствия закалки –
По другим причинам –
Делаешь ли утром физическую зарядку? -
Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры? -
Занимаешься на уроке физкультуры
С полной отдачей –
Без желания –
Лишь бы не ругали –
Занимаешься ли ты спортом длительно? –
В школьной секции –
В спортивной школе –
Оцени степень усталости на уроках сегодня: 1- очень устал, 2- среднее состояние, 1- совсем не устал
Были ли физкультурные минутки на уроках? –





Анкета № 2. Для родителей.
Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима на здоровье ребёнка.
Оцените баллами 1,2,3 (т.е. низкий, допустимый, оптимальный уровни)
Как часто болеет ваш ребёнок:
Каждый месяц –
Раз в четверть –
Раз в год и реже –
Оцените значимость (важность) физической зарядки для здоровья вашего ребёнка –
Оцените выполнение физзарядки вашим ребёнком -
Оцените соблюдение им режима дня в школе -
Оцените выполнение режима вашим ребёнком дома -
Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье вашего ребёнка
Оцените участие вашего ребёнка во внеклассных спортивных занятиях –
Наблюдения фельдшера за состоянием отдельных параметров
состояния организма ребёнка.
ФИО, класс
Утро
Конец учебного дня

Пульс



Давление



Самочувствие (тонус)



Параметры – повышенный, пониженный, норма.





Анкета для определения уровня тревожности
Фамилия, имя _______________________________________ возраст _________________
Класс _______________________________ дата проведения _________________________
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Не правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь, как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

 
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда

1
Я спокоен
1
2
3
4

2
Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути
1
2
3
4

3
Я разъярён
1
2
3
4

4
Я падаю духом, сталкиваюсь с трудностями в учёбе
1
2
3
4

5
Я напряжён
1
2
3
4

6
Я испытываю любопытство
1
2
3
4

7
Мне хочется стукнуть кулаком по столу
1
2
3
4

8
Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки
1
2
3
4

9
Я раскован
1
2
3
4

10
Мне интересно
1
2
3
4

11
Я рассержен
1
2
3
4

12
Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учёбе
1
2
3
4

13
Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4

14
Мне кажется, что урок никогда не кончится
1
2
3
4

15
Мне хочется на кого-нибудь накричать
1
2
3
4

16
Я стараюсь всё делать правильно
1
2
3
4

17
Я чувствую себя неудачником
1
2
3
4

18
Я чувствую себя исследователем
1
2
3
4

19
Мне хочется что-нибудь сломать
1
2
3
4

20
Я чувствую, что не справлюсь с заданиями
1
2
3
4

21
Я взвинчен
1
2
3
4

22
Я энергичен
1
2
3
4

23
Я взбешен
1
2
3
4

24
Я горжусь своими школьными успехами
1
2
3
4

25
Я чувствую себя совершенно свободно
1
2
3
4

26
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
1
2
3
4

27
Я раздражён
1
2
3
4

28
Я решаю самые трудные задачи
1
2
3
4

29
Мне не хватает уверенности в себе
1
2
3
4

30
Мне скучно
1
2
3
4

31
Мне хочется что-нибудь сломать
1
2
3
4

32
Я стараюсь не получить двойку
1
2
3
4

33
Я уравновешен
1
2
3
4

34
Мне нравится думать, решать
1
2
3
4

35
Я чувствую себя обманутым
1
2
3
4

36
Я стремлюсь показать свои способности и ум
1
2
3
4

37
Я боюсь
1
2
3
4

38
Я чувствую уныние и тоску
1
2
3
4

39
Меня многое приводит в ярость
1
2
3
4

40
Я хочу быть среди лучших
1
2
3
4





Изучение уровня отношения к здоровью  учащимися школы. 
Цель исследования: Обоснование педагогической технологии здоровьесбережения на основе результатов психологической диагностики участников образовательного процесса.
Задачи исследования: 
Изучение уровня отношения к здоровью учащихся
Раскрытие психологических резервов личности и учащихся
Определение  траектории  совместной работы педагогов, психологов, логопедов и социальных педагогов.
В данную творческую группу привлекаются классные руководители по одной из параллелей с 2 по 11-е классы. если имеются трудности в с подборкой исследователей, то можно ограничиться только четырьмя педагогами- по одному из 2- 4-х, 5- 6-х, 7-8-х, 9-11 классов.
 
