Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.


Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника .В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать
Возникает    необходимость развития способности к самоорганизации, умения точно и полно отвечать на вопрос, самостоятельно составлять высказывания на заданную тему, участвовать в коллективной деятельности, проявлять терпение к чужому мнению, уметь вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Однако, в классе, в котором я работаю, у учащихся недостаточно хорошо развиты навыки работы с текстом, умение точно и полно отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Особенно трудно даётся детям составление самостоятельного высказывания на заданную тему. При проведении творческих работ меня беспокоит бедный словарный запас учащихся, упрощенность и примитивность высказываний, неумение творчески подходить к решению любого задания. При проведении групповой, коллективной работы, организации проектной деятельности ребят общаться друг с другом, организовывать совместную деятельность. У многих ребят очень низкий уровень мотивации обучения.
Противоречия между требованиями новых стандартов и уровнем развития и подготовки моих учащихся потребовали совершенствования моей педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и моего и наиболее полной реализации их способностей. Этими противоречиями и обусловлен выбор темы моей работы «Деятельный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника».
ЦЕЛЬ: создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
ПРОБЛЕМА: не достаточно разработан опыт для учащихся младших классов разнообразной деятельности (учебно – познавательной, коммуникативной, практической и др.) как основы для развития личностных качеств и способностей.
Достижение данной цели и решение проблемы осуществляется через последовательное решение следующих задач:
ЗАДАЧИ:
систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями;
обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым Госстандартам образования;
создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификация их общего развития.
Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
изменение психологических условий обучения;
создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
создание психологической комфортности;
равенство всех участников учебного процесса;
не принудительное привлечение детей к деятельности;
возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
вера в каждого ребенка;
способствовать речевому развитию;
максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.
Для осуществления поставленных задач проводится формирование и отработка следующих видов деятельности:
Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.
Учебно-познавательная – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.
Организационная  – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.
Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия. Таким образом, происходит формирование упомянутых выше видов деятельности. Урок включает следующие этапы:
1.      Самоопределение к деятельности.   Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.
Возможна самопроверка домашнего задания.
 
2.      Актуализация знаний.   Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Помощь ученикам при включении в работу;
организация живого диалога;
создание проблемы перед изучением нового материала. Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят;
проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.
 
3.      Постановка учебной задачи.   Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного. Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.
 
4.      «Открытие» детьми нового знания.   Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация диалога;
использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. Ведение диалога;
групповая или парная работа.