Анкета для учащихся 2-4 классов
Правила  здорового образа жизни
Класс____________                                                  Дата заполнения_______________
 
Фамилия_____________________   Имя_____________________         Возраст________

Вопрос
Варианты ответа
Баллы

 
1
Представь, что ты приехал в летний лагерь.
Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой,
Забыл дома сумку с вещами и просит ему помочь.
Отметь, каким из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом
А.Мыло
 



Б.Зубная щётка
 



В.Полотенце для рук
 



Г.Мочалка
 



Д.Зубная паста
 



Ж .Шампунь
 



З.Тапочки
 



И.Полотенце для тела
 

2
На дверях столовой вывесили два расписания приёма пищи: одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание
А.Завтрак 8.00
Обед 13.00
Полдник 16.00
Ужин 19.00
 



Б. Завтрак 9.00
Обед 15.00
Полдник 18.00
Ужин 21.00
 

3
Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав?
Отметь тот ответ, который ты считаешь верным:
А.Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
 



Б.Зубы нужно чистить утром и вечером.
 



В.Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
 

4
Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь вымыть руки.
А.Перед чтением книги
 



В Перед посещением туалета
 



Г.После посещения туалета
 



Д.После  урока
 



Ж .Перед едой
 



З Перед тем как идёшь гулять
 



И.После игры в баскетбол
 



К.После того как поиграл с кошкой или собакой
 

5
Как часто ты посоветуешь друзьям принимать душ? Отметь
А.Каждый день
 



Б.Два –три раза в день




В 1 раз в неделю


6
Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь
Положить палец в рот
 



Б.Подставить палец под кран с холодной водой




В .Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой




Г.Помазать кожу вокруг ранки йодом  и накрыть чистой салфеткой


 










Анкета «Оценка здорового образа жизни подростка»
для учеников 5-11 классов  
1. Состав семьи:
Полная
Неполная
Нет родителей
2. Взаимоотношения в семье:
Хорошие
Не очень хорошие
Плохие
3. Знаете ли Вы что такое здоровый образ  жизни?:
Знаю
Имею представление
Не знаю
4. Имеете ли Вы представление о безопасном поведении дома, на улице, в школе, обеспечивающем предупреждение травм  и отравлений?
Имею представление и применяю на деле
Имею представление, но не всегда применяю
Не имею представления
5. Умеете ли Вы управлять своими эмоциями?:
Умеете
Не всегда получается
Не умею, не считаю нужным
6. Соблюдаете ли Вы правила личной  гигиены?
Всегда
Не всегда
Не соблюдаете вообще
Сколько раз в день Вы питаетесь?:
4 и более
2-3 раза
1 раз
8. Сколько раз в день Вы обычно употребляете  горячую пищу?:
3-4 раза
2 раза
1 раз
Ни разу
9. Всегда ли Вы, чувствуете себя выспавшимся ?
Да
Не всегда
Не высыпаюсь совсем
10. Какова продолжительность Вашего  пребывания на воздухе ( в среднем за день)в учебные дни?:
Более 2 часов
1-2 часа
Менее 1 часа
11. Продолжительность просмотра TV-программ, видеофильмов, компьютерных игр( в среднем за день):
До 2 часов
2-4 часов
Более 4 часов
12. Продолжительность приготовления уроков:
До 2 часов
3,5 часов
4-4,5 часов
Более 4,5 часов
13. Сколько времени в неделю, вы затрачиваете на систематические дополнительные занятия
( факультативы, музыка, репетиторство)?
не занимаюсь
2-6 часов
7-10 часов
14. Отмечаете ли Вы, в конце учебного дня усталость, головную боль?
нет
иногда
да
15. Ваше самочувствие в конце рабочей недели?
бодрое
незначительная усталость
очень устал
16. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции, хореографией, танцами?
занимаюсь
иногда
не занимаюсь
17. Ваше отношение к людям употребляющим наркотики и психоактивные вещества?
отрицательное
считаете, что это личное дело каждого
одобряю
18. Курите ли Вы?
нет
иногда, за компанию
нет
19. Если Вы курите, то укажите в течение какого периода времени
до 6 месяцев
6-12 месяцев
более года
20. Имеете ли Вы представление о возможных тяжких последствиях для организма от курения, употреблении алкоголя и наркотиков?
да, хорошо знаю
знаю частично ( что-то знаю, что-то нет)
не знаю, но хочу узнать
не хочу знать. 
Цель данного исследования, помимо выше обозначенной, заключается в том, чтобы дать заключение об эффективности и оптимальности использования здоровьесберегающих  и  здоровьеформирующих технологий в  практике работы образовательного учреждения, раскрыть значимость сохранения психического здоровья  школьников и педагогов.
Далее следует непосредственно проведение педагогического совета.
Приложение 2.





































Приложение 3.





















Приложение 4.

План мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни.

№ п/п
Мероприятие
Формы
Краткая характеристика
Планируемые результаты

1
Здоровье –бесценное богатство.
Классный час
Заседание круглого стола о профилактике вредных привычек. Мозговой штурм.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Понимание ценности своего здоровья, здоровья близких и окружающих людей. Знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды.

2
Разум и чувства, или береги здоровье смолоду!
Классный час
Театрализованное представление о ЗОЖ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

3
Путешествие по стране «Неболейка».

Классный час
Игра – знакомство с режимом дня школьника, повторение правил личной гигиены.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха.

4
Твое здоровье - в твоих руках.
Тренинг
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Практическое освоение методов и форм здоровьесбережения, физической культуры.

5
Антитабачная викторина
Викторина
20 вопросов по теме
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Получение знаний о негативном влиянии курения на здоровье человека. Уменьшение числа курящих учащихся.

6
Как сохранить здоровье ребенка?
Родит.собрание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приобщение учащихся и родителей к разным формам физической культуры.

7
Ребенок и компьютер.
Родит.собрание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

8
Настольный теннис.
Секция
При реализации программы используются самые разнообразные формы занятий: комбинированные занятия (сочетания теоретического и практического занятий), практические занятия, соревнования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Увеличение двигательной активности учащихся.
Знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.

9
Здоровые ученики.
Кружок
Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, самостоятельная, лабораторная, практическая работа, игровые методы, диспут, конференция, демонстрации   видеофильмов, опытов, экспериментов, экскурсии, прогулки на природе, проведение фитнес-занятий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

Увеличение двигательной активности учащихся.
Отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены.

10
Вредные привычки.
Беседа
Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Получение знаний о негативном и разрушительном влиянии на организм человека алкоголя и психотропных веществ.

11
Питание – необходимое условие для жизни  человека. Здоровая пища для всей семьи.
Беседа
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Осознание детьми и родителями влияния правильного питания на здоровье человека.

12
Сон – лучшее лекарство.
Тренинг
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Приобретение знаний о здоровье, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

13
Осанка – стройная спина.
Устный журнал
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Приобретение знаний о правильной осанке, о профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье. Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, осознание ответственности за свое здоровье.

14
Профилактика гриппа.
Беседа
Встреча с мед.работником.
Снижение заболеваемости детей острыми простудными заболеваниями.

15
«Мама, папа, я – спортивная семья».
Спортивно- оздоровительный праздник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Увеличение количества семей, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Увеличение двигательной активности учащихся.
Приобщение учащихся и родителей к разным формам физической культуры.


16
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Экскурсия в природу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. Расширение опыта общения с природой. Сплочение детского коллектива. Знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье


17
«В здоровом теле- здоровый дух».
Классный час
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приобретение первоначального жизненного опыта здоровьесберегающей деятельности, представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.





Приложение 5.
Библиотека медиаресурсов по ЗОЖ.
1. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки – М.: Медицина,2005. 
2. Правильное питание: Рецепты здоровья / пер. с англ.- М.: ТЕРРА, 2006.
3. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993
4. Апанасенко, Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
5. Бароненко,В.А.,Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.
6 Басалаева, Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996. - №2, с. 35-37.
7. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. - 125 с.
8. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. - 269 с.
9. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. - Вып.3. с. 406-411.
10. Григорьев, Ю.И., Григорьев, И.Ю., Истомина Л.Б. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании //Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации. Тезисы науч.-практ. конф. - Липецк, 2001. - С18-20.
11. Динейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987. - 63 с.
12. Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс.
13. Журнал «Воспитание школьников»,№10, 2009.
14. Журнал «Педагогика», №1, 2009.
15. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 72 с.
16. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990. - 360 с.
17. Зиновьев, В. Правоведы осознают необходимость возврата к строгому контролю //Наркомат, 2004. - №9. - с.22-23.
18. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
19. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12--13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. -- Балашов : Николаев, 2006. -- 196 с.
20. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. - №1, с. 7-17.
21. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
22. Лисицын, Ю.П., Полунина, И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М. - 1984.
23. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 40-63.
24. Понедельник, С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994. - с. 132-133.
25. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М. - 1990, 494 с.
26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. - 1994.
27. Семенова, В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. - №3, с. 56-61.
28. Трубачев, В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности. Краснодар, 2008.
29. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. - 202с. - ISBN.
30. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
31. Яковлева, Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.
32. Кирьякова А.В. Теория ориентации Личности в мире ценностей. Оренбург, 1996 - 188с.
33. Седьмая волна психологии. Вып. 7./Сб. под ред. Козлова В.В.- Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 - 444 с.

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

10 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формы мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни

Кружки,
секции

Беседы, тренинги, классные часы

Проектная деятельность учащихся

Экскурсии, соревнования, Дни здоровья

Викторины, утренники, праздники

Родительские собрания, всеобучи



Заголовок 1 Заголовок 215